МКДОУ «Детский сад №8 «Колосок»
Отчёт
«Формирование основ гражданственности и патриотизма
у детей младшего дошкольного
возраста»
Воспитатель: Томашева М.И.
2025г.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С.Лихачёв)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Младший дошкольный возраст– это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с младшего возраста, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые пела мама, с прибаутками, потешками. Патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Патриотическое воспитание и основы гражданственности детей младшего дошкольного возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. (Слайд №2) Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В своей группе совместно с родителями организовали фотовыставку «Моя мама лучше всех», «Один в один», «Вместе с папой», «Мы так похожи с тобой , мама!».
Цель воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Работая по третьей годовой задаче детского сада, я поставила перед собой следующее:
- создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию
нравственно-патриотических качеств и основ гражданственности –это уголок патриотического воспитания. (Слайд №3)
В нём разместила художественную литературу по данной тематике (стихи, рассказы, сказки); материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры (предметы старины, русскую матрёшку, символ России- русскую берёзку, предметы декоративно-прикладного искусства); дидактические игры по патриотическому воспитанию «Найди флаг России», «Моя семья», «Наряди матрёшку», «Хорошо- плохо», «Угадай праздник».
(Слайд №4) К 80-летию Великой Победы оформила стену картинками и фотографиями, изготовила альбомы «Что можно рассказать детям о войне»,
«9 Мая – День Победы», разнообразные георгиевские ленточки.
Оформила «Календарь обратного отсчёта- 100 дней до Победы»
Формирование у детей сострадания, (Слайд №5) заботливости, внимательности к тем, кто их защищает, оберегает – важная задача в патриотическом воспитании. Дети с особой трогательностью, интересом и состраданием собирают посылки солдатам, рисуют и делают открытки.
Следующим этапом патриотического воспитания ребёнка младшего дошкольного возраста это формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра и др. (Слайд №6) Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые его украшают, , с физкультурной площадкой. Я рассказывала им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучала детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому, приучаю видеть красоту природы. Не один раз ходили на экскурсию по территории детского сада, к русской берёзке. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, я постоянно подчеркивала их заботу о детях. В первую очередь, познакомила детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день.
Следующей задачей нравственно-патриотического воспитания детей, которой я уделяю особое внимание , это
- воспитание трудолюбия, желание трудиться и помогать старшим. (Слайд № 7) . Например, с малышами поливаем цветочки на клумбе, посадили «Огород на окне», сажаем лук в огороде, сгребаем песок в кучу, зимой развешивали кормушки и подкармливали птиц, собираем палочки и камешки, подметаем на участке и в беседке и т. д.
Особое внимание развитию нравственно-патриотических чувств и основ гражданственности уделяю через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной (Слайд №8)литературы, именно так происходит ознакомление окружающим миром, со своим селом , с достопримечательностями. Дети с интересом рассматривают альбомы «Моя семья», «Наше село Нины», «Русская изба», «Хлеб всему голова».
Универсальным и очень эффективным средством для патриотического воспитания малышей я считаю дидактические игры (Слайд №9) , которые можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую . Дети играют в такие игры « Наряди матрешку», «Собери Флаг России», «Найди Флаг России», «Хорошо-плохо», «Военная атрибутика», играем в словесную игру «Добрые слова».
Цель которой, закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Играем в игру «Как я дома помогаю»,
игру «Дружная семейка»
которые воспитывают интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. развивают умение рассказать о членах своей семьи,
игру «Профессии» (Слайд №10) Изготовила лэпбук «Профессии»
Цель которой ,продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.
(Слайд №11) Для закреплений знаний детей провела мероприятие «Гость группы». В гостях у нас побывала медсестра Елена Романовна Матвиенко , мама Вероники Матвиенко.
Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми.(Слайд №12) Чаще всего это подвижные игры : «Карусель», «У медведя во бору», «Наседка с цыплятами» , «Мыши в кладовой» Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, традициями.
Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой . Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Систематически планирую работу по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.. (Слайд №13) С огромным желанием дети драматизируют русские народные сказки «Колобок», «Как коза избушку построила», «Волк и семеро козлят» «Теремок» и др.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», в доступной форме стараюсь научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
(Слайд №14 )Для воспитателей провела открытое занятие «Моя дружная семья»., цель которого воспитание доброжелательности, заботливого отношения к членам семьи.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй (Слайд №15) Для родителей провела анкетирование «Отношение к патриотическому воспитанию в семье», где все родители ответили , что патриотическое воспитание –это воспитание любви к Родине, к своей семье. .Для родителей провела родительское собрание «Роль семьи в нравственно патриотическом воспитании» .Оформила консультацию «Основы нравственных отношений в семье»., папку-передвижку « День Победы», раздала буклеты для родителей «Малые формы фольклора с детьми младшего дошкольного возраста».., провели акции «Огород на окне», «Очистим планету от мусора», «Посылка солдату» (Слайд №16) «.Окна Победы»
Работа по патриотическому воспитанию и основ гражданственности проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Таким образом , я могу сделать вывод, что задачи поставленные в начале учебного года были выполнены, дети бережно относятся к труду взрослых, проявляют желание помочь, знакомы с понятием «Семья», называют членов семьи и уважительно относятся к взрослым. Любят своё село и детский сад. Бережно относятся к природе и всему живому.