МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Соловушка»» г.Курчатов Курской области.
Отчет о проведённой работы по теме: «Формирование интеллектуальных и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста ,при изучении основ финансовой грамотности» 2021года-2024год
Подготовил воспитатель:
Мезенцева Е.Г
2024год.
Добрый день уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагаем отчёт о проведённой работе по теме «Формирование интеллектуальных и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, при изучении основ финансовой грамотности.
1 Слайд. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста -это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной, социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни .Дети так или иначе включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.
2 Слайд. Изучив данную проблему, пришли к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.
3 Слайд .Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки и постепенно постичь азы финансовой культуры и основ финансовой грамотности
В период с 2021г -2024г в нашем саду было проведена активная работа с детьми ,а так же с родителями по данной теме.
4 Слайд. Вся работа осуществлялась в соответствии с заданным планом по формированию интеллектуальных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, при изучении основ финансовой грамотности, которая включала в себя создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения:
5 Слайд. 1 Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике.
2 Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса финансовой грамотности.
6 Слайд. 3 Пополнена образовательная среда и организованы условия для сюжетно-ролевых и дидактических игр, собраны картотеки.
4. Создание образовательно – развивающей среды, в соответствии с ФГОС, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности.
5. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе финансовой грамотности дошкольников.
6. Создание условий для формирования финансовой грамотности и элементарных экономических знаний у детей дошкольного возраста.
7. Организация взаимодействия с родителями в рамках обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах по обучению детей финансовой грамотности.
7 слайд .На первом этапе с детьми проводились занятия ,беседы :
-«Деньги»,
-«Откуда пришли деньги»,
-«Для чего нужны деньги»,
-«Валюта (деньги других стран)»,
-«Товар цена»,
-«Где живут деньги»,
-«Бюджет семьи»,
-«Цена(стоимость)»,
-«Совместные покупки» и.д.
8 Слайды. Воспитателями проводились:
-открытые занятия для коллег ,выступления на пед. часах, приглашали друг друга на свои занятия.
-участие в конкурсах, в вебинарах , в акциях,
- проходила работа по проектам :«Деньги глазами детей»,»Юный финансист»,
-участие в семинарах ,
-изготовление лепбуков, на которых вы уже обратили внимание на выставке.
-Так же проводился конкурсы в нутрии детского сада по смотру уголков по «Финансовой грамотности»,в котором наши воспитатели проявили творчество, смекалку используя разнообразные инновационные технологии.
9 Слайд. С детьми старшего дошкольного возраста, были проведены дидактические игры по формированию интеллектуальных и нравственных качеств, такие как:
-"Собери из частей",
- "Чего не стало?",
-"Кому что нужно?",
-«Профессии»,
-«Доходы-расходы».
- «Что важнее?»
- «Что нельзя купить?»
- «Товары и услуги»
- «Угадай, где продаются»
- «Давай положим в корзинку…»
- Игра «Магазин»
- «Магазин игрушек»
- «Купи другу подарок» и другие.
10 Слайд. Чтобы обучение давалось детям проще и интереснее, можно разбирать различные финансовые ситуации в сказках или рассказах художественной литературы.
Была использовать следующая подборка художественной литературы:
Сказки о потребностях и возможностях:
Сказки о бартере:
Сказки о деньгах:
Сказки о купле – продаже:
Сказки о рекламе
Н.Носов «Незнайка на Луне»
А. Толстой «Приключения Буратино»
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Ш.Перро «Золушка»
Сказка «Колосок»
Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
А.С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде»
А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»
Мальчик с пальчик» Ш. Перро
«Чудесная рубашка» А. Н. Афанасьева
«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков
Ганс Христиан Андерсен «Огниво»
В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
Народная сказка « 3 поросенка»
Народная сказка «Заюшкина избушка» и другие.
Просмотр мультфильм:
-«Муха Цокотуха»,
-« Приключения Буратино»,
-«Дюймовочка»,
-«Трое из Простоквашино»,
-«Алёша Поповичь и Тугарин змей»
-«Золотая карта. Новый Простоквашино»
-Три кота «Поход в магазин»,
-Фиксики «Как делают деньги» и другие.
11 Слайд.Сюжетно-ролевые игры:
-«Пицерия «Пиперони»»
-«Магазин»
-«Банк»
-«Магазин игрушек»
-«Продуктовый магазин»
-«Вокзал»
-«Профессии»
-«Магазин фермерских продуктов»
-«Магазин игрушек»
-«Реклама»
-«Банкир»
-«Аптека»
-«Кафе»
-«Что откуда берётся»
-«Почта»
-«В банк»
-«Детский ресторан» и другие.
12 Слайд. В работе с детьми используется народная мудрость - пословицы и поговорки, загадки на экономическую тематику.
13 Слайд .Различные виды игровой деятельности включались в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей: от умения различать виды потребностей (материальные,нравственные, духовные, социальные) к умению устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»
14 слайд .С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование «Моё отношение к финансовой грамотности» Результаты анкетирования показали, что:
35-82% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;
45-10% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;
20-8% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание.
15 Слайд. В развитии дошкольников немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов с родителями. В уголке для родителей обновлялась информация:
-консультации папки-передвижки .
-памятки ;
-беседы
Родители принимали активное участие ,в изготовлении альбома
«Коллекция денежных купюр»;
-создание родителями копилок;
-музей «Кошельков»;
-Альбом «Устаревшие профессии»;
-конкурсы рисунков;
-совместно с родителями была разработана «Обучающие сказки по финансовой грамотности»
16 Слайд .Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогают детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволяют не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы :знания о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильное -это когда происхождение денег, материальный достаток и благосостояние ребёнка связывается с трудом. Ценность представляет только честно заработанные деньги .В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.
17 Слайд. Хотелось бы завершить свою речь словами исследователя Торнтона Т. Мангера
«Привычка к экономии сама по себе является образованием;
она воспитывает добродетель, учит самопожертвованию, культивирует чувство порядка, развивает продуманность и расширяет кругозор»
18 Слайд. Спасибо за внимание!