СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт воспитателя на тему: "Формирование математических представлений у дошкольников средствами устного народного творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт о проделенной , запланированной на год работе воспитателя.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт воспитателя на тему: "Формирование математических представлений у дошкольников средствами устного народного творчества"»

Отчёт воспитателя старшей группы «Фиалка» Егоровой Ирины Александровны на тему:

«Развитие математических представлений средствами устного народного творчества»

Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Усвоение математических знаний представляет определённую трудность для детей. Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.

Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Одной из наиболее важных задач, я считаю, является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Я неоднократно обращалась к вопросу о том, как сделать так, чтобы мои воспитанники с желанием и интересом вошли в мир математики.

Знакомство с работой А.П.Усовой «Русское народное творчество в детском саду» и материалом Л.Павловой и Е.Слободенюк «Использование фольклора в обучении детей математике», помогло мне выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей, используя фольклор и художественное слово.

Цель, которую я поставила перед собой в начале учебного года: развитие математических представлений средствами малых фольклорных форм и художественного слова.

Мною были собраны и оформлены сборники: «Математика в стихах» (Потешки, загадки, задачки в стихах, задачи, пословицы и поговорки, стишки – потешки, считалки), «Математические сказки», «Математические истории», «Физминутки». Я подобрала раздаточный материал с различными изображениями: зайчики, лисички, белочки, медведи, куколка и т.п., которые мы используем как в обычных занятиях , так и с применением устного народного творчества, обыгрывая сюжеты сказок: задач, стихов, загадок.

Через художественные произведения и весёлые рисунки знакомлю детей с цифрами:

Это цифра – единица,

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему?

Начинает счёт всему.





Цифра два –

Лошадка – диво,

Мчит, размахивая гривой.





Выполняя с ними игровые упражнения, учу их понимать отношения между числами:

Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья.

Где ж они? Под старой липой!

Как зовут их? – Цыпа – цыпа!



На заснеженной полянке

Я, зима и санки.

Только землю

Снег покроет –

Собираемся мы трое.

Веселимся на полянке

Я, зима и санки.

(А. Босев).



Всё это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка – дошкольника.

Для ознакомления с частями суток, времён года предлагаю им весёлые стихи, занимательные рисунки, задания практического характера, что помогает моим воспитанникам лучше усваивать знания в разделе «Ориентировка во времени»; Создала игры: «Время для дошкольников», «Времена года», «Части суток».

Большое внимание в работе с детьми уделяю решению простых логических задач, выполнение которых способствует не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления. Вовлекаю детей в увлекательный процесс загадывания и отгадывания загадок, проговаривания пословиц и потешек, рассказывания сказок с математическим содержанием. Интерес детей к художественному слову использую для повышения эффективности обучения дошкольников.

Эту работу провожу в тесном контакте с родителями. Для них я подготовила консультации: «Математика для дошкольников», «Формирование математических представлений у дошкольников посредствам устного народного творчества»
В ходе занятий использую физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Итогом моей работы стало: отчёт о проделанной работе, открытый показ занятия на тему: «Иван царевич спасает Василису», Лепбук по ФЭМП у дошкольников

Вывод:

Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний - при знакомстве с новым материалом (явлением, числом), как прием, развивающий наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.