Адаптация 5 класса. 09. 01. 2015 г.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.
Изучение классного коллектива.
Знакомство с родительским коллективом.
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
Изучение классного коллектива.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от учителя об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены классные часы:
О единых требованиях к обучающимся школы ( внешний вид, школьная форма, ведение дневника, состояние учебников, школьно – письменные принадлежности), запись в кружки , техника безопасности учащихся, о првонарушениях ( что можно брать у товарища со стола, а что нужно спрашивать разрешения) , о добре и зле, о милосердии и т.д. Проведено анкетирование к родительскому собранию о значении домашнего задания.
Во всех общешкольных мероприятиях принимали активное участие (выставка цветов, осенний праздник, спортивные состязания, украшение для новогодней ёлки.)
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
Произвольность психических процессов. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний.
Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение Иванова Саши. Ребёнок себя плохо контролирует, часто вступает в драку. На перемене не совсем корректно ведут себя некоторые обучающие. С классного часа, который проходил в библиотеке могли уйти некоторые учащиеся. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Знакомство с родительским коллективом.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Проведено организационное родительское собрание в начале сентября подписывали договор
В начале октября проведено родительское собрание « Трудности адаптации пятиклассников к школе» совместно с детьми и учителями.
В декабре проведено родительское собрание о значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»
Проведено анкетирование
Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Результатом бесед стало следующее:
Особенности класса: Активный, легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученик, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями, но с начала декабря по русскому языку у этих ребят появилось желание и они регулярно стали выполнять домашнее задание. Проблемы в дисциплине в связи с поведение учеников на уроке нет. По окончанию первой и второй четверти в классе 1 отличник и 2 хорошиста, один ребёнок занимается по 8 виду
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам . Большой популярностью пользуется спортивная секция.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни
За первые четыре месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний
Приложение 1
Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование .
1. Утром я просыпаюсь с мыслью: « Ура! Сегодня будет ....»
2. Я прихожу в школу для того, чтобы...
узнать что-то новое, интересное – человек
не огорчать родителей – человека
3. Домашнее задание я делаю так
обращаюсь за помощью к взрослым – человек
совершенно самостоятельно – человека
под контролем родителей – человека
4. Каждый день мне хочется заниматься такими интересными предметами как
5. Я с удовольствием встречаюсь с такими учителями как
6. Для того чтобы хорошо учиться, нужно
иметь интерес к предмету- человек
иметь способности к предмету – человека
хорошо работать на уроке – человека
7. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?
8. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе
испытываю большие трудности в пересказе параграфа – человека
вопросы учителя слишком трудные – человека
не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает -
у меня нет трудностей в учёбе – человека
9. Я не могу учиться лучше, так как...
Я учусь в меру своих сил - человек
мне трудно усвоить учебный материал – человека
Приложение 2
Анкетирование «Давай дружить!» Выявление межличностных отношений в классе методом социометрии. Ученикам были заданы следующие вопросы:
1. К кому бы ты обратился, в первую очередь, встретив затруднения в учении?
2. С кем из товарищей, в первую очередь, ты хотел бы проводить свободное время?
3. Кого из своих одноклассников, в первую очередь, ты пригласил бы на день рождения?
Учащимся изучаемого были розданы чистые листки бумаги и сообщена следующая инструкция: «Ребята, с начала новой четверти я хочу рассадить Вас за партами так, как Вы сами пожелаете Напишите, пожалуйста, на листочке бумаги фамилии тех одноклассников, с которыми Вы хотели бы сидеть за одной партой. Причем под номером один укажите фамилию того ученика, с которым Вы хотели бы сидеть в первую очередь, под номером два – того, с кем бы Вы хотели сидеть, если нам не удастся посадить Вас с первым, под номером три – фамилию того ученика, с которым Вы тоже не возражали бы, сидеть в том случае, если не удастся посадить с первым или вторым номером».
Матрица выборов
№ п/п | Кого выбирают Кто выбирает | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1. | Бахрамкулов Исмоил | | | | | | | | | | | | | | + |
2. | Васильев Вова | | | | | | | + | | | | | + | + | |
3. | Гавриленко Анна | | | | + | | | | + | | | + | | | |
4. | Дубровская Ольга | | + | + | | | | | | | | + | | | |
5. | Дударева Диана | | | + | | | | | | | + | + | | | |
6. | Коренных Дайяна | | | | | | | | | | | | | | |
7. | Коренных Даниил | | + | | | | | | + | | | | | + | |
8. | Никандров Андрей | | + | | | | | + | | | | | + | | |
9. | Смирнов Дима | | | | | | | + | + | | | | | + | |
10 | Смолянникова Настя | | | + | + | | | | | | | | | | |
11 | Татрик Кристина | | | + | + | | + | | | | | | | | |
12 | Фёдоров Кирилл | | + | | | | | + | + | | | | | | |
13 | Чуйкин Алексей | | | | | | | + | + | + | | | | | |
14 | Шевчук Слава | | + | | | | | | | + | + | | | | |
| Количество полученных выборов | - | 5 | 4 | 3 | - | 1 | 5 | 5 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 |
| Из них взаимных | - | 2 | 1 | 2 | - | - | 3 | 2 | 1 | - | 1 | 2 | 2 | - |
Из матрицы видно, что среди девочек лидером является Гавриленко Анна (4 голоса), на втором месте Дубровская Ольга и Татрик Кристина. Однако среди девочек есть так называемый «изолированный» это Дударева Диана.
Среди мальчиков четкого лидера не выявилось, по 5 голосов набрали Васильев Вова, Коренных Даниил и Никандров Андрей. «Изолированным» стал Бахрамкулов Исмоил.
По моему мнению Бахрамкулов Исмоил и Дударева Диана не влились в классный коллектив, так как они поступили в нашу школу в конце 2010-2011 учебного года. Одноклассники ещё не адаптировались к ним.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/21/s_5b029ba09310c/905304_1.png)
В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов Гавриленко, Коренных Д-л, Никандров , Васильев. Таких учащихся называют «социометрическими звездами» – они пользуются высоким авторитетом среди членов группы и вызывают у них наибольшую симпатию. Во второй круг заносят номера тех учащихся («предпочитаемых»), которые имеют среднее количество выборов Дубровская, Татрик, Смирнов, Федоров, Чуйкин. В третий круг – учащихся, имеющих число выборов меньше среднего, так называемых «пренебрегаемых» Смолянникова , Коренных Д-а, Шевчук и в четвертый круг – «изолированных», т.е. не получивших ни одного выбора Дударева, Бахрамкулов.
Если в классе преобладает первая и вторая группы, то уровень взаимности межличностных отношений благополучный, а если третья или четвертая, – то неблагополучный. В нашем случае преобладает первая и вторая группа.
Полученные данные будет полезно сопоставить с результатами систематического наблюдения за жизнью класса и поведением учащихся. Важно, например, установить, что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в системе межличностных отношений, почему некоторые учащиеся попали в число «пренебрегаемых» или «изолированных». Такое наблюдение – возможность внести коррективы в результаты социометрического обследования и наметить необходимые воспитательные мероприятия, направленные на изменение неблагоприятного социометрического статуса отдельных учащихся.