Отчёт учителя математики Озерского филиала МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области Храмцовой Риммы Валентиновны по теме самообразования «Дифференцированный подход к обучению на уроках математики».
Главной целью моей педагогической деятельности в обучении математике является не только ее изучение, но и развитие общих способностей, умений и навыков учащихся, организацию обучения и воспитания ребенка во имя развития его личности. За годы преподавания в школе убедилась в том, что отношение к математике сильно изменилось в нашем обществе и, конечно, у учащихся. Изучение математики в средней школе у многих людей оставляет не самые приятные воспоминания, многие считают, что математика скучна, а математические знания мало кому пригодятся в дальнейшем. Хотя, если задуматься, именно на уроках математики формируются общие умения и навыки, которые необходимы для существования человека в социуме, так как изучение этого предмета предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание, и понимание, и анализ. Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять и исправлять ошибки и так далее. Перед учителем математики стоит нелегкая задача - преодолеть в сознании учеников возникающее представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики. Поэтому в своей работе стараюсь передать своим ученикам мою любовь к математике, прививать им интерес к этому предмету. Обучения математике требует современное состояние нашего общества, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как компетентность, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Сегодня базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни. И как учитель, я осознаю своё высокое назначение. Педагогическое кредо каждого учителя - сделать учение посильным, воспитать интерес к изучению предмет , развивать и поддерживать его. Возможности обучающихся в освоении знаний индивидуальны. Кто-то опережает, кто-то еле успевает, а кто-то совсем отстает. Только постепенный переход от известного к новому, только постепенное усложнение материала способствует эффективному усвоению математического материала и здесь необходима помощь учителя.
В моей педагогической практике я имела возможность работать с разными категориями обучающихся. А именно: с обучающимися, которые имели низкий уровень мотивации, средний уровень мотивации и высокий уровень мотивации в обучении. Трудно формировать и поддерживать интерес к предмету, изучаемому материалу, активность учащихся на протяжении всего урока. Ведь известно, что математика интересна только тогда, когда понятна, слишком уж это сложная наука для многих. Поэтому, в 2010 году я поставила перед собой цель: изучить различные технологии обучения и выбрать наиболее оптимальные технологии, учитывая разноуровневый контингент обучающихся. Познакомившись с большим количеством технологий, я убедилась, что только технология дифференцированного подхода позволит мне грамотно и компетентно построить учебный процесс. С 2014 года моей темой самообразования является «Дифференцированный подход к обучению на уроках математики».
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Основная цель моей деятельности - способствовать развитию образованной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики. Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:
- формирование прочных вычислительных навыков;
- формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций; умений находить, систематизировать необходимую информацию.
-развитие интереса к изучению математики.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми обучающимися содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части (базового минимума). При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
2. Группирование учеников на основании этих особенностей.
3. Вариативность учебного процесса в группах.
Учет индивидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации. Учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Считается то, что дифференциация — одно из средств реализации личностно-ориентированного обучения.
Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.
Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения – каждый обучающийся продвигается своими темпами. Дифференцированный подход проявляется в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по математике.
Главной задачей своей деятельности на уроке я считаю создание таких условий, при которых знания моих учеников оказалось бы необходимым для решения учебной задачи, для поиска нужной информации, которая, в свою очередь, дала бы импульс мыслям, привела бы в движение воображение, вооружила аргументами, потребовала новых знаний. Организуя урок, я стараюсь использовать методы и приёмы, направленные на осуществление личностно-ориентированного обучения.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
На уроках использую: индивидуальную форму работы с обучающимися, (самостоятельные работы, работа по карточкам (индивидуальные, для коррекции знаний));
фронтальную форму работы с обучающимися (опрос, беседа, математические диктанты с сигнальными линейками (для обратной связи), работа в тетрадях с печатной основой);
индивидуализированную форму работы с обучающимися, где обучающийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.
Так как в условиях сельской школы трудно организовать работу в парах на должном уровне , то ,в основном, ребята работают с учебником, проговаривают правила , выполняют задания в соответствии с уровнем обученности ( учитель- ученик).Каждый ученик выполняет самостоятельную работу и отчитывается по всем основным теоретическим вопросам.
Значительную роль я отвожу работе с обучающимися на индивидуальных и дополнительных занятиях. Для этого мне необходим раздаточный материал. В кабинете имеются особого рода опорные конспекты, тематические папки, в которых систематизированы методические материалы, открытые уроки, внеклассная работа по предметам, тематические зачёты, карточки для коррекции знаний, карточки с индивидуальными заданиями, разно-уровневые самостоятельные, контрольные и тестовые работы, дидактический и раздаточный материал по темам: «Проценты», «Квадратные уравнения», «Тригонометрические функции» и т.д. Задания должны отличаться простотой, краткостью и точностью. Начинаю работу с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках., готовлю презентации.
Их можно разделить на два вида:
- обязательные задания: они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть большое количество, они должны быть посильны для каждого ученика;
-дополнительные задания: они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения на данном этапе. Чтобы не снижать активность обучающихся , увеличиваю объём работы для тех , кто имеет более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.
На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с обучающимися строю на основе взаимного уважения и понимания. Решая, проблему дифференцированного подхода к обучающимся в своей работе, применяю:
-элементы технологии Н.П. Гузик «Комбинированная система обучения»;
- элементы технологии В.В. Фирсова, (Введение двух стандартов: 2 уровня обучения; своеобразная лестница, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне);
-все задания разделяю на базовые (обязательные) и дополнительные;
-элементы технологии И.С. Якиманской (Личностно - ориентированный подход);
-элементы технологии П.Я. Гальперина( Надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями);
-элементы технологии М.Б. Воловича (Поэтапное усвоение материала);
-обеспечиваю проблемно-поисковый подход.
Я считаю, что при таком подходе мне удается согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка, поддерживать в нём стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. В целом работа в системе приводит к положительному результату. Поэтому стараюсь использовать элементы наиболее отработанные, от которых дети получают удовольствие. Я работаю на результат.