«Речевое развитие у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» отчёт воспитателя Томашевой группы
«Радуга»
Здоровый физически развитый ребёнок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели мы работники дошкольных учреждений должны уделять особое внимание развитию речи детей. В наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Общаясь с детьми, замечала, что дошкольники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
Опыт моей работы показал, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли и слышали.
Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность. Работая по речевому развитию через театрализованную деятельность, я определила для себя задачи:
обогащать и активизировать словарь детей;
совершенствовать диалогическую и монологическую речь, ее грамматический строй;
поддерживать у детей желание к воспроизведению текста любимой сказки;
побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.
Для решения этих задач в группе есть развивающая предметно- (Слайд №2) пространственная среда: театрализованный уголок, где размещены разнообразные виды театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый, театр на палочках, на липучках, теневой театр, театр масок. Имеется ширма , фланелеграф большой и маленькие для индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Имеются дидактические игры: «Угадай сказку», «Назови одним словом», «Угадай героя», «Сочини сказку», «Из какой сказки персонаж», детская художественная литература.
Во время работы обратила внимание детей на интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Знакомила с театральной игрой через игры - имитации. (Слайд №3) Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Дети очень любят имитировать повадки животных, слушая музыкальные произведения, например: «Все танцуют как пингвины». Дети очень любят играть в игры-имитации «Кактус и ива», «Мокрые котята», «Муравьи», « Бабушка Маланья».
Не меньше интерес у детей вызывала игра-пантомима, (Слайд №4) в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом прошу детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево.
Для обучения детей средствам речевой выразительности я использую артикуляционную гимнастику: (Слайд №5) «Мама шинкует капусту», «Чашечка», «Самовар», «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголочка», « Футбол», «Слоник», «Маляр» и др. Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо , небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения: «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».
Для развития дикции я использую скороговорки, игры «Подскажи словечко», «Добавь словечко».
С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:
1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?
2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?
Для развития пластической выразительности я предлагала детям: (Слайд №6)
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.
При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики: (Слайд №7)
1. Солёный чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Рассердились на драчуна.
6. Мне грустно.
7. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.
Очень любят дети играть в пальчиковый театр. (Слайд №8) Здесь никаких лишних движений – только речь. Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. А главное, дети могут играть самостоятельно в сказки « Теремок», «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
Театр на палочках (Слайд №9) - следующий вид театра. В этом виде театра происходит синхронизация речи и движения. Дети играют: «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Эффективно применяем театр масок. (Слайд №10) Надевая изготовленную маску, дети обыгрывали их в драматизациях и инсценировках русских народных сказок и в самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополнялась движениями тела.
Любят дети настольный театр, (Слайд №11) театр на липучках «Заюшкина избушка» , «Лягушка-путешественница».
Использую в своей работе теневой театр. (Слайд №12) Показала сказки «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса».
Дети часто в свободное время играют с игрушками-цилиндрами. (Слайд №13) К ним были изготовлены атрибуты –деревья, домики. Здесь проявляется настоящее творчество, фантазия, воображение.
( Слайд №14-15) Для развития театральных способностей, воображения, умение выразить своё настроение при входе в группу я изобразила 3 картинки: ноты, сердечко и ладошка. Каждая из них соответствует определённому показу, в зависимости , что ребёнок может и хочет показать, какое у него настроение. Если ребёнок своей ладошкой дотрагивается до нотки- он танцует, до- ладошки, с ребёнком выполняем хлопки одновременно, если до сердечка- обнимашки.
Для успешного развития театрализованной деятельности привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить костюмы, маски и шапочки. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям. Родители получали наглядную информацию в виде папки - передвижки - «Театрализованная деятельность дошкольников», консультация: «Дети и театр» и т.д. Проводились индивидуальные беседы о пользе театрализованных игр для развития речи ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу.
С его помощью, без лишнего напряжения, ребенок намного быстрее раскрывается и совершенствует свою речь.
В театрализованной игре у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Я, со своей стороны, старалась больше уделять внимания развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности. Подводила детей к тому, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному используя громкость голоса, интонационную выразительность, мимику.
Работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития речи у детей дошкольного возраста эффективна и даёт положительный результат.