СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по самообразованию «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий". Создание в группе уголка эмоциональной разгрузки и релаксации. Использование различных игровых технологий в своей работе. Организация детско-родительского клуба фитбол-гимнастики «Здоровята» совместно с педагогом-психологом, учителем- логопедом и инструктором по физической культуре.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»»

Отчёт по самообразованию

Тема: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Актуальность проблемы

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Социальное развитие это процесс во время, которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.

В связи с этим проблема социально- личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.

Цель: создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

Задачи:

  1. Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития детей;

  2. Развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;

  3. Формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах;

  4. Учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать, быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т. д;

  5. Учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения;

  6. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации);

  7. Расширять представления об окружающем мире;

  8. Обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами; помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

  9. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем;

  10. Приобщение родителей к участию в жизни группы и ДОУ.
    Формы реализации данных задач:
    - фронтальные и подгрупповые занятия;
    - индивидуальная работа;
    - создание предметно-развивающей среды
    - взаимодействие с родителями

Ожидаемый результат:

- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;

- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства; формирование дружеских взаимоотношений, сплочение коллектива.

- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

- повышение уровня педагогической культуры родителей.


План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Сентябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала, составление перспективного плана работы по теме (с детьми и с родителями), подбор консультаций; подготовить конспекты клуба «Здоровята» (фитбол на базе группы), Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Октябрь

Проведение диагностики уровня «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми», «Игровой деятельности», «Трудовой деятельности», «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности». Беседы, наблюдения, опросы детей. Обследование предметно-развивающей среды. Оформление группы на тему «Осень». Начало занятий клуба «Здоровята».

Ноябрь

Коммуникативные игры и упражнения на сплочение коллектива и создание положительного эмоционального настроя. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. Оформление стенгазеты, фотоколлажей и оформление для зала к дню пожилого человека. Участие в праздниках ДОУ: «Осень, осень в гости просим», «Мамочка любимая», посвященное дню Матери; участие в праздничном концерте «Наполни сердце добротой», посвященное дню пожилых людей. Работа клуба «Здоровята» (фитбол). Декады по правовому воспитанию («Моё право на имя». Беседы: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «Мы такие разные, но мы равны», «Как нужно вести себя, чтобы не огорчать родителей»; информационный листок «Декларация о правах ребенка». Папки-передвижки «Мои права и обязанности»; «Я маленький гражданин с большими правами», «Наказывая, подумай: зачем?», «Искусство быть родителем», «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как разрешить конфликтную ситуацию с ребёнком?». Родительское собрание «Секреты психологического здоровья». Совместное мероприятие «Фитобаргостей встречает и здоровье укрепляет». Занятия клуба «Здоровята».

Декабрь

Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. Обновление предметно-развивающей среды (новые сюжетно-ролевые игры, уголок релаксации, дидактические и развивающие игры). Оформление группы к новому году (с родителями). Субботник «Зимняя сказка» (снежные постройки». Участие в праздниках ДОУ: Новогодний праздник по мотивам сказки «Умка»; Занятия клуба «Здоровята».


Январь

Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения на сплочение коллектива и создание положительного эмоционального настроя, упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. «Неделя здоровья», «Прощание с ёлочкой», Неделя ПДД

Февраль

Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. «Лучше папы друга нет» (оформление стенгазеты, фотоколлажей). Участие в праздниках ДОУ: «Ай, да папы, ай, да сыночки», посвященное 23 февраля; «Масленица»; День открытых дверей «О здоровье всерьёз». Консультация «Игры, которые лечат»

Март

Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. «Вот какие наши мамы» (оформление стенгазеты и рисунков). Участие в праздниках ДОУ: «Как козленок маму потерял», посвященное 8 марта. Участие в выставке «Правила пожарные без запинки знайте!». Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей», картотека «Игры с агрессивными детьми»

Апрель

Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. Участие в праздничном концерте «Новый дом», посвященном юбилею детского сада. «У Маши и Медведя» (огород на окне). День мяча «Мой веселый звонкий мяч», Папки-передвижки «Сделайте ребенка счастливым», «Шпаргалка для родителей», Неделя ПДД.

Май

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования, отчёт в форме презентации на педсовете.

Для реализации всех этих задач для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность. Для этого в групповой комнате оформлены игровые уголки. В группе имеются геометрические модули, в виде прямоугольников, большие лоскуты ткани, с помощью которых дети создают новые зоны, передвигают их, сооружают, перекладывают, трансформируя под конкретную игру. Игровые уголки, созданные детьми из таких модулей, стали наиболее любимыми, часто используемыми.
4-слайд

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

5 слайд

С целью преодоления эмоционального неблагополучия детей, формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок эмоциональной разгрузки и релаксации, в котором дети с удовольствием отдыхают играют, могут побыть наедине, с помощью дидактических пособий учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром. «Островок уединения» как мы его называем в группе сделан из обычного зонтика и тюли, напоминает маленький домик, где дети играют по одному-двое. На полках сенсорного стола игрушки, специально подобранные для отдыха и релаксации: «Песочница», «Сухой бассейн» с горохом, фасолью и бобами, игра с цветными пуговицами, контейнер с бусинками, которые можно нанизывать на веревочку, массажные шарики, пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо, мягкие подушки и игрушки, шнуровки, «Стаканчик настроения» - когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели, «Коврик злости», помогает справиться со злостью, раздражительностью. «Кубик эмоций», «Куколки травницы» (мешочки и куколки с различными травами), Также сделали подборку самых различных игр: для застенчивых детей, для агрессивных детей. Собрали картотеку мирилок. При регулярном использовании уголка по назначению сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно, дети научатся контролировать свое эмоциональное состояние, что положительно скажется на психологическом климате в группе.

5-слайд
С помощью многофункционального пособия «Волшебный парашют» можно проводить тихие спокойные игры или более активные, подвижные. Так же игровой парашют используют при гимнастике, релаксации, проведении сюжетно-ролевых игр. Выполняя задания с парашютом, воспитывается дух сотрудничества у детей, они учатся последовательным действиям и распределению усилий. Например: игра «Ковер мира». Парашют используется в качестве «ковра мира», с его помощью решаются споры и ссоры. Дети садятся на парашют и вспоминают способы примирения и произносят «Мирилки»:

Чтобы солнце улыбалось, нас с тобой согреть старалось,

нужно просто стать добрей и мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться: - Ты мне друг! - И я твой друг!

Мы обиды все забудем и дружить как прежде будем!

«Не урони мяч»

В центр парашюта кладется мяч. Дети держат парашют двумя руками за края, поднимая и опуская его, контролируют чтобы он не выкатился за пределы парашюта. Усложнение: можно использовать несколько небольших мячей.

Игра «Не урони мяч»

Цель: развитие моторики, координации, ловкости, чувства сплоченности.

Организация: На парашюте лежит мяч, дети поднимают и держат парашют за петли. Перекатывают друг другу мяч, поднимая поочередно разные стороны парашюта и проговаривая рифмовку:

Ты катись веселый мячик,

быстро, быстро по рукам.

Ну а кто уронит мячик,

тот исполнит что-то нам.

Кто роняет мяч, исполняет какое-то задание, поручение.

6-слайд
Большой эффект в развитии социальных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности её очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения,

используемые в театрализованных играх.

7-слайд
При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступков, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку. Мы с детьми в течение всего года посещали выставки организованные в детском саду.

8-слайд
Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.

9-слайд
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах. Мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.
Для работы с детьми подобраны игры и оформлены картотеки:
-на развитие коммуникативных способностей детей и сплочение коллектива;
-на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей среднего дошкольного возраста;

-на преодоление негативных эмоций, гнева.

-игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций.
10-13 слайд

Нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Чтобы привлечь и заинтересовать родителей, провели родительские собрания: «Секреты психологического здоровья», «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей». Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.
14-15 слайд

Вначале года в группе был организован детско-родительский клуб фитбол-гимнастики «Здоровята». Статистика говорит о том, что количество детей с 1-й группой здоровья катастрофически снижается (рост нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушения в развитии речи, гипервозбудимость или заторможенность).
Причинами являются ухудшение экологии, невысокий уровень материального благосостояния, уменьшение двигательной активности. Проблемой является и то, что детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы. Это характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений, низкой моторной обучаемостью. У них, как правило, слабый мышечно-связочный аппарат. Впоследствии это приводит к серьезным нейроортопедическим нарушениям. А также из за нарушений речи у таких детей возникают трудности в общении со сверстниками. Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. На начало года в нашей группе выявилось 6 детей с нарушениями речи и 6 детей с нарушениями эмоциональной сферы (гипервозбудимость, заторможенность). Для эффективности работы клуба были приглашены специалисты детского сада: психолог Кутовая С.И., учитель-логопед Батоногова Н.Н. и инструктор по физической культуре Юшкова А.Н.

Цель: создать условия профилактики и коррекции психофизического развития детей.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1) формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболах;
2) развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи;
3) развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
4) способствовать профилактике эмоциональных и социально-личностных нарушений

5) повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

6) формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой в детском саду и семье.

Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом. В отличие от фиксированных тренажеров, этот шарик не поддерживает стабильное положение, поэтому почти любое упражнение с ним вынуждает к общей стабилизации мышц. Сам факт нахождение на мяче приводит наше тело в ситуацию дисбаланса и заставляет мышцы ног и живота напрягаться, чтобы поддерживать равновесие.

Главной отличительной чертой активных упражнений с мячом фитбол является то, что они не только создают свободу передвижения, но и значительно облегчают процесс дыхания, стимулируют работу внутренних органов, улучшают кровообращение и уменьшают нагрузку на межпозвонковые диски, улучшая эластичность тканей между ними.

Занятия фитбол-гимнастикой проходят один в неделю по 20 минут.
Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки.

В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:

  • систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;

  • занятия с использованием дыхательной гимнастики, способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;

  • упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;

  • использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой;

  • занятия «Здоровята» приводят к пониманию родителями необходимости занятий физической культурой как в ДОУ, так и в семье.

слайд

Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

В группе имеется коробочка похвалинок: это маленькие наклейки для детей (за добрые дела, это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний). Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко

относиться к другим людям.
слайд

Перспектива.

В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий развивать социально-личностную уверенность у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.

Продолжать проводить игровые тренинги с родителями, вовлекать их в жизнь группы, подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически пополняя свой методический материал.






























М униципальное казённое дошкольное

образовательное учреждение общеразвивающего вида

детский сад № 9 «Сказка»











Отчёт

по самообразованию

«Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

за 2016-2017 учебный год












Подготовила воспитатель

средней «А» группы «Репка»

Иванова И. В.











Мирный, май 2017 г.