СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по методической теме «Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в традиционной системе обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своём отчёте излагаю опыт работы по формированию вычислительных навыков табличных случаев умножения. Построение работы в данном направлении помогло обучающимся в качественном усвоении выше описанного материала. 

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по методической теме «Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в традиционной системе обучения»»

Отчёт по методической теме

«Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в традиционной системе обучения»



Над данной методической темой работала 2 года. Данная тема возникла по причине того, что в новом наборе первоклассников подобрались дети, которые с начала учебного года не только плохо считали, но и путали знаки арифметических действий. Так, перед изучением табличных случаев умножения, и появилась идея работы над данной темой.

Цель: показать значимость формирования вычислительных навыков у младших школьников, обобщить систему работы над вычислительными навыками.

Задачи:

- рассмотреть особенности работы по формированию у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков;

-научить младших школьников  быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления;

-облегчить ситуацию успеха для каждого ребёнка;

- показать результативность данных упражнений.

Актуальность

      Ошибочно думать, что в век развития электронных средств вычислительной техники, широкого внедрения их во все сферы жизни и в систему образования, задача формирования вычислительных навыков отодвинулась на второй план. В настоящее время названные навыки могут реализоваться как с применением электронно-вычислительных устройств, так и без такого применения. Умение пользоваться вычислительной техникой тоже требует определённого уровня, определённых качеств вычислительных навыков.

Таким образом, формирование вычислительных навыков воспитывает такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность, развивает логическое мышление детей, формирует гибкость ума, что позволит им найти много вариантов решения проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализовываться. Всё это формирует диалектически мыслящих людей, которые не боятся рисковать, и ответственны за свои решения. Именно такие люди нужны современному обществу.

Навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строиться весь начальный курс обучения математике предусматривает, формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений.

В моей практике был такой случай: девочка училась очень хорошо, но как только пришла пора изучения таблицы умножения, у неё возникли проблемы – результат арифметического действия находила с помощью присчитывания одинаковых слагаемых, на что тратила огромное количество времени на уроке. А вот когда настала пора внетабличных способов умножения – открылись ещё большие проблемы. Тогда было принято решение: выходить к доске с подсказкой (таблицей умножения), но при этом оценка за вычисление снижалась на один балл. И результат был получен. Через месяц ученица вышла без опоры на таблицу умножения, показав отличный результат. У девочки, как оказалось, по результатам диагностики, была лучше развита визуальная память.

 

количество учащихся в классе

количество справившихся учащихся

% качества

1 четверть

26

5 чел.

19%

2 четверть

26

7 чел.

27%

3 четверть

26

15 чел.

58%

4 четверть

26

21 чел.

81%



Набрав первоклассников, в 2014 году вновь пришлось столкнуться с проблемой вычислительных навыков, но уже в 1 классе. Так, по вышеуказанной таблице видно, что в 1 четверти % качества – 19%, а к концу года – 81 %

И чтобы предупредить проблемы с изучением табличных случаев умножения, подготовительная работа велась сначала 2 класса через уроки внеклассной математики. Саму таблицу умножения мы стали учить не по порядку, а по принципу того, в чём хорошо ориентируются обучающиеся – собственный опыт.

Так как в настоящее время, по опыту работы, встречаются дети с кинестетической памятью, начали изучение с приёма умножения на пальчиках.

  1. Волшебные пальчики (таблица умножения на 9).

  2. Всего один: и сложный и простой 7●8=56 или 56=7●8 (числа идут по порядку и такого результат в таблице больше не существует).

  3. Счёт парами (таблица умножения на 2).

  4. построение тройками на уроках физкультуры (таблица умножения на 3).

  5. Ориентирование по часам (таблица умножения на 5).

  6. Рифмовки: 5 на 5, 6 на 6, 6 на 8, 6 на 4 .

  7. Умножение на 6, 7, 8 – взяли на завершающий этап, так как выражений осталось немного, используя переместительное свойство сложения.

 

количество учащихся в классе

количество справившихся учащихся

% качества

1 неделя

26

12 чел.

46%

2 неделя

26

18 чел.

70%

3 неделя

26

23 чел.

88%

4 неделя

26

26 чел.

100%

Таким образом, таблица умножения, была представлена в недельный срок.

Впереди была практика. И чтоб ученики убедились окончательно в том, что знание таблицы умножения, как и счёт в пределах 10/20 будет им необходим всю жизнь, в качестве доказательства предложила итальянский приём умножения «Сетка». Смысл данного приёма заключается в том, что зная таблицу умножения и сложение в пределах 20, можно вычислить любое числовое выражение с многозначными числами. Пусть не умея читать 5-ти, 8-мизначные числа, ученики могли сверить результат с помощью калькулятора. И теперь при выполнении самостоятельных, контрольных работ по математике процент качества вычислительных навыков намного выше, чем в 1 классе.

С данным приём умножения «Сетка» выступала на заседании ЦМК учителей математики среднего звена и на краевой конференции с темой «Реализация принципа преемственности по формированию вычислительных навыков обучающихся на уроке математики».

Данная работа позволила вызвать больший интерес среди обучающихся к нестандартным приёмам вычислительных навыкам.

Так на одном из уроков внеклассной математики ученик предложил показать приём, показанный мамой, умножения однозначного числа на 11, данная тема была мною подхвачена – умножать можно любое многозначное число на 11.

Приём умножения на 11 любого числа сводится к сложению соседних чисел. К примеру, умножим 51726 на 11. Вначале пишем первую цифру «5», затем последнюю «6», а между ними суммируем все цифры последовательно.

Затем познакомились с числом «Шахерезады» - 1001. Суть сводится к тому, что у этого хитрого числа есть и свое хитрое правило: если умножить на него любое трехзначное число, это самое трехзначное число повторится дважды:1001●202=202202, а если умножать на двузначное число, то между двузначными числами записывается – 0. Число 1001 является палиндромом, то есть справа – налево читается одинаково.

Таким образом, проблема вычислительных навыков к 4 классу, практически, решилась. Бывают, правда, случаи, когда встречаются ошибки из-за невнимательности обучающихся.

 Данный опыт может применяться любым учителем начальных классов в общеобразовательной школе.

Последователям данного опыта рекомендуется учесть, что формирование вычислительных навыков младших школьников одна из главных задач начальной ступени образования. В связи с чем, необходимо работать над формированием мыслительной деятельности учащихся начиная с первых дней обучения.

Для формирования вычислительных навыков среди учащихся мною была использована литература:

  1. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. — М.: Просвещение, 1990

  2. М.В. Емельяненко. Система развивающих заданий по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» // Начальная школа, 1996.

  3. Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Занкова Л.В. – В., 2006.

  4. Людмилов Д.С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: пособие для учителей, 2005.

  5. Мочалова, Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения, 2001.

Дата: 30.10.2017


Подпись: /О.А.Мозжегорова/


«Представленная информация достоверна»


Зав.отделением НОО: /Т.Ю. Алексеева/

Дата: