СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ проведения серии последовательных уроков в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.»

Садвакасова Гульжан Жакыпжановна Портфолио учителя Отчет С

группа №2 3-го уровня

город Усть-Каменогорск 14.05.2013 год


Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Моя практиктическая деятельность до обучения на курсах выглядела таким образом: моя позиция правильная, я диктую на уроке свои условия ученикам, мои методы очень действенные, оценки объективные и это являлось неоспоримой аксиомой. Изучала новые технологии, применяла и внедряла новые методы и как полагала сама – очень удачно. Сейчас, пройдя обучение на первом этапе «Лицом к лицу» и практику, могу уверенно сказать, что мои взгляды на систему обучения очень изменились. Конечно, было очень сложно - ломались стереотипы, происходила переоценка четко установленных ценностей.

За время обучения на курсах «Новые подходы в преподавании и обучении» по Кембриджской системе, в моей работе приоритетным стала интеграция идей семи модулей Программы в практику. Тепреь в практике стала ориентироваться на подход в обучении, где «ученик обучает ученика во взаимодействии». «Если учитель с «традиционным» стилем преподавания, основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление, и быть открытым для новых идей» (Руководство для учителя, стр 111). Полностью разделяю это мнение, так как мне самой на практике полностью менять свои стиль преподавания.

Первыми шагами по изменению своей практики стали стратегии по созданию наиболее благоприятной образовательной среды в 5 классе на базе которого проходила практику. С целью создания уточнения колаборативной среды класса, использовала стратегию «Знакомство» (неделя 1 день 1 ресурс №1). Провела психологические тесты «Социометрия», «Нарисуй свой характер», которые помогли мне узнать установки в классе, особенности характера каждого ребенка, выявить лидерские качества у учащихся или имеющиеся скрытые, непроявленные качества характера и учитывать психологическую совместимость и желания детей, что помогло мне в дальнейшем при организации групповой работы в классе. Наблюдая за детьми, заметила, дети вели себя в начале скованно, переглядывались, стеснялись, рассказывая о себе и своих интересах, о своих друзьях. Далее, мотивируя детей, объяснила, для чего мы делаем, зачем нужны правила работы группы, посмотрели в викепедии материал о Кебриджском универститете.

Размышляя по традиционной системе, я не учитывала возможности учеников, их стремления, возможности к саморегуляции и самосовершенствованию и умение рефлексировать. Свидетельством нашей первой победы стал такой случай, Темирлан спросил: Можно ли сегодня не приходить на консультацию? Я ответила: Конечно. На что в ответ, он : Как ?! А вдруг вы новому научите, а я знать не буду! Наблюдая за процессом работы учеников, стала замечать, как меняется стиль общения между ними, как растет сотрудничество и взаимопонимание, взаимодействие и взаимоподдержка, основные показатели становления колаборативной среды в классе. Интеграция семи модулей происходила на каждом уроке через групповые формы работы. Сначала ребята выработали правила работы в группе. Обучение групповой работе происходило поэтапно. Если на первом уроке мы работали индивидуально и в парах, в парах сменного состава. На втором уроке мы уже применили работу в парах и работу в большой группе. На третьем уроке процесс организации учебной деятельности проходил следующим образом – работа в парах, работа в 2 группах и группах сменного состава, с делегированием. На итоговом уроке ученики смогли оценить свою деятельность в группе. Но возникла трудность при делении на группы, так как не все хотели работать в составе группы, который я предложила. Для решения данной проблемы организовала деление на группы с помощью стратегии «Считалочка»,«Мозаика», «Молекулы». Я хотела, чтобы в процессе взаимодействия в группе ученики научились размышлять вслух, обсуждать мнения и сделать вывод, что мнение каждого из них ценно, значимо для группы. На первом уроке, ученики не шли на контакт, говорили тихо, оглядывались друг на друга, для преодоления чувства смущения у детей применила стратегию «Комплимент».

Ранее урок выглядел так: называла тему, обосновывала цели и задачи урока, объясняла, спрашивала. Не уделяла должного внимания тому, как сформирован эмоциональный фон урока, как чувствует ребенок себя, как же он воспринимает информацию. С учетом новых подходов, теперь все уроки направлялись на то, что ученики сами самостоятельно добывали знания на уроке. Моя позиция заключалась в наблюдении и при необходимости консультировать. С первого урока начали применяться новые стратегии для активизации познавательной деятельности учащихся. Для изучения новой темы, использовала прием «Мозговой штурм»,при котором дети, выделив ключевое слово из цитаты, определили «Целина». Цели выделила Елназ (девочка с высокими учебными возможностями): «мы должны узнать о целине, пополнить свои знания, научиться работать с дополнительным материалом, потому что мы не знаем что такое целина». Остальные учащиеся испытывали затруднения. Я полагаю, что ученики тоже, как и я на первом этапе обучения «Лицом к лицу» прислушивались к своим ощущениям и испытывали чувство дискомфорта. Для преодоления чувства дискомфорта на уроках применялись валеопаузы, минутки релаксации, опрос в игровой форме «Древо познания» . Основной упор в изменении в практике, по внедрению семи модулей делала на модуль «Развитие критического мышления у учащихся», так как специфика моего предмета «История» предполагает развитие у учащихся навыков данного вида мышления. Модуль применялся во взаимосвязи с модулями «Новые подходы в преподавании и обучении», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «ОДО и оценивание обучения». Применение идей данных модулей позволяет детям развивать самомотивацию, учит выражать собственное мнение в диалоге, тем самым показывая их владение навыками исследовательской беседы. В ходе обучения на курсах по внедрению новых подходов в преподавании и обучении, узнала о новых стратегиях по развитию критического мышления. Стратегии «Инсерт», ассоциации, кластеры, оформление постера, защита мини - проекта, игра «Древо познания», подбирались на уроки с учетом возрастных особенностей. Вышеназванные стратегии и виды деятельности применялись для развития навыков сотрудничества, взаимопонимания между учащимися с разными познавательными способностями, умений слышать и быть услышанными, изменили мнение учащихся об обучении в положительную сторону. Хотела чтобы дети осознали преимущества групповой работы, когда при обсуждении в диалоге ученик учится вести аргументированную беседу, выражать свои мысли вслух,оценивать свой уровень понимания материала. На втором уроке «Освоение космоса», опрос домашнего задания провели в виде теста. После выполнения задания, с помощью ключа, написанного на доске, напарник проверив, выставил оценку своему соседу. Взаимоконтроль способствует развитию у учащихся чувства самоконтроля, ответственности за свои знания.

По модулю «Обучение талантливых и одаренных учеников» для данной категории учеников предлагаются опережающие задания. Такой тип задания по теме «Освоение космоса», для Елназ- подготовить сообщение о космонавтах казахстанцах. Елназ, дополнив задание, самостоятельно подготовила презентацию о космосе. Она научилась работать с программой Microsoft PowerPoint – создавать презентации. Помимо этого Елназ была консультантом на уроке, работала в паре с Ермуратом,у которого слабые учебные возможности, во время работы, она задавала ему наводящие вопросы. При групповой работе Елназ проявила свои лидерские качества, организовав деятельность группы, распределив обязанности, внимательно контролируя соблюдение правил групповой работы.

Эффективность урока «Освоение космоса» проявилось следующим образом, ученикам 5 класса понравился сам урок и его тема. Не останавливаясь на изученном, дети собрали дополнительный материал и предложили выступить перед учащимися младших классов на День Космонавтики. Ученики 5 класса справились с творческой работой, применив при работе с младшими школьниками изученные стратегии – работа в паре, в группе и попросили младших школьников выступить с рефлексией по данному занятию. Думаю, что новые подходы, примененные на первых уроках, были эффективны, так как ученики использовали их при работе с младшими.

Полагаю, что применение новых подходов в обучении дало следующие результаты: дети научились самостоятельно работать с текстом, добывать знания с помощью диалогического обучения, что спсобствовало развитию речи и мышления. Например, на уроке № 3, по теме «Развитие науки и культуры во второй половине 20 века» заполняли концептуальную таблицу. Данная стратегия применяется при сравнении нескольких объектов, учит вырабатывыать критерии сравнения, способствует осмыслению текста и является одной из форм конспектирования на уроке. Разноуровневые задания применялись в соответствии с учебными способностями учащихся.Задания: Елназ - Проанализируй дополнительный материал и выдели основные моменты в биографиях деятелей искусства

- составь план для мини проекта по биографиям

- выбери из данного материала , только основные моменты из жизнедеятельности деятелей искусства

Аяулым - прочитав дополнительный материал:

- каков вклад К. Байсейтовой, Е.Серкебаева в культуру Казахстана.

- найди в интернет ресурсах материал для мини-проекта о деятелях культуры Казахстана

Ермурат - отметь в тексте – назови имена деятелей культуры Казахстана

Наблюдение на уроках показало, что учащиеся постепенно начали занимать активную позицию, выполнять домашнее задание, самостоятельно осуществлять поиск информации к изучаемой теме. В речи употреблялись слова утверждения «Я думаю, я утверждаю». Дети, в процессе работы напоминали друг другу о правилах работы в группе. Слабые ученики затруднялись, с ответами на толстые вопросы по таксономии Блума, для сильных учащихся проблем не было, они научились слушать и слышать друг друга.

Итоговый урок показал, что ученики овладели знаниями по разделу. На этапе рефлексии при ответе на вопрос: что нужно сделать для того, чтобы преодолеть препятствия, ученики ответили - «нужно читать учебник, искать материал в интернете, читать книги. Нужно обсуждать с друзьями возникшие проблемы. Для того чтобы поставить оценку, нужно знать самому материал». Рефлексия детей помогла мне взглянуть на учащихся другими глазами, выявить, у кого какая самооценка, как ребята справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их устранить в дальнейшей учебной деятельности. Оценивание проводилось на каждом уроке – самооценка, оценка работы в паре, в группе. Использовались как формативное так и сумативное оценивание. У всех учащихся стали проявляться признаки критичности в процессе оценивания – стали обсуждать при оценивании: Почему ставится данная оценка и за что? Полагаю что учащиеся научились оценивать друг друга, думаю что этому способствовало то, что критерии для оценивания на уроке стали составлять они сами. Обучение оцениванию самих учащихся требует еще дальнейшего систематического внедрения в практику.Планирую использовать в этом направлении следующие стратегии - критерии оценивания вырабатывают сами ученики, коментирование оценок самими детьми.

В процессе изменения учителя на практике, был создан благоприятный эмоциональный климат на уроке, дети и я стали чаще улыбаться на уроке. Стали исчезать барьеры в общении, сократилась дистанция между мною и учениками. Мы с учащимися стали обсуждать вопросы, более сложного порядка, что свидетельствует о развитии мышления и умения анализировать. Если на первом уроке мне было трудно сдерживать себя, не вмешиваться в учебную деятельность учеников, ощущать себя консультантом и наблюдателем, то на последующих уроках мне уже было более комфортно, я сделала вывод, что в роли наблюдателя и консультанта, можно больше и лучше узнать ребенка во время учебной деятельности, чем при проведении традиционного урока. Рефлексируя по итогам наблюдения, осознанно подбираешь стратегии для преодоления возникнувших проблем. Думаю, что в дальнейшей своей практике нужно уделять особое внимание созданию благоприятной атмосферы на уроке.

Сейчас я вспоминаю свои сомнения перед практикой – Как воспримут дети изменения в моей практике? Справятся ли они с темпом работы? Стратегии внедрения семи модулей, примененные в серии последовательных уроков показали, что можно повысить уровень познавательных способностей учащихся, что позволит за короткое время прорабатывать большое количество информации. Подводя итоги, могу сказать, что заинтересованность самих детей проявлялась следующим образом – предложения, гипотезы выдвинутые при обсуждении, были эффективнее и давали результат при оценивании их знаний. Повысилась инициативность учащихся, появилась потребность в достижении успеха. Ученики у которых нет компьютеров дома, научились пользоваться интернетом в школе, с помощью сотовых телефонов и ноутбуков.Не все прошло гладко. На первом уроке у детей не хватало словарного запаса, стеснялись высказывать свое мнение. Для изменения данной ситуации на консультации применила стратегию «Карусель», когда каждый ребенок составил вопросы о хобби, интересах, спрашивали и слушали друг друга заинтересованно. Составила список литературы для развития кругозора учащихся. Для преодоления ряда трудностей провела консультирование по правилам применения критериев оценивания. Подбор, на мой взгляд, оптимальных стратегий по развитию критического мышления у учащихся, для решения учебных задач способствовал развитию ассоциативной памяти и критического мышления у детей и учителя. В дальнейшей практике нужно больше внимания уделять модулю «Обучение талантливых и одаренных учеников». Разработать индивидуальные задания более высокого порядка, внедрить иследовательскую работу, принимать участие в различных интеллектуальных конкурсах.

В классе есть малоактивный ребенок Ермурат, который слушал на первом уроке, молчал, так как не хватало словарного запаса. На втором уроке, он уже сделал первые попытки отвечать на вопросы, предложил свою идею при составлении синквейна «Космос», дети поручили ему защиту синквейна. На третьем уроке, Ермурат вышел к доске и выводил итоговую оценку по работе в группах с комментариями. На четвертом уроке он пользовался ИКТ для поиска информации по теме «Деятели искусства».

Конечно, рано судить за небольшой промежуток времени о больших результатах и победах. Самое главное, мы с учениками сделали первые шаги – на одном этапе удачные, на другом – не совсем удачные.

В перспективе планирую:

- для развития речи учащихся использовать стратегии «Горячий стул», «Стенка на стенку», «Живая мишень».

- научить учащихся вести индивидуальный дневник рефлексии.

Мне лично прохождение курсов и практики помогло внести значительные изменения в преподавание предмета, изменились не только мои ученики, изменилась и я сама. Как будут происходить дальнейшие изменения покажет время.


Использованная литература :

  1. Руководство для учителя.Третий (базовый) уровень. – АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.

  2. Ресурсы первого этапа обучения «Лицом к лицу» 1-4 неделя

  3. Задания для выполнения в школе в период дистанционного обучения.




2