Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Росинка» села Краснокумского»
Педагогическая технология Коротковой Надежды Александровны путешествие по «Реке времени»
Воспитатель: Астафьева Анастасия Андреевна
С. Крснокумское, 2024
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Человек всегда хотел узнать, как можно больше о жизни людей в прошлом, как эволюционировал предметный мир человечества и, конечно, заглянуть в будущее.
Я – Астафьева Анастасия Андреевна. Представляю вашему вниманию педагогическую технологию Коротковой Надежды Александровны путешествие по «Реке времени», которая является одной из ярких форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира.
Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему и представляет собой длинный бумажный лист. Мы используем магнитную доску, на которой полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям небольшие иллюстрации: «древность-старина-настоящее время» - это своего рода метки, Которые соответствуют условным этапам человеческой истории. Это могут быть изображения человека в типичной для его исторической эпохи
Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.
Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменяется со временем от простого к сложному.
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом, которые могут использоваться многократно.
Рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, где это возможно и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.
Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, используются следующие методы
1.Словесный метод. помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод. дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
4. Игровой метод. позволяет в игровой форме создать ситуации, способствующие формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру
Темы для путешествия определяем, опираясь на тематическое планирование, а также инициативу детей. Например, когда дети знакомились с жилищем древнего человека, у них возник вопрос:
«А как древние люди писали? Ведь у них не было ручек и карандашей?» Таким образом, родилась тема для исследования «История развития пишущего инструмента»
Свою работу, как рекомендовала Надежда Александровна, в качестве отправного момента для всего цикла путешествий по «реке времени» и введения метафоры «Река времени», я начала с прочтения детям повести-сказки Дональда Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так». Продемонстрировала детям панно с «метками» остановок и предложила попутешествовать в прошлое по «Реке времени». Первые путешествия мы начали с самого простого и доступного для понимания детям обсуждения, в каких жилищах мы живем в настоящее время, в каких обитали люди раньше в «Старину» и ещё раньше – в «Древности», то есть от настоящего к прошлому.
Затем выбрали и расположили подходящие карточки в конце панно «Реки времени».
Затем обсудили, что люди не сразу научились строить такие дома, рассмотрели иллюстрации, просмотрели видеоролики, просмотрели энциклопедии в каких жилищах жили люди в «Старину», изготовили макеты, нарисовали рисунки, построили из напольного и настольного конструктора деревянные и каменные города-крепости.
На последнем этапе прочитали книгу Редьярда Киплинга, рассмотрели иллюстрации, уточнили в энциклопедиях, как жили люди в древности (в пещерах, землянках, шалашах и пр.). Соответствующие иллюстрации разместили в начале «Реки времени» на метке – «Древность».
Одну тему по технологии невозможно провести одним занятием, поэтому провожу цикл занятий, посвящая одно-два занятия одному отрезку времени, использую проектную деятельность которая позволяет детям наглядно увидеть историю развития предмета или события, использую красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам. Активно включаю информационно-коммуникативные технологии,
В своей работе тесно взаимодействую с родителями, которые являются активными участниками. Они оказывают неоценимую помощь: вместе с детьми готовят сообщения к занятиям, помогают собрать и оформить необходимый материал (например, старинные вещи). Помогают в изготовлении пособий, макетов, костюмов. Принимают участие в проектах «История жизни первобытного человека.
Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
То, что будет дальше в этой жизни – ребёнок увидит и узнает сам. Но, каждому ребёнку безумно интересно увидеть, что же было, когда его не было?! Каким же увлекательным покажется ему путешествие по «Реке времени»!
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она развивает детей отлично.