Отчёт по теме самообразования
«Формирование познавательной активности учащихся на уроках путём использования инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»
Формирование познавательной активности учащихся на уроках путём использования инновационных технологий является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последнее время в связи с переходом на федеральный государственный стандарт второго поколения. Согласно новой образовательной парадигме, перед школой во главу угла встала задача развития творческой активности учащихся, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на использование современных технологий на уроках в школе.
Цель: разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности путём использования инновационных технологий.
Задачи:
активное использование учителем и учащимися средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и других инновационных образовательных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
развитие метапредметных навыков учащихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
развитие творческого потенциала учащихся и создание необходимых условий для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ,
разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.
Длительность работы. По данной проблеме я работаю с сентября 2017 года по настоящее время. Работа запланирована до мая 2022 года.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии.
Методы процесса самообразования:
Изучение ФГОС начального общего образования.
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
Взаимопосещение уроков, участие в анализе открытых уроков.
Разработка, подготовка методических материалов, докладов и т. д.
Анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в учебном заведении.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей начальных классов, а также через участие в жизни школы.
Проведённые работы по теме самообразования
1. На начальном этапе были пройдены курсы повышения квалификации по теме индивидуального плана по самообразованию:
- «ИКТ технологии в современном образовательном пространстве начальной школы в соответствии с ФГОС НОО» в объёме 64 учебных часов в том числе 8 часов по модулю «Оказание первой помощи».ГАПОУ «Казанский педагогический колледж», регистрационный номер: «КПК_000 000000377_2018», г. Казань, 3.11. 2018 г.
На 2019 – 2020 г.г. запланированы курсы повышения квалификации по темам: «Реализация образовательной программы для детей с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС».
2. В течении 2017 – 2019 годов участвовала в педагогических собраниях (темы докладов, выступлений):
. «Эзләнү методы һәм проект технологиясе нигезендә дәрестән тыш эшчәнлекне оештыру», «Комеш калэм» фестивале, д.Кадыбаш, 21.02.2019 г.;
«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации
учащихся», выступление на заседании №3 МО учителей начальных классов, 29.12. 2018 г.
Разработаны и проведены открытые уроки и мероприятия по инновационным
технологиям:
Открытый урок в 3 классе по программе "Перспектива» по теме "Развитие речи.
Письменные ответы на вопросы», 2017-2018 уч.год;
«Мы счастливы», концерт, посвященный Дню Победы, 2.05. 2016 г.
«Без-татар балалары», 1-4 классы, район, мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, 22.02. 2016 г.
«Хуш киләсең, Нәүрүз», районный теоретико-практический семинар учителей татарского языка «Сәләтле балалар белән нәтиҗәле эшләү системасы. Укучыларны фән олимпиадаларына әзерләгәндә кулланыла торган формалар, методлар һәм алымнар”, 21.03.2019 г.
Праздник “Бәхетле балачак” в районном семинаре директоров и методистов, июнь 2019 г.
Создала комплекты педагогических разработок уроков, внеклассных мероприятий и т.д.
Разработаны: рабочие программы по всем предметам начальных классов, программа работы с родителями. Имеются методические разработки уроков. Была руководителем МО учителей начальных классов в 2018-2019 учебном году.
Проектная деятельность учащихся: проект «Береги природу!», «Моя родословная», «Города России», «Строим город вместе» и т.д..
Также результатом моей методической работы являются публикации
методических разработок в сети интернет, участие в конкурсах, работа с родителями, индивидуальный план по профессиональному самообразованию.
Участие педагога:
- Мероприятие «Хуш килэсен, Нэуруз!», муниципальный уровень, теоретико-практический семинар для учителей родного (татарского) языка, МБОУ Салаушская СОШ, 21.03.2019
- «Методические особенности преподавания отдельных предметов в системе «Перспективная начальная школа» с использованием печатных и электронных пособий (математика)», региональный уровень, г. Агрыз, семинар для учителей начальных классов, 18-19 июня 2018 г.
- “Воспитательная работа в летнем оздоровительном лагере”, муниципальный уровень, районный семинар директоров и методистов Агрызского муниципального района РТ, МБОУ Салаушская СОШ, 2019 г.
-Конкурс профессионального мастерства «Воспитать человека», муниципальный этап республиканского конкурса, грамота, 2019 г.
- «Эзләнү методы һәм проект технологиясе нигезендә дәрестән тыш эшчәнлекне оештыру”,
Сертификат приказ №63-ОД, 21.02.2019 г.
- Заочный конкурс творческо- исследовательских работ «Мензелинский! Педагогический! История и судьбы». Номинация «Мой первый учитель», сертификат, 2017 г.
Достижения обучающихся:
Шакиров Н. (2 кл.), Фестиваль :”Комеш калэм”, сертификат, февраль, 2019.
Миннибаев С. (4 кл.), очная предметная олипиада по родному( татарский) языку, школьный этап , 3 место, 23.10.2018 г.
Мингулова А.М. (7 класс), Республиканские научно- иследовательские чтения имени Аяза Гилязова, тема выступления: «Суровая реальность в произведениях Аяза Гилязова», диплом лауреата, февраль 2018 г.,
Миннибаев С.А. и Насыйров Р.Д. (3 класс), Республиканский детский творческий конкурс поделок «Я и Красная книга», мунииципальный уровень, грамоты лауреата, февраль-март, 2018 г.
Миннибаев С. (4 класс), похвальная грамота по Всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.ру
по математике «Заврики», октябрь, 2018 г.
Насыйров Р.Д. и Миннибаев С. А. (3 класс), в рамках недели географии конкурс рисунков «Природа родного края», школьный уровень, 2 и 3 место, дипломы 2017 г..
В период работы по методической теме получила следующие награды, иные поощрения:
- Грамота МКУ «Управление образования Агрызского муниципального района РТ»,
победитель в номинации «Самая настойчивая», 16 февраля 2019 г.
- Благодарственное письмо за помощь в проведении олимпиады по математике «Заврики» образовательной платформы «Учи.ру», октябрь, 2018 г.
- - Благодарственное письмо за помощь в проведении «Дино-олимпиады» платформы «Учи-ру», сентябрь, 2018 г.
Наличие публикаций:
- Научно-исследовательская работа "Суровая реальность в произведениях Аяза Гилязова, https://multiurok.ru/files/nauchno-issledovatelskaia-rabota-surovaia-realnost.html, 2017 г.
- Конспект для 3 класса по программе "Перспектива по теме "Развитие речи. Письменные ответы на вопросы», https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-razvi.html, 2017 г.
- Конспект открытого классного часа на татарском языке “Мы разные, но вместе”, https://multiurok.ru/files/bashlangych-syinyflar-ochen-bez-torle-mma-shulai-d.html, 2019 г.
Являяюсь руководителем группы «Салагыш урта гомуми белем биру мэктэбенен Уразай филиалы» https://vk.com/club21918882. Цель группы: обратная связь и улучшение работы с детьми и родителями.
Планированные направления самообразования и результаты:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Отметка о выполнении |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования: Начальная школа - Примерные программы по УМК «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Школа России». Начальное общее образование, - Авторские программы общеобразовательных учреждений по предметам начальной школы | 2017-2022 годы | Регулярно - Примерные программы по УМК «Школа России»; - ФГОС НОО; - Авторские программы общеобразовательных учреждений по предметам начальной школы |
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | 2017-2022 годы | Каждый месяц |
3. Повышать квалификацию на проблемных курсах для учителей. | 2018 год | Г. Казань, 2018 г. |
4. Работа в группе проблемного диалога, подготовка выступлений по проблемам ФГОС НОО. | 2018 год | МО учителей начальных классов, 2018-2019 уч.год |
Психолого-педагогические | Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования. | 2017-2022 гг. | Подготовка к тестированию, изучение психолого-педагогической и методической литературы |
Методические | 1.Создание педагогических разработок. | 2017-2022 | |
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Регулярно | Руководитель МО учителей начальных классов в 2018-2019 уч.году, выступления в заседаниях МО |
3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО. | 2017-2022 |
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. | 2017-2022 гг. | Работа с одарёнными детьми организована и проводится. Принимали участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. |
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, через Интернет. | 2017-2022 | Изучение опыта работы учителей на сайте «Мультиурок», посещение уроков своей школы |
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно | В 2018 были проведены открытые уроки учителей начальных классов и была организована взаимопосещение уроков |
7. Проводить открытые уроки для коллег по работе. | 2019-2020 | В 2018 были проведены открытые уроки учителей начальных классов и была организована взаимопосещение уроков. В марте 2020 года запланирован от крытый урок по русскому языку |
8. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему «Формирование познавательной активности учащихся на уроках путём использования инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»на заседаниях МО. | 2018 год | Выступление, заседание №3 МО учителей начальных классов по данной теме |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | Регулярно | Регулярно |
2.Обзор в Интернете информации по предметам начальной школы, педагогике и психологии. | регулярно | Регулярно |
3 Пополнять личный сайт | 2019 год | Ведётся работа по пополнению личного сайта |
4.Провести мастер-класс «ИКТ на уроках» | 2022 | - |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно | Регулярно (подробно- ниже) |
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.
Динамические игры и паузы
Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.
Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное рисование»:
- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
Упражнения для глаз
Основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.
Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
Мимические упражнения.
На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
Релаксация
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку
Упражнение «Путешествие на облаке»
- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также можно предложить упражнение «Сон» - закрыть глаза, расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень приятном.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения
Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз.
«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.
Работа с текстом
1. Словарная работа.
Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются, давайте вместе скажем:
2. Контрольное списывание текстов о здоровье.
3. Анатомический диктант.
Изучая язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. (Например, название пальцев)
Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во время урока).
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных изменениях в состоянии здоровья учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии?
снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.
Результаты:
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронных комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
участие в интернет-конкурсах и в интернет-проектах с учащимися;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников.
Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.