СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт в рамках акции «Изучение видового состава зимующих птиц»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятиях  я очень много времени уделяю изучению видового состава зимующих птиц. Изучаем мы их в естественных условиях: лес, парк, городские улицы.Птиц в нашем городе очень много. Город наш находится в лесу, поэтому можно встретить лесных гостей около кормушки. Мы с удовольствием их подкармливаем.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт в рамках акции «Изучение видового состава зимующих птиц»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов

города Димитровграда Ульяновской области»





Отчёт

в рамках акции «Изучение видового состава зимующих птиц»

в объединении «Юный натуралист» МБУДО СЮН






Педагог МБОУ ДОД СЮН

Латфуллина Минегель Минахметовна

Тел. 89278056186












Димитровград, 2018

Оглавление

1. Изучение видового состава зимующих птиц

2. Наши кормушки

3. Корм для зимующих птиц

4. Заключение

5. Список литературы



































  1. Изучение видового состава зимующих птиц

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц». Э. Н. Голованова

Современный мир может развиваться только в гармонии с природой. Общение человека с Природой – жизненная необходимость, и душе каждого человека необходимы запахи трав, благоухание цветов, незабываемые встречи с другими обитателями нашей планеты – животными дикой природы. Мы любим родные места, и значит, мы любим родную природу.

Наш Димитровград считаем прекрасным уголком своей малой родины. Оно красиво раскинулось на берегу реки Черемшан. Весной и летом мы любуемся зеленым нарядом нашего города и его окрестностей, заворожено слушаем пение птиц. Эти удивительные и прекрасные создания, которые в отличие от других животных, всегда рядом с нами.

Нам стало интересно узнать, какие птицы встречаются в наших местах, и, самое главное, захотелось помочь им перенести самое трудное время – голодную зиму. Ведь самыми многочисленными представителями дикой природы в населенном пункте являются птицы.

Способность птиц летать всегда завораживала человека и манила в небо. Наверное, поэтому птицы являются излюбленным объектом изучения биологов и простых любителей природы. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 209 видов птиц находится в Красной книге.

Цель - изучения зимующих видов птиц

- исследование видового состава зимующих птиц на территории западной части города Димитровграда

Задачи:

- изучить и систематизировать информационный материал о зимующих птицах города Димитровграда;

- исследовать видовой состав зимующих птиц нашего города;

- понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими;

- изготовить кормушки, подкармливать птиц зимой.

Объект изучения: территория пришкольного участка №22, ООПТ «Берёзовая роща».

Предмет исследования: зимующие птицы.

Гипотеза: если каждый из нас будет изучать особенности обитания птиц родного края, научится различать их голоса, заботиться и охранять их, то:

-    возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения с лица Земли;

-    станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу;

-    на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Методы исследования:

 1.Обзор литературы.

2.Обзор по сети Интернет.

3. Наблюдение.

4.Ведение дневника наблюдений.

5. Фотосъёмка.



Вокруг нас обитает множество различных птиц. Среди них большой пестрый дятел, синицы, воробьи, вороны, сороки, снегири и т.д.

Часто мы и не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что и они делают очень много полезного. Птицы живут рядом с нами, и приносят большую пользу, иногда даже радость. На птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Это поистине восхитительное зрелище, когда среди ветвей деревьев мы видим солидных или взъерошенных птиц. Как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься. Наиболее важна роль птиц и в уничтожении вредных насекомых. Птицы участвуют в распространении семян различных растений.

И надо помнить, что птицам нужна помощь.



Методика изучения видового состава зимующих птиц

  1. Определить маршрут наблюдений, проходящий по разнообразным местам населенного пункта.

  2. Посещать намеченный маршрут каждый день.

  3. Наблюдать за:

а) видами встречаемых птиц;

б) местами наиболее частых встреч с птицами того или иного вида;

в) поведением встреченных птиц (как отдыхают, кормятся, перемещаются в воздухе);

г) числом встреченных птиц: одиночные или в стайке (указывать число птиц в стайке).

Результаты изучения зимующих птиц и их обсуждение

Сначала мы решили выяснить, каких птиц мы называем зимующими. Сделали предположение, что это те птицы, которые остаются на зиму в нашем крае. Узнали, что есть зимующие птицы оседлые и кочующие.

Птицы, которые весь год живут в одной и той же местности, называют оседлыми.
Птицы, которые не имеют постоянного места жительства, выискивают малоснежные или богатые ягодами и другими кормами районы, называют кочующими.

Мы определили следующий маршрут наблюдений:

пришкольный двор,

ООПТ «Берёзовая роща»,

Дорога учащихся от дома до школы

По намеченному маршруту нам встречались воробьи, вороны, синицы, снегири, голуби, свиристели. 

Чаще всего встречались воробьи. Они, обычно, держались стайкой, примерно в 10-15 птиц. Мы попробовали подойти поближе и рассмотреть птиц. Заметили, что воробьи в стайке были разные. Большинство из них были птички меньшего размера, они отличались коричневой яркой шапочкой, отделенной белым «ошейником» от яркой пестро-коричневой спины. По этим признакам, сверяя с иллюстрацией, я узнала полевого воробья.

Несколько воробьев были крупнее остальных с черным клювом, серым низом и более ярким каштаново-коричневым верхом тела, на груди и шее у них было видно черное пятно, а щеки были сероватые без черного. Мне пришлось полистать страницы книг, чтобы узнать, что это были самцы домового воробья. Две птички были меньших размеров, буровато-серые с неяркими перышками на спинке и желто бурым клювом. Я узнали, что это самки домового воробья. 

На кормушках частыми гостями были синицы. По сравнению с октябрем, в ноябре-декабре их численность увеличилась. Это были стайки от 14 до 16 синиц. Рассматривая синиц, сделали вывод, что размером она примерно с воробья и имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная или голубовато-серая, брюшко чаще жёлтое, а щёки и пятно на затылке белые. Заметили, что долго синицы на одном месте не задерживаются. Постоянно перелетают стайкой от одной кормушки к другой, третьей, пока не вернутся к той, с которой начали. Синицы большими, шумными стаями осаждают кусты шиповника, питаясь ягодами. Они, громко чирикая, перелетали с куста на куст.

Наблюдая за птицами, мы заметили, что вороны не встречались стайками. Это были пары или группы из 3-5 птиц. Рассмотрев ворону, мы увидели, что она вся черная с металлическим синим и пурпуровым блеском. Этих птиц чаще замечали около мусорных баков.

При наблюдении обнаружили небольшую стайку птиц, состоящую из 5 - 6 соек. Сойки были всё время в движении, перелетая с дерева на дерево. Садились обычно на верхушку деревьев. Но чаще всего встречались нам сойки - одиночки. Одна сойка долго сидела на сугробе, вглядываясь вдаль. Встречались птицы, которые слетали с ветки дерева на дорогу, что-то выискивая в снегу. Заметили, что сойки обычно встречаются в открытом месте, где есть деревья и кусты. Узнали из книг, что она избегает густого леса.

Ещё нам встречались голуби. Рассматривая голубей, отметили, что телосложение у голубей плотное, голова небольшая, шея короткая, крылья длинные и острые, хвост средней длины, закруглен. Ноги короткие, четырехпалые, пальцы длинные с короткими сильными когтями. Клюв небольшой, прямой, у основания тонкий, а к вершине несколько вздутый. Самцы крупнее самок, по окраске они не различаются. Мы попробовали накормить их семечками. Они нас не боялись. 

Однажды, во время наблюдений на пришкольном участке мы увидели стайку свиристелей, которые сидели на яблоне. К нашей радости, птицы оказались не пугливы, и мы могли любоваться ими с близкого расстояния. Оказывается, эта птица очень красивая с густым, пушистым оперением, большим хохолком на голове и коротким широким клювом.

При проведении зимней экскурсии в ООПТ «Берёзовая роща» мы увидели на старой берёзе большого пестрого дятла. Он звонко долбил по стволу дерева. Мы старались не шуметь, чтобы его сфотографировать. Мы решили, что он добывал себе пищу. Мы знаем, что дятлы обитают в лесу. Но однажды дятел прилетел на карниз балкона и склевал весь корм (было много семечек подсолнуха и накрошен белый хлеб) мы были удивлены, увидев эту птицу. Фотографировать за этим занятием не стали, чтобы не вспугнуть.



Таблица встречаемости зимующих птиц




ноябрь

декабрь

январь

февраль

Воробей

+

+

+

+

Синица

+

+

+

+

Голубь

+

+

+

+

Снегирь

-

-

+

+

Дрозд рябинник

-

-

+

+

Ворона

+

+

+

+

Свиристель

-

-

-

+

Чиж

-

-

+

+

Поползень

-

+

-

+

Щегол

+

-

-

-



Условные обозначения в таблице

+ встречаются

- отсутствуют

2. «Наши кормушки»

На занятиях объединения «Юный натуралист» мы говорили о птицах зимой. Мы принесли из дома пластиковые бутыли разных объемов, бумажные коробки из под сока. Вместе с руководителем сделали для птиц кормушки, чтобы нашим «меньшим братьям» было бы, где отдохнуть и поесть и повесили их на пришкольном участке и у своего дома. У нас появилась возможность наблюдать за птицами каждый день. Мы узнали, какой корм больше всего любят птицы, отметили, какие птицы прилетают к кормушке чаще.

По своим наблюдениям мы составили таблицу 1 встречаемости зимующих птиц.

Из информационных источников мы узнали, что холод птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому птиц надо подкармливать.

В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Поэтому еще с осени надо собирать семена сорняков, ягоды калины, рябины. Не выбрасывать арбузные и дынные семечки, а перед тем как их насыпать в кормушки – размельчать, смешивать эти семена с другими и птицы сами выберут то, что им нужно. А кормушки можно сделать из разных материалов.




3. Корм для зимующих птиц.

Операция «Покормите птиц зимой»

Зимняя подкормка птиц

Пернатые практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, ведь хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от холодов. Значительная часть зимующих птиц погибает зимой от голода.

Корм для птиц

Для птиц, которые прилетают к нам на кормушку, необходимо заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс, пшено и просо едят воробьи, синицы. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе – сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде венчиков. Зимой венчики вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ягоды лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом (несолёным) птицу хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни. Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а также ворон, галок, сорок. Кусочки несолёного сала и мяса подвешивают на ниточках. Нельзя скармливать любые соленые, жареные, острые, пряные, кислые продукты. Очень опасен черный хлеб – он закисает в зобу у птиц, плохо переваривается, особенно в мороз.







  1. Заключение

Проводя наблюдения за птицами нашего города, мы выяснили, что у нас зимуют воробьи, сороки, синицы, галки, снегири, дятлы. Больше всего нам встретились воробьи, затем синицы, снегири, сороки, вороны. Эти птицы постоянно находятся на территории города. Залетают в поисках корма в зависимости от погоды галки, дятлы. Объекты питания птиц: плоды рябины, семена деревьев, семена трав, пищевые отходы, личинки насекомых, отыскиваемые на деревьях и кустарниках.

Наблюдая за этими птицами и изучив теоретический материал, пришли к выводам:

1.  В городе можно встретить разные виды воробьев – домовых и полевых, они отличаются окраской, размерами, поведением и местом обитания.

2.  Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.

3.  В еде все птицы предпочитают семена подсолнуха и проса и белого хлеба.

4. Синицам не нравятся предметы белой и яркой окраски, поэтому кормушки для птиц нужно делать темного цвета.

5.  Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.

6.  Воробьи являются конкурентами с голубями в цепи питания.

7.Дрозды - рябинники небольшой стайкой садятся на рябину и быстро всё склёвывают. Потом перелетают на другой куст. Если рябины нет, то едят боярышник или мелкие яблоки – ранетки.

8. Сорок в нашем районе не встретили. В старой части города они есть.

9.Птицы по- разному едят корм. Синица возьмёт семечко и галантно улетит. Воробьи стараются склевать весь корм. Щегол шелуху от семечек складывает в кучу.

10.Ворону очень трудно сфотографировать. Она очень боится объектива, а вроде путается под ногами.

В процессе наблюдений и сбора информации мы прочитали познавательный материал о птицах нашего города и узнали много нового и интересного. В книгах мы нашли ответы на свои вопросы.

Узнав много нового о птицах, мы стали совершенно по-другому относиться к ним. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо покормить. Мы рассказали ребятам всё, что узнали о зимующих птицах и об их нелёгкой жизни зимой. Мы вместе изготовили листовки, с призывами покормить птиц, развесили их, сделали кормушки, разместили их около школы и регулярно подкармливаем птиц.



5. Список литературы:

  1. А.А. Плешаков. Атлас-определитель. От земли до неба. М.:«Просвещение», 2007 г.

  2. Детская энциклопедия. Птицы России.

  3. БЭС. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001 г., с.976.

  4. БРЭ: Россия. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2004 г., с.143.

  5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.

  6. Энциклопедия живой природы. »АСТ ПРЕСС», Москва, 2000г.