Отчёт по самообразованию Ладыгиной Ларисы Васильевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории на тему «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Здоровье – актуальная тема для разговора в любые времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.
Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся является одним из основных направлений в нашей школе. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы.
Мы взрослые, считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
В последнее время средства массовой информации много говорят о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба в школе была в радость?
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями проводится утренняя зарядка.
Игровые перемены. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу (кроме тех моментов, когда ребёнок пишет). На уроках обучения грамоте, математики в 1 классе при знакомстве с новой буквой или числом я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы, цифры и предлагаю детям найти их и собрать.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. При решении задач № 6, 7 на странице 12 из учебника «Математика. 2 класс» (Н.Б. Истомина) мы беседуем с детьми о пользе овощей, о правильном выборе напитков (что выбрать квас или кока-колу), о правильном питании. Решая задачи №1, №2 на странице 65, я рассказываю ученикам о том, что бег тренирует сердечную мышцу, повышает выносливость организма и общую работоспособность человека. Во время работы над задачей №4 на странице 64 того же учебника, мы с детьми говорим об ограничении времени для просмотра телевизора, игры в компьютер. В 3 и 4 классах, когда решаем задачи на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.
На уроках русского языка я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Зачем мы спим ночью?», «Режим дня»), об организме человека «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.
Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и физминутки в стихах, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, улучшения осанки, аутотренинги.
Физкультминутки в стихах.
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ноге)
Льётся чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
(Слова текста сопровождаются движениями)
Ча-ча-ча, (3 хлопка в ладоши)
Печка очень горяча! (4 полуприседа)
Чи-чи-чи, (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи. (4 прыжка на месте)
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту)
Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)
Мы идём и мы поём – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки. (Копают грядки)
Он принес чемодан, (Показывают, как он нес чемодан)
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена (Дети присели, затем встали)
Садовод любовался на всходы. (Восхищаются)
Утром их поливал, (Поливают)
На ночь их укрывал (Укрывают)
И берег от холодной погоды (Дети садятся, учитель продолжает)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Раз, 2, 3, 4, 5 – начинаем в мяч играть.
Правой, левой набиваем
И в ворота забиваем.
Чтоб в ворота мяч забить,
Надо очень ловким быть.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
Карандаш в руках катаю, (крутят между пальцев карандаш)
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)
Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
За письмо теперь пора. (показывают движения)
1. Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
2. Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
3. Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
4. Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули. (показывают движения)
1. Трём ладони, милый друг,
Закрывая пальцы рук.
2. Вот ладошки встретились,
А теперь разъехались.
3. Закрываем в кулачки
Друг за другом пальчики. (показывают движения)
1. Пальцы вместе, пальцы врозь
2. Пальцы вытянули дружно,
А теперь сцепить их нужно.
3. Мяч в ладошки быстро взяли
И в ладошках повращали. (показывают движения)
1. Встали прямо и прогнулись,
А теперь легко согнулись.
2. Головою вправо, влево,
Чтобы шея не болела.
3. Вверх ладони отвели.
Крепко сжали в кулачки.
4. Руки в стороны взметнули. (показывают движения)
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём. (движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки)
Гимнастика для глаз.
Головку держим ровно, головку не поворачиваем, двигаются только глазки. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб.
Закройте глазки.
Открываем глаза и продолжаем работать.
Какой гриб нарисовал глазками каждый из вас?
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.
После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза. Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.
Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы наружу, поворот стопы внутрь (3-5раз).
Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:
1. Беседы учителя на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
2. Праздники Здоровья.
3. Соревнования («Перестрелка», «Осенний кросс», «Весёлые старты», , «Папа, мама, я – спортивная семья!»).
4. Сочинение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».
5. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».
6. Конкурс рисунков: «Я прививки не боюсь!».
7. Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».
8. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.
9. Работа по программе «Разговор о правильном питании».
10.Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде».
11. Организация в классе уголка Здоровья.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, то к концу 4 класса процент заболевших снизился до 25%.
Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
создать специальную образовательную прогромму факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
ЛИТЕРАТУРА
Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008
Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно- воспитательного процесса» 1982г.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.
Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.