МБОУ «Лицей №52»
Отчет по теме самообразования
«Формирование читательской грамотности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»
за 2023-2024 учебный год
Махачкала 2024
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»
Моя методическая тема, над которой я работаю с 2022 года «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС».
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Эта проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят, что число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
В начале 70 гг. 20 века исследовательская работа, проведенная под руководством Н. Н. Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.
Специалисты полагают, что самостоятельное чтение детей заключается не в раскодировании графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.
Разные авторы по-разному трактуют понятие «читательская самостоятельность».
Ушинский К.Д. - Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его
Н. Рубакин - Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью
Н. Светловская - Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан
К настоящему времени в методике обучения чтению определено и зафиксировано понятие «читательская самостоятельность»: «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан».
Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.
На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.
В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:
- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;
- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения;
- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
Сформировать сознательного читателя - сложная задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, научить работать с текстом, выработать соответствующие читательские умения.
Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы, которые включены в чтение, влиять на определённые анализаторы. Кроме того, ребенок должен читать правильно, чётко, внятно, быстро.
Цель моей работы: Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников в условиях обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования ребенка-читателя.
Провести отбор содержания для организации коллективного чтения.
Разработать приемы и методы, обеспечивающие переход от коллективного чтения к самостоятельному чтению.
Разработать игровые уроки, стимулирующие читательскую активность.
Определить эффективность методики коллективного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников.
Актуальность темы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.
Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.
В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.) отмечается, что знания, умения и навыки становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе - развитие и воспитание ученика как субъекта учебной деятельности. Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека: высокий уровень его интеллектуальных способностей, самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать: степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения педагогические условия формирования данного феномена, необходимо определение критериального аппарата для оценки уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников.
Предполагаемые результаты:
1.Разработка приемов и методов, способствующих формированию читательской активности;
2.Формирование у обучающихся качества читательской самостоятельности;
3.Повышение читательской активности;
4.Мотивация учебной деятельности;
5.Развитие кругозора.
Работая над темой по самообразованию пришла к выводу, что следует остановиться на одном важном компоненте - мотивации, которая является исходной или включённой в процесс принятия учеником учебной задачи для себя и обеспечивающей эффективность всей системы действий и операций чтения. Познавательный интерес является ведущим мотивом - целью учебной и читательской деятельности школьников. В начале - это просто желание научиться читать, затем - больше узнать, найти в книге ответы на интересующие их вопросы, удовлетворить познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой. При этом использую задания разной степени трудности, стимулирую и поощряю самостоятельное составление учащимися различных учебных задач. Перед учащимися ставлю четкие цели, ученики усваивают разные способы получения знаний. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют и читательскую деятельность школьников. Она складывается, если в процессе обучения чтению формируется её основной мотив - потребность читать книги, умение ориентироваться в мире книг.
Основная особенность младших школьников - слабое развитие произвольного внимания. Данная характеристика внимания позволяет сделать вывод о том, что при обучении следует делать упор на развитость непроизвольного внимания. Все известные психологи сходятся во мнении, что главное в обучении чтению - привлечение интереса. Исходя из данных утверждений, можно понять, залог успешного формирования ребенка-читателя - применение разных занимательных заданий и упражнений, литературных игр, организация литературных праздников, деятельность на уроках литературного чтения должна быть разнообразной и интересной для младших школьников. Мною были проведены праздник « В гостях у А.Барто», викторина по сказкам Г.Х. Андерсена, викторина по сказкам А.С.Пушкина, поле чудес «Любимые рассказы Л.Н.Толстого» и др., учащиеся принимали участие в всероссийском конкурсе «Пегас».
Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. Утром, например, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий ученики вместе с учителем подходят к дереву и называют сказки или рассказы, которые они прочитали. На уроке чтения, несколько минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята рекламируют книги. Это способствует развитию интереса к чтению. Ребята получают список книг, выбирают и читают самостоятельно.
Традиционны игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, "хитрые" вопросы по прочитанным книгам, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию.
Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках литературного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется их кругозор.
Литературные игры - это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными, веселыми, и в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, узнавание знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.
Таким образом, для развития читательской самостоятельности учеников на уроках литературного чтения наиболее оптимальными методами будут: беседа о прочитанном, обмен мнениями, чтение - рассматривание, специальные упражнения направленные на формирование читательской самостоятельности; пересказ прочитанного; передача прочитанного по ролям; иллюстрирование прочитанного; творческая деятельность детей, направленная на использование и подбор рифмы, собственное сочинение сказок и историй; литературные игры.
Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы. Проводя диагностику, я заметила, что читательский интерес у моих учеников вырос, помимо этого улучшились навык чтения и техника чтения, дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения, все ученики посещают библиотеки. Все это позволяет привить ученикам интерес к чтению, способствует развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, помогает воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя
Список литературы
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.
Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению..
Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период.
Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Начальная школа. - 2005. - № 6. - С.56-65.
Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. - Т., 2004.
Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Начальное образование. - 2004. - № 3. - С. 10-15.
Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. - М.: Аркти, 1999. - 160с.
Первова Г.М. Формирование круга детского чтения учителем / Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 33-38.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - №1. - 2003.
Светловская Н.Н. Что такое полноценное чтение с позиций читательской самостоятельности // Начальная школа. - №2. – 2000
В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям