Аналитическая справка
об использовании современных образовательных технологий
МБОУ «СОШ 42 им. Н. Гаджимагомедова» Джалаловой Зульфии Абдулкеримовны
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к математике.
На уроках математики учащиеся учатся рассуждать,доказывать,находить рациональные пути выполнения заданий ,одним словом думать.
Я постоянно ищу путиповышения эффективности обучения,использую разнообразные способы передачи знаний,нестандартные формы воздействия на личность,способные заинтересовать учащихсястимулировать и мотивировать процесс познания.
Введение новых техналогий дает возможность каждому обучаться в подходящем для него теме и на том уровне ,который соответствует его способностям.
В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии
Игровые технологии:
включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным создает у учащихся хорошее настроение,облегчает преодолевать трудности в обучении. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности:
1. В качестве элемента урока («отгадай слово», «подумай и отвечай», «посоревнуемся», инсценировка, задачи-шутки и т.д.), призванного повысить внимание, мотивировать на деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки.
2. При проведении целого урока (например: уроки-сказки и уроки-путешествия в 5, 6 классах; уроки-презентации 7, 8 класс; деловые игры и др.).
3. Во внеклассной работе (например: Турнир, Викторина, КВН, Счастливый случай, математическая сказка и др.).
Игровые технологии использую как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении и закреплении пройденного материала.
Технология проблемного обучения.
Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемную ситуацию могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.
Основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия.
Проблемное обучение – это особый тип обучения, оно определяется способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.
Проблемное изложение. При изучении новой темы я ставлю проблему, выдвигаю гипотезу, показываю путь ее доказательства, формулирую вывод. Например, при доказательстве теорем, выдвигаю гипотезу, затем вместе с учащимися ищем пути решения. Учащиеся могут предложить несколько решений. Учащиеся – активные и заинтересованные слушатели.
Частично-поисковый уровень. Конструирую общее задание, разделяю его на вспомогательные, намечаю план поиска, консультирую и помогаю в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов. Можно предложить лабораторную работу (нахождение длины окружности, умножение или деление на разрядную единицу и т.д.). После решения ряда аналогичных примеров, ученики делают вывод (формулируют правило), который можно использовать при дальнейшем решении подобных примеров. Частично-поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска.
Исследовательский уровень. Объясняя тему, постепенно подвожу к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы. Например, предлагаю задание исследовательского характера: составить задачи с использованием единиц измерения в Древней Руси или сколько корней может иметь биквадратное уравнение. На этом уровне можно использовать и метод проектов как вариант технологии проблемного обучения.
Таким образом, идеи, положенные в основу проблемного обучения – это постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации), что приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность учащегося и развивается интеллект и, в конечном итоге, за счет этого происходит, эскалация способностей учащегося и его мотивации к обучению.
В своей работе:
1.Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, включая учащихся в процесс постановки и решения проблем.
2.Целенаправленно организую систему проблемных ситуаций при объяснении нового материала, решении задач, в результате чего усвоение знаний происходит в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Примеры применения технологии проблемного обучения:
1. 5 класс, тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» (изучение нового материала): использую метод проблемного изложения, ставлю проблему (как сложить две десятичные дроби), вместе с учащимися представляем их в виде смешанных чисел, складываем, результат представляем в виде десятичной дроби; формулируем правило сложения; правило вычитания учащиеся формулируют самостоятельно – переход к частично-поисковому уровню.
2. 6 класс, тема «Масштаб» (изучение нового материала): после выполнения проблемного задания (во сколько раз отрезок на карте меньше соответствующего расстояния на местности) учащиеся подводятся к определению понятия масштаб;
3.Тестовая технология.
Задания на тестовой основе получили широкое распростронение в практикепреподавания .Я их использую наразличных этапах урока,в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Я сама составляю тесты индувидуально для каждого урока. Тестовые технологии я применяю с целью:
Обеспечения объективности контроля.
Предложения нескольких вариантов.
Легкой обработка результатов.
Развития логического мышления учащихся, внимательности. Провожу тесты в электронном виде (при возможности; в том числе учащиеся делают это дома самостоятельно), с использованием презентаций, печатные. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Применяю диктанты на термины, где учащимся предлагается несколько терминов, смысл которых они должны раскрыть; тесты с открытыми и закрытыми заданиями, с заданиями на установление соответствия.
4.здоровьесберегающие тхнологии.
Каждый из нас знает,что сгодня в листе здоровья напредпоследней страничке журнала все меньше становится детей ,у которых была бы запись»здоров».Медицинские исследования последних лет свидетельствуют ,что здоровье наших детей под угрозой.За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается.Поэтому одной из приоритетных задач новогоэтапамодернизациисистемы образования становится сбережение и укрепление нравственного,психического и физического здоровья учащихся,формирования у нихценности здоровья,здорового образа жизни.А для учителя на первый план выдвигается задача выбора образовательных технологий,устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье обучающихся.Под здоровьесберегающими технологиями я понимаю систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся.
Учитель математики
МБОУ «СОШ 42 им. Н. Гаджимагомедова» Джалалова З.А.
Директор
МБОУ «СОШ 42 им. Н. Гаджимагомедова» Османова Х. О.