Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Колосок»
Отчёт по теме
«Подготовка детей к обучению грамоте через использование современных образовательных технологий»
во 2 младшей группе «Ромашка»
Воспитатель: Томашева М.И.
2025год
Работая над годовой задачей детского сада на 2024-2025 год «Подготовка детей к обучению грамоте через использование современных образовательных технологий», я поставила перед собой задачи работы по развитию речи детей:
формирование правильного звукопроизношения;
умение пользоваться умеренным темпом речи;
интонационными средствами выразительности;
развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания.
В своей работе стараюсь обогащать словарь ребенка именами прилагательными и глаголами; дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки; они начинают подбирать слова с противоположным значением ,очень любят играть в дидактическую игру:
«Скажи наоборот»; сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова: д/и «Назови одним словом».
У детей увеличивается речевая активность .Речь становится более связной и последовательной;
Вместе с тем у детей 2 младшей группы «Ромашка» в речи встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, недостаточно развита речь , интонационная выразительность.(Саша К., Серёжа П, Тимур Л., Денис З., Еремей П..).
Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить предложения по описанию и повествованию.
Самый важный и главный в моей работе по данному направлению развития речи детей – это наш речевой уголок, который находится в хорошо освещённом месте. В уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, зрительной гимнастики, приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением: это пособия Листопад», «Снегопад», «Весёлые человечки», «Покорми белочку», «Весёлый ветерок» ; игры на развитие всех компонентов устной речи детей. Имеются такие пособия: «Один-много», речевые кубики; звуковые домики; альбомы предметных и сюжетных картинок; беседы в картинках; подборки загадок, пословиц и поговорок, картотека чистоговорок; фонематических потешек; альбом «Устное народное творчество».
В речевом уголке имеются художественные произведения по программе, детская литература разных авторов, разного переплёта, русские народные сказки, музыкальные книжки, книжки-малышки, картинки по лексическим темам.
С помощью дидактических игр и пособий помогаю детям понять, что звуки в словах разные. Проводила упражнения на узнавание слов, в которых не хватает того или иного звука .В игровой форме обучаю детей называть первый звук в слове, называть слова с выделенным звуком .Сделала дидактические пособия: «Посади бабочку на цветок», «Весёлая рыбалка», «Паровозик Буковка». Например:, предлагала покатать в паровозике только тех животных, в названиях которых есть звуки (с), (з), (к) и др. Так же дети выполняют задания на подбор тех или иных игрушек и предметов .в названиях которых есть определенный звук.
Провожу большую работу по обогащению активного словаря.
В активный словарь детей ввожу названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняем с детьми обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи», играя в дидактическую игру «Назови одним словом».
Учу понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; составлять из слов словосочетания и предложения. Играем в игры: «Какое что бывает», «Что умеет делать... ветер, солнце и др.»
Развиваю у детей представление о многозначности слова (идет… человек, автобус, часы, дождь, мультфильм) .
При ознакомлении с многозначными словами использовала наглядные пособия, рисунки, иллюстрации . Также играли «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов», «Дополни предложение», «Скажи наоборот». При этом дети учатся давать толкование слова, словосочетания.
В целом словарная работа была направленна на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащения его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Для достижения данных целей, мною использовались дидактические игры: «Кому что нужно?», «Профессии», «Времена года», «Какое оно? (яблоко, облако)» , «Когда это бывает», «Малыш и Карлсон». Рассказывали с детьми по картинкам: «Что сначала, что потом?».
На развитие речи детей огромное влияние оказывает театрализованная деятельность. В группе имеется : ширма, фланелеграф, различные виды театров( настольный, теневой, пальчиковый, театр на палочках, кукольный, би-ба-бо).
Работу по повышению речевой активности и звуковой культуры речи детей я проводила индивидуально, в ОД не только по развитию речи, но и по ФЭМП, формированию целостной картины мира, рисованию, лепки, аппликации.
Работая по формированию грамматического строя речи, ставила перед
собой задачи : образование форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных;
согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
В играх учила детей образовывать формы глаголов в повелительном наклонении: давала поручения игрушкам, друзьям – спой, спляши, попрыгай. На занятиях и в свободное время выполняли с детьми упражнения на правильное понимание и употребление предлогов в, под, между, около. Проводила с детьми игры: «Кто потерялся», «Чего не хватает Маши , чтобы пойти на прогулку?», «Магазин» (на употребление названий предметов посуды). «Вы хотите? - Мы хотим» на спряжение глагола «хотеть» и др..
Для развития связной речи учу детей составлять небольшие рассказы по картинке и на темы из личного опыта. Описательные рассказы дети составляют по вопросам воспитателя, самостоятельно могут составлять Тимоша С., Аниса А., Ангелина К., Аделина Л., Ева М.. Продолжаю формировать навыки повествовательной речи. Закрепляю представление о том, что рассказ можно начинать по- разному «однажды», «как-то раз».
В индивидуальном общении обучаю детей составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).
В будущем в своей работе планирую применять новую технологию развития речи детей- синквейн. Детям очень нравится рассматривать картинку и описывать её по 5 признакам.
Работая по данной задаче с педагогами провела открытое занятие «Весёлое путешествие». Занятие было направлено на обучение детей правильному произношению звуков, на различение «звук», «слово», на развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
Для родителей подготовила анкетирование «Подготовка к обучению грамоте детей»; консультации «Мелкая моторика- важное звено в развитии речи детей»; «Обучение звукопроизношению в семье»; «С чего начинать обучение грамоте»; «Подготовка обучению элементам грамоты»; «С пальчиками играем –речь развиваем». Провела беседы: «Говорите с ребёнком правильно»; «Обучение грамоте через дидактические игры». Давала родителям советы по организации логопедических занятий дома; по проведению игр на развитие слухового внимания, на определение звука в слове: изготовила буклеты «Артикуляционная гимнастика дома»; папка-передвижка «Игры для детей по обучению грамоте дома» . Провела родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте детей младшего дошкольного возраста»; мастер-класс для родителей «Дидактические игры для детей по обучению грамоте»
В результате целенаправленной и систематической работы по обучению детей грамоте, развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают проговаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг. В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю детей высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу.
Работу по обучению детей грамоте, повышению качества речевой активности и звуковой культуры речи детей буду продолжать в течении всего года а также пополнять речевой уголок дидактическим материалом.