Отчет по самообразованию
Воспитатель – Нечипоренко Елена Николаевна.
Тема: «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель:
- повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте;
- создание условий для развития логико-математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр
- способствовать развитию познавательной активности детей.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы.
Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.
Учить способам практической деятельности в области математики;
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Развивать воображение детей.
Развивать логическое мышление детей с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, различных логических игр.
На первом этапе изучила литературу: Алябьева Е. В. «Игры для детей
5-7лет: развитие логического мышления и речи», Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для детей», Савенков А.В. «Маленький исследователь: развитие логического мышления: для детей 6-7 лет», «Логика. Задания на развитие логического мышления. Для детей 4-6 лет». Составитель: Шевелев; Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ»;2. Л.Ю.Козина «Игры по математике для дошкольников»; А.А.Смоленцева, О.В.Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»; Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»; Е.И.Синицына «Умные занятия и игры»;Серия «Папка дошкольника»; Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая; «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова; «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин; «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина;
Интернет источники.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование дидактических игр, в частности, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Следующим этапом был изучен уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью диагностического обеспечения:
- метод наблюдения
- диагностика групповая и индивидуальная
В результате анализа обследования детей выявлены индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. А также составлен перспективный план работы на учебный год.
В течение года проводила с детьми дидактические игры и упражнения с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, такие как:
«Сосчитай-ка»
«Угощение для медвежат»
«О чем говорят числа»
«Строим дом»
Игры из серии «Страна блоков и палочек» и другие.
Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Колумбово яйцо»
Игры на развитие познавательных интересов: Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, «Выложи по памяти»
Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори»
Мною была создана картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах.
В декабре провела проект по ФЭМП на тему: «Счетные палочки – это интересно».
В конце года провела математическую викторину «Игра в КВН»
Были подготовлены консультации для родителей, с использованием наглядного материала в родительском уголке.
Изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия. Этим я смогла заинтересовать детей, Занимательные развивающие, дидактические игры и упражнения дали большой заряд положительных эмоций, помогли детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике. Дети стали проявлять высокую познавательную активность, радуются своим достижениям и новым возможностям.