СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о создании условий в ДОУ, обеспечивающих реализацию образовательной программы в сфере художественно-эстетического развития детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоотчет

о создании условий в ДОУ, обеспечивающих реализацию образовательной программы в сфере художественно-эстетического развития детей (ИЗО - деятельность) в соответствии с требованиями ФГОС ДО, формах работы с педагогами и методическом сопровождении, формах организации детей в уголке (центре) творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Отчет о создании условий в ДОУ, обеспечивающих реализацию образовательной программы в сфере художественно-эстетического развития детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2 «КАПЕЛЬКА»



Самоотчет

о создании условий в ДОУ, обеспечивающих реализацию образовательной программы в сфере художественно-эстетического развития детей (ИЗО - деятельность) в соответствии с требованиями ФГОС ДО, формах работы с педагогами и методическом сопровождении, формах организации детей в уголке (центре) творческой деятельности.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Педагогический коллектив МБДОУ № 2 на 2017-2018 учебный год ставит перед собой годовую задачу: совершенствовать работу с дошкольниками по формированию эстетически развитой личности, пробуждению творческой активности и художественного мышления ребенка, посредством полихудожественных занятий, арт – терапии.

Система работы по художественно-эстетическому развитию (изо-деятельность) строится  в соответствии с  ООП ДО МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида № 2 «Капелька» (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой; в сочетании с парциальной программой художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И.А. Лыкова). Комплекс по художественно-эстетическому воспитанию отобран с учетом ориентации на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (комбинированного вида), особенности и законы психического развития детей.

В методическом кабинете создана достаточная программно-методическая, нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную работу педагогического коллектива по организации художественно-творческой деятельности детей. Подобраны произведения изобразительного искусства разных видов и жанров, есть необходимые изобразительные материалы, народные игрушки, картотеки дидактических игр и т.д.


В дошкольном учреждении имеется следующее учебно-методическое обеспечение:

 - программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

- перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

- картотека занятий, сценарии досугов и праздников;

-  картотеки дидактических игр;

- видеотека;

- электронная библиотека;

- музей ремесел «Светлица».

Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

- работа с педагогическими кадрами;

- работа с детьми;

-взаимодействие с семьёй.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

- НОД по изобразительной деятельности,

- полихудожественные занятия,

-кружковую работу,

-индивидуальную работу,

-выставки детских работ, персональные выставки,

-посещение музея ДОУ «Светлица»,

-праздники, тематические занятия.

Большое внимание уделяется интеграции образовательных областей. Знания, полученные на занятиях по изодеятельности, отражаются в игровой деятельности воспитанников (сюжетно-ролевые игры «Дизайнеры», «Художественная мастерская»), речевой (составление рассказов о своих работах, мини-презентации работ, описательные рассказы по художественным произведениям, по серии картин), познавательной (эксперименты с цветовой палитрой, эксперименты с разными изобразительными материалами: свеча+краска, молоко+ краска, рисование на пене). Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах усвоения программы и индивидуального развития ребенка.


В детском саду планируется открытие дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности. Воспитателем логопедической группы Бобарыкиной М.Г. разработана рабочая программа дополнительного образования «Чудесная лепка», целью которой является создание условий для творческого развития личности, художественного вкуса и интереса к новой технике посредством создания миниатюрных изделий из холодного фарфора, развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами. На данный момент педагогом ведутся занятия в кружке для детей с ОНР (1 раз в неделю во вторую половину дня по 30 мин.).

Во взаимодействии специалистов прослеживается преемственность в осуществлении задач, в содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности. Психологом ДОУ Басманоой Е.Н. организованы занятия с элементами арт-терапии, позволяющие использовать возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка. Коррекционный кабинет оснащен оборудованием, необходимым для занятий с элементами арт-терапии: световые песочные столы (с цветной и белой подсветкой), световой планшет для выкладывания узоров, световая палитра «Радуга», пособие «Цветовая лесенка», пособие для рисования «Портретник». Педагогом-психологом разработана и используется программа «Цветотерапия», которая помогает интегрировать обучающие и развивающие компоненты воздействия на ребенка.

С целью организации эффективного методического сопровождения художественно-эстетического воспитания дошкольников в 2017-2018 г. проводятся следующие мероприятия:

- консультация-диалог «Организация свободной продуктивной деятельности дошкольников»,

- методическое совещание: по итогам тематической проверки «Организация работы по изодеятельности»;

- коллективный просмотр НОД «В творческой мастерской»;

- педсовет на тему «Художественно - эстетическое развитие дошкольников»;

- организация выставок детского творчества;

-работа «Школа молодого воспитателя»: семинар-практикум

«Использование технологий художественно-эстетического развития дошкольников».

Для реализации задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (ИЗО - деятельность) педагоги работают над созданием следующих условий:

• создание развивающей предметно-пространственная среды (игрушки, одежда, помещение, уголок художественно-эстетического развития);

• насыщение быта произведениями искусства;

• организация самостоятельной активной деятельности детей;

• осуществление индивидуального подхода к ребёнку.

Под развивающей предметно-пространственной средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой живет ребенок. Эстетически организованная среда в ДОУ отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствует ФГОС ДО. В эстетически организованной среде МБДОУ № 2 можно выделять четыре аспекта: социальный, природный, предметный и архитектурно-пространственный.

Социальный аспект включает в себя взаимоотношения детей между собой, детей и взрослых.

Природный мир – это природное содержание в дошкольном учреждении (в помещении, на участке детского сада ). Природа в помещении представлена растениями, мини-огородами на подоконнике. На участке детского сада растут деревья, кустарники, травы, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту. Природная среда, обладающая эстетическими свойствами и качествами, позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, представления; формировать эстетическое отношение к природе, понимание зависимости ее красоты от труда людей по уходу за животными и растениями и по охране их, что в итоге благотворно сказывается на эколого-эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.

Предметный мир – это мебель и оборудование всех помещений учреждения, где живут и занимаются дети, включая произведения искусства, игрушки, предметы быта, одежды, пособия и др. Развивающая эстетическая среда включает содержательные компоненты, которые активизируют эстетическое восприятие: предметы быта (посуда, одежда и др.), игрушки, в том числе и народные. В ДОУ игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Их рассматривание и использование в деятельности детей способствует активизации и развитию их познавательной и творческой деятельности. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную эстетическую деятельность ребенка. Воспитатель, родители включаются в процесс рассматривания, обратив внимание на эстетические качества предметов и игрушек – на гладкость поверхности, яркость, нарядность узора, подвижность частей, возможность действий с игрушкой.

Включение в среду материалов для занятий художественным творчеством в разных видах деятельности вызывает творческую активность детей. Во всех возрастных группах созданы, уголки художественно-эстетического развития, которые позволяют воспитателю организовать самостоятельную изобразительную деятельность.

Эстетически организованная среда в ДОУ включает экспозицию произведений изобразительного искусства: репродукции картин художников, скульптуру, произведения народного искусства(музей ремесел «Светлица»), книжной графики, произведения детского творчества. Одним из компонентов эстетической среды являются постоянно действующие выставки детских творческих работ, а также эпизодических тематических выставок в зале, групповых комнатах, коридорах и других помещениях ДОУ.

Дети участвуют в создании декораций мини-постановок, деталей костюмов, масок и других атрибутов.

Архитектурно-пространственная среда – здание дошкольного образовательного учреждения, все помещения (групповые, спальни, физкультурный и музыкальный зал, психологическая гостиная, музей «Светлица», лестничные пролеты, площадки, кабинеты) позволяет познакомить детей с функциональным значением и архитектурой детского сада.

Создавая художественно-эстетическую среду ДОУ педагоги ориентируются на следующие принципы:

· гармоническую насыщенность пространства образами искусства,;

· сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, группы;

· значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ;

· актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе непосредственно-образовательной деятельности;

· особенности традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона;

· влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей.


Сочетание акцентированных в среде ДОУ художественно-эстетических компонентов направлено формирование культурных ориентаций, мотивов и потребностей воспитанников, их эстетического сознания.


В соответствии с ФГОС ДО в группах МБДОУ № 2 созданы уголки(центры) творческой деятельности, которые содержат следующее оборудование и материалы:

книги с красочными иллюстрациями, репродукции;

альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства;

альбомы с репродукциями произведений живописи;

фланелеграф;

стенд для демонстрации детских рисунков и поделок;

ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности;

наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков,

краски (гуашь, акварель, пищевые красители), цветные мелки, восковые мелки(+доски для рисования мелом);

кисти для рисования, клея;

палитра, ёмкости для воды, красок, клея;

салфетки для вытирания рук и красок;

бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации;

природный материал;

бросовый материал;

глина, пластилин (не липнущий к рукам);

печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров;

трафареты для закрашивания;

заготовки для рисования, аппликации

доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом;

мольберты;

фартуки и нарукавники для детей;

аудио-, видеосредства для демонстрации развивающих видеороликов, мультфильмов.

Эстетично оформлен демонстрационный и иллюстрированный материал: альбомы: «Художники», «Художники – иллюстраторы», «Времена года», «Животные и птицы родного края», «Искусство росписи», «Цветы».


Центры изодеятельности располагаются близи окна. Все иллюстрации, экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Педагоги в подборку произведений живописи включают произведения, выполненные в разных техниках и жанрах, дающие детям возможность познакомиться с разными техниками и жанрами.

В каждой группе оформлены стенды и полочки, на которых расположены работы детей. На стенах группы всегда размещаются коллективные работы, сделанных самими детьми, с которыми продолжается речевая и иная развивающая работа.

Зона художественно-эстетического развития оформляется с учетом вариативности, динамичности, сменяемости. Прослеживается взаимосвязь с другими видами деятельности. Интегрированный подход отражен в создании игровой среды. Так во всех возрастных группах подобран игровой материал к сюжетно-ролевым играм художественно-эстетической направленности. В младших группах: «Магазин тканей», «Магазин картин», в средних группах: «Кафе», «Кондитер», в старших группах: «Музей искусств», «Мастерская художника», «Ателье», в подготовительных группах: «Уютный дом», «Модельное агентство», «Ландшафтный дизайнер».

Для организации и проведения НОД по изодеятельности в каждой группе имеется демонстрационное оборудование: доски, мольберты, выставочные стенды, приспособления для хранения детских работ (периоды их демонстрации в группах одинаковые: на выставках представляются последние работы детей, а «подшитые» работы по темам выполненные в течение месяца, в коробочках - сезонная демонстрация). Затем работы размещаются по индивидуальным папкам каждого ребенка (портфолио ребенка). На занятиях и вне занятий воспитателями используются разные способы нетрадиционного рисования: рисование пальцами, ладошкой, печатками, эстампами, по сырому фону красками, фломастерами, восковыми  и обычными мелками, применяя тампонирование в сочетании с трафаретами. Среди методических приемов можно отметить работу со схемами, моделями, композициями из сюжетных картинок и аппликаций.

Формы самостоятельной изобразительной деятельности, которые используют воспитатели в уголках творчества:

  1. подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);

  2. упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);

  3. игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);

  4. воплощение собственных замыслов ребёнка.

Работа с родителями.

Необходимо отметить то, что родители воспитанников являются активными участниками художественно-эстетического воспитания детей. Традицией стало проведение выставок совместного творчества: «Мой любимый город», «Осенние фантазии», «Новогодняя сказка», «Весенние цветы». «По мотивам народных сказок», «Безопасность на дорогах», «День победы» и др. Принимают участие и в различных конкурсах: оформление групп ДОУ к праздникам, интернет-конкурсы и викторины.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования. Коллектив детского сада сотрудничает с ОШ № 23 и другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения, организуются посещение выставок, экспозиций.

 

Самоотчет составлен старшим воспитателем Хуторной Т.А.

7