СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт "Развитие познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного в процессе конструктивной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструирование как деятельность охватывает большой круг образовательных и развивающих  и воспитательных задач

Просмотр содержимого документа
«Отчёт "Развитие познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного в процессе конструктивной деятельности"»

МКДОУ «Детский сад №8 «Колосок»







«Развитие познавательных и

творческих способностей

детей в процессе конструктивной деятельности»




Воспитатель: Томашева М. И.













2024 г

Конструктивно-модельная деятельность очень актуальна в наше время, потому что она всесторонне развивает ребенка и имеет взаимосвязь с современными и востребованными профессиями такими как: строитель, архитектор, дизайнер, аналитик, логист. Конструирование в детском саду из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Благодаря конструированию в детском саду ребенок быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит у «продвинутого» в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. (Слайд №1)
У детей формируется познавательный интерес;

  • Активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится

  • зрительное восприятие);

  • Развивается практическое экспериментирование;

  • Формируется потребность в общении;

  • Развивается активная речь;

  • Расширяется словарный запас;

  • Развиваются внимание, память;

  • Развивается обобщение;

  • Появляется самостоятельность, инициативность;

  • Аккуратность,бережливость.

Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества.

В младшем возрасте конструирование слито с сюжетно- ролевой и театрализованной игрой. Инициатива исходит от воспитателя. Дети выполняют мои задания, некоторые указания. Основную задачу я ставлю: побуждать интерес к конструированию, приобщать детей к созданию простейших конструкций. Использую большие модули, (слайд №2).строим с детьми дом, отправляемся в путешествие на машине

На начальном этапе я знакомлю детей с названием , со свойствами основных деталей (кирпичик, кубик, пластина, призма,) (слайд №3) формирую понятия: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, учу овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач- заменять меньшие детали на большие, пристраивать и надстраивать. Дети строят для зайки дорожку длинную и короткую, заборчик для поросят низкий-для маленьких, высокий-для больших, башенки, ворота, скамейки и т. д.

Далее дети учатся ставить кирпичики на узкую плоскость-длинную и короткую. (Слайд №4) Сначала сооружают заборчик для животных, замыкая плотно пространство, прикладывая кирпичики друг к другу. При этом я говорю: «Чтобы наши животные не разбежались, вначале мы соорудим постройку и только после этого заселим наших животных в новый домик.

Задание это требует от детей умения соотносить размеры игрушки с возводимым ими заборчиком.

Прежде, чем я приступаю к работе над терминами ворота, мебель, я знакомлю детей с объектом через рассматривание картин, пение песен, рассказывание сказок и стихов. (Слайд №5) Знакомлю с основными частями, их практическим назначением.

Основная образовательная задача: уже в дошкольном возрасте дети должны применять полученные знания в самостоятельной деятельности : (Слайд №6) анализировать окружающие их объекты, комбинировать знакомые им детали для создания простых конструкций. Дети с удовольствием играют в конструктор «Лего» с крупными и средними деталями.  Решается эта задача методом обследования образца по определенной схеме: предложением различных вариантов одной и той же постройки, различными способами ее выполнения.

Занятия конструированием очень важны для малыша. Этот вид деятельности не только доставляет ребенку удовольствие, но и способствует его всестороннему развитию – малыш учится различать признаки предмета (цвет, форму, величину, фактуру, у него формируется познавательные и практические действия. В своей работе использую конструктор Блоки Дьеныша. (Слайд №7). Кроме этого, занятия конструированием учат ребенка быть любознательным в познании нового, развивают внимание, мышление и творческое начало личности, учат искать разные пути решения практической задачи, находить и исправлять ошибки, благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

 Конструирование – это созидание. Поэтому, занимаясь конструированием, ребенок может видеть результат своих усилий. «Я сумел! У меня получилось!», вдохновляет на новые свершения.

Специальные методики конструирования, созданные для малышей, позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты, а использование соответствующих возрасту материалов помогает освоить несложные приемы конструирования быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша. Наиболее эффективна форма подачи материала – это игровая: используются интересные ребенку сюжеты, а выполнение задания становится необходимым и важным для достижения результата в ходе интересной игры. (Слайд №8) Используем плоскостной конструктор в форме напольной мозаики, обычной мозаики.

Для других заданий использую специальные материалы для конструирования – счетные палочки и цветную мозаику, которая помогает развивать мелкую моторику рук, закрепляет знание цветов. Дети с удовольствием раскладывают детальки по ячейкам, по цветам.

Маленькому ребенку надо помочь задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного. Взрослый может сам построить что-то и предложить ребенку рассмотреть: что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. (Слайд №9) Нужно обыграть постройки с мелкими игрушками, чтобы вызвать у ребенка желание строить. Для обыгрывания построек необходимо приготовить: маленьких куколок, зверюшек, домашних животных, машинки разных размеров и т. д. Используем деревянный конструктор «Томик».

В решении данной темы родители не остались в стороне (Слайд№10), они приобрели конструктор из картона – объёмные животные: медведь, жирафик, дракончик и тигрёнок. Дети с огромным интересом играют в подвижные игры, театрализованные игры. У детей развивается речевая и двигательная активность, память, интонациональная выразительность,

Необходимо чаще хвалить ребенка, радоваться вместе с ним, восхищаться его постройками. После того как ребенок приобретет элементарные строительные навыки можно сделать большую совместную постройку (комнату для кукол или гараж для машин, сказочный городок, большой необычный дом и т. д. Главная цель таких игр – заинтересовать малыша строительным материалом, направить его активность на созидательную деятельность. Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.