Анализ работы учителя-логопеда Решетовой Л Н за 2020-2021 учебный год.
Цель работы: создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями речи.
Задачи:
-Проводить диагностику и коррекцию нарушений устной и письменной речи учащихся с ОНР,ТНР, ЗПР.
-Осуществлять структурированное и динамичное наблюдение за речевой деятельностью на занятиях; корректировать программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
-Повышать качество оказания логопедической помощи через апробацию и внедрение новых педагогических технологий в области логопедии.
-Пропагандировать специальные знания среди педагогов и родителей, оказывать консультационную помощь.
-Повышать уровень педагогического мастерства через семинары-практикумы, мастер-классы и консультации.
Основные направления работы:
-создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков(артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения).
-развитие речеслухового внимания.
-развитие фонематического слуха.
-подготовка к анализу и анализ звукового состава слова
-развитие слоговой структуры слова
-расширение пассивного и активного номинативного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой.
-развитие грамматического строя речи(уточнение значения используемых синтаксических конструкций, дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями предложений различных синтаксических конструкций).
-развитие фразовой и связной речи.
-развитие коммуникативных умений и навыков.
-развитие общей и мелкой моторики.
-развитие психических предпосылок к обучению.
В начале учебного года были проведены:
-Первичная диагностика (фронтальное обследование детей).
-Изучена документация на детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.
-Составлены списки детей, имеющих речевые нарушения.
-Углубленная комплексная диагностика с целью выявления структуры речевого дефекта, определения причин и механизмов нарушения речи, выявления первичности и вторичности структуры дефекта.
-Речевое заключение на основе диагностики.
-Заполнение речевых карт.
-Составление списка детей, посещающих логопедический кабинет.
-Выбор организационных форм обучения в соответствии с характером речевого дефекта.
-Составление календарно-тематического планирования индивидуальных занятий.
Данные логопедического обследования были зафиксированы в речевых картах, заполняемых на каждого ребенка.
Результаты наблюдений за динамикой речевого развития отмечаются также в речевых картах.
Занятия в течение года проводились регулярно, согласно утвержденному расписанию, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений.
Количество принятых детей в логопедический пункт-23 человека.
ОВЗ | Подготовитель- ная группа | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Шапаев Роман | Скрипченко Богдан | Джураев Леонид-1Б | Сердюк Вероника-2В | Селифонов Семен-3Б | Манаева Маргарита-4Д |
Мозжерина Ева | | Пономарев Григорий-1Б | Шаробидинов Салимбой-2В | Хоренко Анастасия-3Б | |
Расторгуев Виталий | | Манукян Сусанна-1Б | Ахматов Азизбек-2В | Лепчук Дарья-3В | |
| | Мартынов Никита-1Д | Меркульев Ростислав-2Б | | |
| | Семеняк Максим-1Б | | | |
| | Гарань Юлия-1Б | | | |
| | Степанов Святодар-1Д | | | |
| | Рубан Евгений-1Г | | | |
| | Шильников Глеб-1Д | | | |
| | Синицина Дарья-1Ж | | | |
| | Шайдуров Матвей-1Д | | | |
Итого 3 человека | Итого 1 человек | Итого 11 человек | Итого 4 человека | Итого 3 человека | Итого 1 человек |
Результаты индивидуальной работы представлены в таблице:
№ | Фамилия, имя | Проводимая работа | Результаты |
1 | Шапаев Роман | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания. | Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика. |
2 | Мозжерина Ева | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания. | Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика |
3 | Расторгуев Виталий | Работа по развитию слухового внимания, фонематического и зрительного восприятия, навыков чтения и письма. | Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, улучшились навыки чтения и письма. |
4 | Скрипченко Богдан | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания, постановка и автоматизация звуков Р и Рь. | Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, требуется продолжить работу по автоматизации звука Р. |
5 | Джураев Леонид | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания, постановка и автоматизация звуков Р и Рь, а также шипящих Ж и Ш. | Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, требуется продолжить работу по автоматизации звука Р и шипящих. |
6 | Пономарев Григорий | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового анализа и синтеза, речевого дыхания, постановка и автоматизация звуков Р и Рь, а также шипящих Ж и Ш. | Улучшилось фонематическое и зрительное восприятие, пополнился словарный запас, требуется продолжить работу по автоматизации звука Р и шипящих. |
7 | Манукян Сусанна | Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа со слоговой структурой слова, постановка, автоматизация и дифференциация сонорных звуков и шипящих. | Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. |
8 | Мартынов Никита | Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, навыков чтения и письма, работа по слоговой структуре слова. | Улучшилось слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по автоматизации звука в собственной речи. |
9 | Семеняк Максим | Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, навыков чтения и письма, фонематического восприятия . Работа по слоговой структуре слова, постановка и автоматизация шипящих и сонорных звуков. | Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. |
10 | Гарань Юлия | Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия , постановка, автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков. | Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи. |
11 | Степанов Святодар | Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия. Постановка и автоматизация соноров. | Улучшилось слуховое внимание, артикуляционная моторика, слоговая структура слова. |
12 | Рубан Евгений | Работа по развитию артикуляционной моторики, развитию слухового внимания, фонематического восприятия, навыков чтения и письма. | Улучшилось фонематическое восприятие, слоговая структура слова, улучшились навыки чтения и письма, пополнился словарный запас. |
13 | Шильников Глеб | Работа по развитию слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия, навыков чтения и письма. | Улучшились навыки чтения и письма, грамматический строй, лексическая сторона речи, пополнился словарный запас. |
14 | Синицина Дарья | Работа по развитию слухового внимания, фонематического и зрительного восприятия, навыков чтения и письма. | Улучшилось слуховое внимание, пополнился словарный запас, овладела звуко-буквенным анализом и синтезом, улучшились навыки чтения и письма. |
15 | Шайдуров Матвей | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа по слоговой структуре слова. | Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи, требуется продолжить работу по дифференциации оппозиционных звуков по твердости-мягкости. |
16 | Сердюк Вероника | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа по слоговой структуре слова. | Улучшился сенсомоторный уровень речи, языковой анализ и грамматический строй речи, требуется продолжить работу по дифференциации оппозиционных звуков по твердости-мягкости. |
17 | ШаробидиновСалимбой | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, работа по слоговой структуре слога. | Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по улучшению слоговой структуры слова. |
18 | Ахматов Азизбек | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, работа по слоговой структуре слога. | Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по улучшению слоговой структуры слова. |
19 | Меркульев Ростислав | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия и по слоговой структуре слова. | Улучшилось слуховое внимание, фонетическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, требуется продолжить работу по пополнению словарного запаса. |
20 | Селифонов Семен | Работа по развитию слухового внимания, фонематического и зрительного восприятия. | Незначительное улучшение фонематического и зрительного восприятия, необходимо продолжить работу над автоматизацией звука Р. |
21 | Хоренко Анастасия | Работа по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, правильной подачи голоса, развитие грамматического строя, лексической стороны речи. | Улучшилось слуховое внимание, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, пополнился словарный запас. |
22 | Лепчук Дарья | Работа по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, речевого дыхания, фонематического восприятия, работа по слоговой структуре слова, работа по автоматизации и дифференциации звука Ц. | Незначительное улучшение фонематического и зрительного восприятия, необходимо продолжить работу над автоматизацией звука Ц. |
23 | Манаева Маргарита | Работа по развитию артикуляционной моторики, звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового внимания, звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематического восприятия. Постановка и автоматизация соноров. | Незначительное улучшение фонематического и зрительного восприятия, необходимо продолжить работу над автоматизацией звука Р. |
Занятия в течение годапроводились регулярно, как система работы по коррекции и устранению различных форм речевых нарушений
В течение года проводились консультации и индивидуальные обследования учащихся, имеющих трудности в обучении и по запросу учителя.
За индивидуальными консультациями в течение года обращались в течение года родители Джураева Леонида; Пономарева Григория, МанукянСуссаны,Грудевой Анастасии, Масленникова Валерия, Гарань Юлии, Семеняка Максима, Козиной Светланы, Мартынова Никиты, Шильникова Глеба, СтепановаСвятодара, Скрипченко Богдана, Кузнецова Савелия; итого 14 человек.
В течение года на комиссию ПМПК были написаны характеристики на следующих учащихся: Грудева Анастасия, Масленников Валерий, Козина Светлана, Кузнецов Савелий,Австриевский Алексей, Мартынов Никита, Юхно Егор, Валиев Артур, Войцеховский Максим, Казарин Данил, Рубан Евгений, Рачев Егор, Мартынов Никита, Мошкин Егор- всего 14 человек.
Для каждого ученика разрабатываются индивидуальные консультации и рекомендации.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Рекомендовались игровые упражнения для развития у детей фонематического слуха, закрепления поставленных звуков, а также упражнения для коррекции дисграфических и дислексических ошибок. По мере необходимости педагоги и родители информировались о динамике речевого развития детей и мерах, которые они могли бы предпринять для содействия логопеду в его коррекционной работе.
Таким образом, логопедической помощью были охвачены 100% учащихся, имеющих речевые нарушения различной этиологии и степени выраженности.
Проводилась консультационная работа с родителями. Проводилось прогностическое консультирование родителей, велось информирование родителей об успехах и трудностях детей.
В конце года было проведено фронтальное обследование учащихся, посещавших в течение года логопедические занятия. Проведена оценка результативности коррекционной работы.
На следующий учебный год продолжу работу со следующими учениками:
Синицина Дарья, Хоренко Анастасия, Шайдуров Матвей, Семеняк Максим, ШаробидиновСалимбой, Ахматов Азизбек, Меркульев Ростислав, Шильников Глеб- итого 8 человек.
Взаимосвязь осуществлялась со специалистами школы через ознакомление членов ПМПК, психолога школы, заместителя директора по учебной части с результатами логопедического обследования и определения путей коррекционного взаимодействия, а также после анализа результатов обследования детей, были составлены речевые карты учащихся, нуждающихся в работе с логопедом.
Методическая работа:
Изготовление логопедических папок по темам:
-Логопедическое обследование письменной речи учащихся.
-Дифференциация сонорных, шипящих и свистящих звуков.
Самообразование: окончила курсы повышения квалификации по теме «Автоматизация дифференциации сонорных звуков» в ИНТЕХНО- 36 часов, с 1апреля по 30 апреля.
Цели и задачи на следующий учебный год
Цель – создание условий для коррекции дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.
Задачи:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления
Учитель-логопед Решетова Л Н