Отчёт
о работе предметной (цикловой) комиссии
общеобразовательного цикла
за 2015-2016уч. год.
В истекшем учебном году преподаватели общеобразовательного цикла отделения по подготовке квалифицированных рабочих работали над темой «Повышение качества образования путем совершенствования профессиональных компетенций педагога через использование современных технологий, методов и форм в личностно-ориентированном процессе». Основная цель методической работы - разработка и использование системы методов, форм обучения, позволяющих выпустить конкурентоспособного рабочего, который был бы востребован на рынке труда и мог бы продолжить образование.
В течение 2015-2016 учебного года заседания П(Ц)К были проведены в соответствии с календарным планом. На заседаниях комиссии были рассмотрены рабочие программы и календарно-тематические планы по всем дисциплинам общеобразовательного цикла по профессиям:35.01.03 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», 19.01.07 «Повар, кондитер» для обучения учащихся набора 2015-2016 учебного года. Состоялось рассмотрение индивидуальных тем и планов работы преподавателей по повышению методической, психолого-педагогической и профессиональной квалификации. Варфоломеева В.С. и Кравченя Л.И. оказывали консультативную помощь педагогическому коллективу по вопросам методики ведения урока, анализа и самоанализа деятельности педагога, а также дали рекомендации по планированию работы предметных кабинетов, по оформлению педагогической документации, по ликвидации задолженностей обучающихся, по организации консультаций. Была оказана помощь преподавателям, проходящим аттестацию на квалификационную категорию. Традиционно в сентябре было проведено комплексное тестирование обучающихся, поступивших на I курс, для выявления их уровня знаний, умений и навыков. На заседании в октябре был сделан анализ контингента первокурсников по результатам мониторинга входного контроля и характеристик, представленных классными руководителями.
Уже на протяжении многих лет преподаватели активно и успешно применяют индивидуальный подход при обучении учащихся. Это проявляется в разработке различных заданий на уроках и форм контроля , учитывающих неоднородный уровень базовой подготовки учащихся. Урок - основная форма обучения и воспитания учащихся. В методической работе уроку уделяется большое внимание. Под рубрикой «Педагогическая мастерская» с помощью преподавателей Кравченя Л.И., Щеколковой А.А., Варфоломеевой В.С. были рассмотрены следующие вопросы:
Что представляет собой хорошо организованный урок .
Методические рекомендации по подготовке конспекта урока (занятия).
Методика проведения лабораторных и практических занятий.
Одной из важных тем, рассмотренных на заседании ПЦК, является тема «Реализация компетентностного подхода в образовании как основа повышения подготовки квалифицированных рабочих через учебную деятельность». Компетентностный подход в обучении направлен на максимальный учет личностных особенностей и потребностей ученика, на поддержание его интереса к учебной деятельности, повышения мотивации к знаниям, повышения познавательной активности и возможности практического использования полученных знаний. Семинар на эту тему подготовили преподаватели Пономарева И.С., Щеколкова А.А., Гордиенко Е.А. На одном из заседаний преподаватель КравченяЛ.И. выступила с докладом «Поиск путей и возможностей развития математической компетентности обучающихся на уроках математики». Чтобы увеличить степень ответственности обучающихся за свою математическую компетентность Любовь Ивановна предлагает индивидуальные задания по карточкам. Упражнения, предлагаемые обучающимся, преподавателем продуманы, несут в себе не только практическую направленность, но и воспитывающую функцию. Чтобы предоставить обучающимся возможность самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы используется метод проектов. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения. Преподаватель Щеколкова А.А. в своем сообщении на тему «Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся» рассказала, как она использует метод проектов на уроках литературы. В своем выступлении на тему «Слагаемые педагогического мастерства» психолог «Ярушевская Л.Н. раскрыла суть педагогического мастерства - это ни что иное, как своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней теоретический подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.
Около 70% преподавателей являются пользователями ПК. Все методические разработки и материалы для обеспечения учебного процесса выполняются преподавателями с использованием компьютерной техники. При проведении занятий активно используется мультимедийный проектор, педагоги умеют пользоваться информационно-справочными системами, работать с электронной почтой. Творчески работающие преподаватели Гордиенко Е.А., Кравченя Л.И. используют в процессе преподавания инновационные методы обучения внедряют современные методики ведения уроков, используют ИКТ. Они создают мультимедиатеки по темам, при подготовке к урокам широко используют сеть Интернет. В социальной сети преподаватели Кравченя Л.И, ГордиенкоЕ.А, ЩеколковаА.А, Ярушевская Л.Н создали персональные сайты (сертификаты имеются) и размещают на них свои публикации. На очередном заседании на тему: «Интернет и сетевые ИКТ в практике работы преподавателя» Кравченя Л.И. рассказала присутствующим, как в своей работе она использует Интернет-ресурсы и применяет ИКТ во внеурочной деятельности. Гордиенко Елена Александровна высказала свое мнение о том, что использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. В ходе рассмотрения темы «Деликвентное поведение подростков» под руководством психолога Ярушевской Л.Н. обсуждалась проблема посещаемости занятий, успеваемости, а также учебной дисциплины обучающихся. Для преподавателей Лариса Николаевна провела тест-тренинг на тему: « Психологическое здоровье педагогов». Задачи тренинга: познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики; обучить способам психической саморегуляции; снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения. На очередном заседании завуч Варфоломеева В.С. акцентировала внимание преподавателей на основных задачах текущего и промежуточного контроля. Ею были даны рекомендации по содержанию и организации промежуточного контроля на общеобразовательном цикле, обращено внимание на разработку и составление экзаменационных материалов на основе рабочих программ учебных дисциплин. В обсуждении вопроса о «Подготовке комплексно-методического обеспечения государственных аттестационных испытаний (экзаменов)» приняли участие преподаватели: Щеколкова А.А., Кравченя Л.И., Гордиенко Е.А. На заседании в апреле состоялось обсуждение и утверждение экзаменационного материала по русскому языку, математике, физике, биологии (профессии «Автомеханик», «Тракторист-машинист с/х производства», «Повар, кондитер»)
В современных условиях в образовательной деятельности очень важна ориентация на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. 15 марта на очередное заседание была приглашена старший методист техникума Лебединская Л.Ю. Присутствующие в течение заседания обсуждали тему, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо обучающийся. Преподаватель Волкова Н.В. выступила с сообщением на тему: «Воспитание у обучающихся познавательного интереса к изучению общеобразовательных дисциплин». Об организации и проведении внеклассных мероприятий, олимпиад, марафона знаний, предметных декад рассказала Кравченя Л.И. Зав. отделением Винокурова Н.А. в своем выступлении « Портфолио как инструмент педагогического роста преподавателя» нацелила педагогов на сбор материалов для папки «Портфолио», согласно перечня критериев и показателей интенсивности и качества работ. Как показать и доказать обучающимся, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине рассказал в своем сообщении на тему: «Повышение мотивации студентов к прохождению военной службы» преподаватель ОБЖ Мельников Э.В.
Вопросу организация повторения и формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы в ходе подготовки к итоговой аттестации, было посвящено выступление завуча Варфоломеевой В.С. на тему: «Организация повторения учебного материала при подготовке к экзаменам». Как поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности студента и обучить его системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности рассказала Гордиенко Е.А. в своем сообщении «Развитие познавательной самостоятельности учащихся и основные направления организации самостоятельной работы». В связи с требованиями ФГОС большое внимание уделяется внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся техникума. Её объем и содержание определен рабочими программами учебных дисциплин. Создан банк работ, который включает в себя: домашние задания для самостоятельной работы, рекомендации по их выполнению, контрольно-измерительные материалы, рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ, перечень тем докладов, рефератов и т.п.
Для проведения лабораторных и практических занятий по дисциплинам, преподавателями разработаны комплекты методических указаний для проведения этих занятий, комплекты тестов для итоговой и промеж аттестации, а также комплекты экзаменационных билетов по дисциплинам.
Преподавателями П(Ц)К постоянно проводится работа по совершенствованию учебно-материальной базы кабинетов для улучшения учебного процесса и качества подготовки выпускников. Каждый кабинет имеет минимально необходимое оборудование. Имеющаяся материально-техническая база позволяет выполнять предусмотренные учебными планами и программами лабораторные и практические работы. Дидактическое и методическое содержание кабинетов продолжает пополняется. Преподаватели разрабатывают различные виды дидактического материала: разноуровневые карточки - задания, тесты, программированные задания для контроля знаний, умений и навыков учащихся. С учетом тенденции современного образования и требований государственного стандарта, в процесс обучения широко вводятся задания в формате ЕГЭ. В прошедшем учебном году преподаватель иностранного языка Винокурова Н.А. аттестовалась на первую категорию. Ярушевская Л.Н. прошла переподготовку по немецкому языку и аттестовалась на первую категорию как психолог В связи с 85- летием образования Калачеевского аграрного техникума и профессионального училища №31 многим преподавателям вручены благодарственные письма. Щеколкова А.А. награждена почетной грамотой Департамента образования. По итогам конкурса «Кабинет-2015» она награждена грамотой техникума. Гордиенко Е.А. награждена дипломом участника областного конкурса «Самый классный классный». К Дню Учителя Кравченя Л.И. награждена почетной грамотой техникума. Подводя итог, хочется отметить, что руководство П(Ц)К старалось создать условия для повышения уровня профессионального мастерства преподавателей, оказывало действенную помощь преподавателям через различные формы методической работы. Работа преподавателей по совершенствованию своего педагогического опыта положительна, преподаватели принимают участие в работе педсоветов, заседаниях комиссии общеобразовательного цикла, делятся опытом с коллегами.
В будущем учебном году следует более тщательно организовывать посещение преподавателями открытых уроков, продумать график взаимопосещения уроков. Всем преподавателям продолжить работу над созданием своего портфолио, по дальнейшему пополнению УМК и учебно-материальной базы кабинетов.
20.06.2016. Председатель П(Ц)К________Кравченя Л.И.