Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Отчёт по теме самообразования
«Формирование и развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей с речевыми нарушениями
в условиях логопедического пункта ДОУ»
учитель-логопед
Жукова Виктория Алексеевна
2021-2022 учебный год.
Процесс формирования зрительно-пространственных представлений у детей сложный, требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее их эффективного развития у ребёнка.
В начале учебного года, логопедическое обследование старших дошкольников, зачисленных на занятия в логопункт, выявило количественные и качественные нарушения либо несформированность зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, которые выражались в следующем:
5 лет – показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо;
6 лет – показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо;
5 лет – показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа;
6 лет – показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу;
5 лет – собрать картинки из 3-5 частей; сложить из палочек по образцу фигурки «домик», «ёлочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек;
6 лет – собрать картинки из 4-8 частей; сложить из палочек по памяти «ёлочка», «дерево» из шести палочек, «лодочка», «лесенка» из семи палочек.
Обозначив для себя тему и цель по самообразованию на учебный 2021-2022 учебный год, мною был разработан соответствующий план работы.
Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности, направленной на формирование и развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей с речевыми нарушениями.
Часто у дошкольников, имеющих сниженный уровень владения пространственной терминологией, отмечается нечёткое понимание инструкций. Поэтому на занятиях в течение всего учебного года применялись различные методы (словесный, наглядный, практический, т.е. игровой) и приёмы (образец, указания и объяснения, вопросы, дидактические игры и упражнения):
«Собери фигуру из счётных палочек» - выкладывание по образцу и по памяти фигур животных, различных предметов, изображений букв;
«Собери букву» - собрать по образцу и по памяти из разрезных картинок изображения букв;
«Собери картинку» - собрать по заданию разрезные предметные картинки;
«Танграм» - игра-головоломка. В течение всего года дети на занятиях собирали по образцу различные предметы, животных. Некоторые дети собирали с опорой на силуэт (очертания фигуры), в большинстве дети выкладывали фигурки путём наложения на образец либо с опорой на него;
Магнитные мозаики «MAG-RUS», деревянные игры с геометрическими фигурами «Часть и целое»;
Зрительно-пространственные игры по автоматизации трудных звуков с предметными картинками на плоскости «Поле чудес», «Чего не стало?», «Вспомни и назови» и различные вариации.
Динамические паузы чаще проводились с опорой на ориентацию в собственном теле и в пространстве:
- что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.
- какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.
- какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.
- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.
Ребята выполняли задания:
- подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.
- дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п.
- хлопни руками над головой.
Упражнение «Телесная география»
Протяни левую руку вправо вверх.
Возьми себя правой рукой за мочку левого уха.
Хлопни правой рукой по левой коленке.
Коснись правой рукой левой ступни.
Поставь левую ногу вперед и вправо.
Правой рукой дотронься до левого плеча через левую подмышку
Коснись левой рукой самой верхней части туловища.
Сделайте 2 шага назад, 3 шага вправо и хлопните в ладоши.
Игровые задания для формирования и развития пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом:
- какие картинки находится ближе всех к тебе? дальше всех от тебя?;
- какая игрушка перед шкафом или стеллажом, какая за ним?
Уровень вербализации пространственных представлений – это владение такими предлогами и понятиями, как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, за, из-за, из-под, перед, около. Владение пространственной терминологией осуществлялось в игровых ситуациях с помощью развивающих пособий, типа «Игровая», и на наглядном и практическом уровнях.
В течение всего учебного года дети получали графические задания для выполнения дома под контролем родителей:
«Нарисуй по клеточкам фигуру», «Напечатай буквы, слова, предложения», «Продолжи ряд», разгадывание буквенных ребусов для детей подготовительной к школе группы.
Анализ тетрадей для домашних заданий показал, что дети заметно улучшили свои графические навыки. У ребят отмечается понимание инструкций к выполнению заданий, значительно повысился уровень сформированности зрительно-пространственного восприятия.
Считаю, что с поставленной целью в плане по самообразованию справилась. Систематизированный опыт за 2021-2022 учебный год по применению дидактических игр и упражнений для развития у детей зрительно-пространственного гнозиса и праксиса позволяет более качественно и направленно проводить коррекционно-развивающую работу с детьми с речевыми нарушениями.