Отчет по теме самообразования:
«Современный урок – основа реализации федерального государственного образовательного стандарта»
учителя музыки Найденовой Юлии Леонидовны
.
Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, раскрыть способности каждого, помочь адаптироваться в новых жизненных условиях (обрести уверенность в жизни).
Следуя этому, в своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса.
Я выбрала эту тему для самообразования, т.к. считаю, ученик школы, должен научиться саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.
Соответственно «учитель второго поколения» должен обеспечить каждому ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками.
Цель работы: изучить особенности ФГОС в практической деятельности учителя;
Перед собой я ставила следующие задачи:
Изучить особенности современного урока;
Изучение структуры и составление технологической карты;
Окунуться в личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения.
И ответить на интересующие меня вопросы:
Каковы особенности построения современного урока?
В чем сущность взаимодействия учителя и ученика в современном образовании?
Какова роль учителя в современном уроке?
Какой урок нужен сегодняшним школьникам?
Традиционный и современный урок различаются по следующим показателям: цели, изменения функции учителя на уроке, изменения отношения между учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока - формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт мне, как и любому учителю, необходимо было знать ряд принципов и положений, которые помогут мне работать с ней.
Приступив к работе, для меня было очень важным разобраться, что такое технологическая карта, ее структура и преимущества перед традиционным планом урока.
Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволяет мне:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
В своей работе на каждый урок я всегда составляю и использую технологические карты. Параллельно с составлением технологической карты, я изучаю систему оценивания, формирование УУД и т.д.
Вместе с тем, в большом потоке информации постоянно всплывают вопросы и проблемы, на которые мне еще предстоит ответить в процессе саморазвития и самообразования, а также в ходе моей практической деятельности.
Проблемы, с которыми мне наиболее часто приходится сталкиваться:
Сложно подобрать учебный материал, который позволял бы мне сподвигнуть учащихся к определению темы урока и постановки целей и задач.
Оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения.
Учитывать разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использовать разноуровневые задания.
Этапы работы над темой самообразования
1. Анализ профессиональных затруднений.
2. Определение целей и задач темы.
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
4.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
5. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на МО учителей начальной школы.
6. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.
7. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.
8. Открытые уроки на школьном уровне.
Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.