Отчёт по самообразованию
Тема: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Актуальность проблемы
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Социальное развитие это процесс во время, которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.
В связи с этим проблема социально- личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.
Цель: создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Задачи:
Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития детей;
Развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;
Формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах;
Учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать, быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т. д;
Учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения;
Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации);
Расширять представления об окружающем мире;
Обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами; помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;
Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем;
Приобщение родителей к участию в жизни группы и ДОУ.
Формы реализации данных задач:
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- индивидуальная работа;
- создание предметно-развивающей среды
- взаимодействие с родителями
Ожидаемый результат:
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства; формирование дружеских взаимоотношений, сплочение коллектива.
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- повышение уровня педагогической культуры родителей.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы |
Сентябрь | Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала, составление перспективного плана работы по теме (с детьми и с родителями), подбор консультаций; подготовить конспекты клуба «Здоровята» (фитбол на базе группы), Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5 лет» |
Октябрь | Проведение диагностики уровня «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми», «Игровой деятельности», «Трудовой деятельности», «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности». Беседы, наблюдения, опросы детей. Обследование предметно-развивающей среды. Оформление группы на тему «Осень». Начало занятий клуба «Здоровята». |
Ноябрь | Коммуникативные игры и упражнения на сплочение коллектива и создание положительного эмоционального настроя. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. Оформление стенгазеты, фотоколлажей и оформление для зала к дню пожилого человека. Участие в праздниках ДОУ: «Осень, осень в гости просим», «Мамочка любимая», посвященное дню Матери; участие в праздничном концерте «Наполни сердце добротой», посвященное дню пожилых людей. Работа клуба «Здоровята» (фитбол). Декады по правовому воспитанию («Моё право на имя». Беседы: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «Мы такие разные, но мы равны», «Как нужно вести себя, чтобы не огорчать родителей»; информационный листок «Декларация о правах ребенка». Папки-передвижки «Мои права и обязанности»; «Я маленький гражданин с большими правами», «Наказывая, подумай: зачем?», «Искусство быть родителем», «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Как разрешить конфликтную ситуацию с ребёнком?». Родительское собрание «Секреты психологического здоровья». Совместное мероприятие «Фитобаргостей встречает и здоровье укрепляет». Занятия клуба «Здоровята». |
Декабрь | Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. Обновление предметно-развивающей среды (новые сюжетно-ролевые игры, уголок релаксации, дидактические и развивающие игры). Оформление группы к новому году (с родителями). Субботник «Зимняя сказка» (снежные постройки». Участие в праздниках ДОУ: Новогодний праздник по мотивам сказки «Умка»; Занятия клуба «Здоровята». |
Январь | Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения на сплочение коллектива и создание положительного эмоционального настроя, упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. «Неделя здоровья», «Прощание с ёлочкой», Неделя ПДД |
Февраль | Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. «Лучше папы друга нет» (оформление стенгазеты, фотоколлажей). Участие в праздниках ДОУ: «Ай, да папы, ай, да сыночки», посвященное 23 февраля; «Масленица»; День открытых дверей «О здоровье всерьёз». Консультация «Игры, которые лечат» |
Март | Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. «Вот какие наши мамы» (оформление стенгазеты и рисунков). Участие в праздниках ДОУ: «Как козленок маму потерял», посвященное 8 марта. Участие в выставке «Правила пожарные без запинки знайте!». Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей», картотека «Игры с агрессивными детьми» |
Апрель | Проведение занятий, бесед. Коммуникативные игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций. Чтение художественной литературы, терапевтических сказок. Участие в праздничном концерте «Новый дом», посвященном юбилею детского сада. «У Маши и Медведя» (огород на окне). День мяча «Мой веселый звонкий мяч», Папки-передвижки «Сделайте ребенка счастливым», «Шпаргалка для родителей», Неделя ПДД. |
Май | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования, отчёт в форме презентации на педсовете. |
Для реализации всех этих задач для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность. Для этого в групповой комнате оформлены игровые уголки. В группе имеются геометрические модули, в виде прямоугольников, большие лоскуты ткани, с помощью которых дети создают новые зоны, передвигают их, сооружают, перекладывают, трансформируя под конкретную игру. Игровые уголки, созданные детьми из таких модулей, стали наиболее любимыми, часто используемыми.
4-слайд
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
5 слайд
С целью преодоления эмоционального неблагополучия детей, формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок эмоциональной разгрузки и релаксации, в котором дети с удовольствием отдыхают играют, могут побыть наедине, с помощью дидактических пособий учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром. «Островок уединения» как мы его называем в группе сделан из обычного зонтика и тюли, напоминает маленький домик, где дети играют по одному-двое. На полках сенсорного стола игрушки, специально подобранные для отдыха и релаксации: «Песочница», «Сухой бассейн» с горохом, фасолью и бобами, игра с цветными пуговицами, контейнер с бусинками, которые можно нанизывать на веревочку, массажные шарики, пальчиковые куклы и куклы би-ба-бо, мягкие подушки и игрушки, шнуровки, «Стаканчик настроения» - когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели, «Коврик злости», помогает справиться со злостью, раздражительностью. «Кубик эмоций», «Куколки травницы» (мешочки и куколки с различными травами), Также сделали подборку самых различных игр: для застенчивых детей, для агрессивных детей. Собрали картотеку мирилок. При регулярном использовании уголка по назначению сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно, дети научатся контролировать свое эмоциональное состояние, что положительно скажется на психологическом климате в группе.
5-слайд
С помощью многофункционального пособия «Волшебный парашют»
можно проводить тихие спокойные игры или более активные, подвижные. Так же игровой парашют используют при гимнастике, релаксации, проведении сюжетно-ролевых игр. Выполняя задания с парашютом, воспитывается дух сотрудничества у детей, они учатся последовательным действиям и распределению усилий. Например: игра «Ковер мира». Парашют используется в качестве «ковра мира», с его помощью решаются споры и ссоры. Дети садятся на парашют и вспоминают способы примирения и произносят «Мирилки»:
Чтобы солнце улыбалось, нас с тобой согреть старалось,
нужно просто стать добрей и мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться: - Ты мне друг! - И я твой друг!
Мы обиды все забудем и дружить как прежде будем!
«Не урони мяч»
В центр парашюта кладется мяч. Дети держат парашют двумя руками за края, поднимая и опуская его, контролируют чтобы он не выкатился за пределы парашюта. Усложнение: можно использовать несколько небольших мячей.
Игра «Не урони мяч»
Цель: развитие моторики, координации, ловкости, чувства сплоченности.
Организация: На парашюте лежит мяч, дети поднимают и держат парашют за петли. Перекатывают друг другу мяч, поднимая поочередно разные стороны парашюта и проговаривая рифмовку:
Ты катись веселый мячик,
быстро, быстро по рукам.
Ну а кто уронит мячик,
тот исполнит что-то нам.
Кто роняет мяч, исполняет какое-то задание, поручение.
6-слайд
Большой эффект в развитии социальных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности её очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения,
используемые в театрализованных играх.
7-слайд
При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступков, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку. Мы с детьми в течение всего года посещали выставки организованные в детском саду.
8-слайд
Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.
9-слайд
Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах. Мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.
Для работы с детьми подобраны игры и оформлены картотеки:
-на развитие коммуникативных способностей детей и сплочение коллектива;
-на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей среднего дошкольного возраста;
-на преодоление негативных эмоций, гнева.
-игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций.
10-13 слайд
Нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Чтобы привлечь и заинтересовать родителей, провели родительские собрания: «Секреты психологического здоровья», «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей». Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.
14-15 слайд
Вначале года в группе был организован детско-родительский клуб фитбол-гимнастики «Здоровята». Статистика говорит о том, что количество детей с 1-й группой здоровья катастрофически снижается (рост нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушения в развитии речи, гипервозбудимость или заторможенность).
Причинами являются ухудшение экологии, невысокий уровень материального благосостояния, уменьшение двигательной активности. Проблемой является и то, что детям с речевыми нарушениями присуще отставание в формировании двигательной сферы. Это характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений, низкой моторной обучаемостью. У них, как правило, слабый мышечно-связочный аппарат. Впоследствии это приводит к серьезным нейроортопедическим нарушениям. А также из за нарушений речи у таких детей возникают трудности в общении со сверстниками. Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол-гимнастики. На начало года в нашей группе выявилось 6 детей с нарушениями речи и 6 детей с нарушениями эмоциональной сферы (гипервозбудимость, заторможенность). Для эффективности работы клуба были приглашены специалисты детского сада: психолог Кутовая С.И., учитель-логопед Батоногова Н.Н. и инструктор по физической культуре Юшкова А.Н.
Цель: создать условия профилактики и коррекции психофизического развития детей.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1) формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболах;
2) развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи;
3) развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
4) способствовать профилактике эмоциональных и социально-личностных нарушений
5) повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
6) формировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой в детском саду и семье.
Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Фитболы уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом. В отличие от фиксированных тренажеров, этот шарик не поддерживает стабильное положение, поэтому почти любое упражнение с ним вынуждает к общей стабилизации мышц. Сам факт нахождение на мяче приводит наше тело в ситуацию дисбаланса и заставляет мышцы ног и живота напрягаться, чтобы поддерживать равновесие.
Главной отличительной чертой активных упражнений с мячом фитбол является то, что они не только создают свободу передвижения, но и значительно облегчают процесс дыхания, стимулируют работу внутренних органов, улучшают кровообращение и уменьшают нагрузку на межпозвонковые диски, улучшая эластичность тканей между ними.
Занятия фитбол-гимнастикой проходят один в неделю по 20 минут.
Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки.
В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.
Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.
Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:
систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
занятия с использованием дыхательной гимнастики, способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;
упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой;
занятия «Здоровята» приводят к пониманию родителями необходимости занятий физической культурой как в ДОУ, так и в семье.
слайд
Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.
В группе имеется коробочка похвалинок: это маленькие наклейки для детей (за добрые дела, это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний). Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко
относиться к другим людям.
слайд
Перспектива.
В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий развивать социально-личностную уверенность у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.
Продолжать проводить игровые тренинги с родителями, вовлекать их в жизнь группы, подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически пополняя свой методический материал.
М
униципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение общеразвивающего вида
детский сад № 9 «Сказка»
Отчёт
по самообразованию
«Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
за 2016-2017 учебный год
Подготовила воспитатель
средней «А» группы «Репка»
Иванова И. В.
Мирный, май 2017 г.