МКОУ «Новокаракюринская средняя общеобразовательная школа им. М.Р.Расулова»
Отчет по теме самообразования
«Информатизация образовательной среды и индивидуальная траектория развития учащихся на уроках родного языка и литературы».
Великий литературный критик и писатель Белинский В.Г. писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Написано это было им давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется. Эти слова о нем, о современном учителе, об учителе, который стремится вперед, который готов осваивать все новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю словеснику необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать обучающимся знание лингвистических и литературоведческих терминов.
ИКТ – помощник в решении этих задач.
Направления внедрения ИКТ:
Использование готовых ЭОР;
Работа с ресурсами Интернет;
Дистанционное обучение;
Создание собственных ЭОР;
Работа с интерактивной доской;
Работа с программами MS Office.
Один из приемов применения ИКТ на уроках родного языка и литературы – это использование готовых электронных продуктов. В своей работе я использую такие: «Энциклопедия родной литературы», «Фраза», диски МР3 с записью текстов литературных произведений и многое другое.
Работа с ресурсами Интернет. В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Он помогает: создать базу наглядных пособий; значительно увеличить количество дидактического материала; использовать иллюстративно-информационный материал. Варианты работы:
Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов. Это заочные путешествия на родину писателей и поэтов.
Режим «Справочного бюро». Использую основные специализированные порталы, на которых размещена необходимая учителю информация как о состоянии лингвистической науки, так и о методических нововведениях и текстовых базах данных.
Портал Федерации Интернет Образования – http://www.fio.ru. Он включает программу «Учитель» и страницу «В помощь учителю».
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru предлагает статьи по различным проблемам образования и обучения.
Портал «Российское образование» - www.edu.ru – позволяет познакомиться с новостями системы образования, справочниками, учебниками и возможностями применения ИКТ в учебном процессе.
Помимо образовательных порталов я часто пользуюсь справочно-информационным порталом Грамота.ру http://www.gramota.ru.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и ряд других.
Однако самым эффективным в своей работе я считаю создание и использование собственных ЭОР. В моей практике – создание родного языка и литературы, а также предметных игр по различным разделам школьной программы.
И конечно же, нельзя не сказать об интерактивной доске. Она раскрывает дополнительные возможности: показ презентаций на большом экране. Внедрение ИКТ на уроках родного языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет:
-Наполнить уроки новым содержанием;
-Развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность своих учащихся;
-Формировать элементы информационной культуры4
-Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
-Поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
Работа над темами самообразования позволила обеспечить высокий
методический уровень проведения всех видов занятий; повысить качество
проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
выявить, обобщить и распространить опыт творчески работающих учителей;
разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы.
Работа над темами самообразования позволила обеспечить высокий
методический уровень проведения всех видов занятий; повысить качество
проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
выявить, обобщить и распространить опыт творчески работающих учителей;
разработать учебные, научно – методические и дидактические материалы.
В заключение хочу сказать:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.