Отчет об использовании здоровьесберегающих образовательных технологий в старшей группе «Солнышко».
Особое внимание в своей работе мы уделяем организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности.
Это:
1. Обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе и создание экологического пространства: освещение, проветривание группы, в группе и в спальне обеззараживаем воздух, включаем по графику рециркулятор.
В систему оздоровительной работы включаю следующие здоровьесберегающие технологии:
2. Дыхательная гимнастика «Подуем на султанчик», «Остудим кукле чай», «Надуем шарик». Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки «Подуем на султанчик», «Остудим кукле чай», «Надуем шарик» и многое другое.
3. Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
4. Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во время прогулок способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности и профилактике гиподинамии. Утренняя гимнастика-ежедневно, в пн. и ср.-в музыкальном зале под музыку, вт., чт., пт.-в физкультурном зале.
5. Динамические паузы или физкультминутки проводим во время занятий, по мере утомляемости детей. Они включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. в зависимости от вида занятия. Комплексы физминуток подбираем к изучаемым на занятии темам и проводим в игровой форме.Основные задачи физминутки –это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику; - выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
6. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям.
7.Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми использую комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными, «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз, «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.
Виды кинезиологических упражнений:
-растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж: способствуют расслаблению, снятию напряжения.
8. Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика проводится (во время организованной деятельности – 3 мин.) -начиная с младшего возраста, как часть занятия по развитию речи.
9. Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения в кроватях помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После сна проводим пробуждающую игровую гимнастику («Мы проснулись, потянулись», «Веселые ручки, резвые ножки», «Вот как солнышко встает», «Спал цветок и вдруг проснулся»). Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 минут.
10. Просветительно – воспитательная работа с детьми представлена методическими разработками бесед, направленных на воспитание здорового образа жизни у дошкольников. Просветительно – воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций на родительских собраниях и индивидуально, а также через папки – передвижки.
11. Мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников направлены на формирование у детей навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, а также на профилактику и предотвращение детского дорожно– транспортного травматизма.
12. Закаливание-проводим с младшего возраста (обливание рук, воздушные ванны, нахождение в группе в облегчённой одежде, ходьба босиком по ребристой дорожке», умывание прохладной водой, полоскание полости рта водой комнатной температуры. Закаливающие процедуры: «Ходьба босиком по ребристой дорожке», «Умывание прохладной водой», «Ходьба босиком по массажному коврику», «Полоскание полости рта водой комнатной температуры».
13. Прослушивание классической музыки или слушание звуков природы. Релаксация-музыкотерапия- (во время занятий).
14. Подвижные и спортивные игры, проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе-проводятся ежедневно.
15. Валеологические занятия- проводятся 1 раз в неделю со 2 мл. гр., в качестве занятия по познавательному развитию, как часть занятия, в режимных процессах. Валеология-наука о здоровье. На занятиях дети получают представление о здоровом образе жизни, учатся правильно и рационально питаться, негативно относиться к вредным привычкам, уважать физическую культуру, заниматься спортом.