Формы отчетной документации психолога
Рабочая документация психолога
Директора образовательных учреждений часто интересуются: какую именно документацию должен вести педагог-психолог. Это понятно, так как любая деятельность в государственном (и не только) учреждении должна быть подотчетна, иначе трудно контролировать, чем занимается специалист.
В майском номере за 1999 год журнала «Вестник образования» впервые были представлены формы документации педагога-психолога. Данные формы в количестве 16 штук были разработаны и апробированы в Самарской области. Информацию о них в печати представлял отдел психологии Министерства Образования. Несмотря на то, что она носила рекомендательный характер, большинство администраторов приняли ее как обязательную к исполнению. Этим была вызвана большая волна негодования среди практикующих психологов, так как некоторые формы учета и отчетности, несомненно, требовали доработки.
При подготовке третьего Всероссийского съезда психологов образования рабочая группа при отделе Министерства Образования подготовила усовершенствованный перечень и формы учета и отчетности. При этом были учтены пожелания многих российских регионов. Данный проект был представлен вначале на Всероссийском совещании по службе практической психологии Министерства образования РФ, проходившем 6-7 июня 2002 года и получили одобрение. Затем, с учетом всех поправок, он был напечатан в материалах съезда, который состоялся 26-28 мая 2003года в Москве.
Предложен следующий перечень учетной и отчетной документации общего характера педагога-психолога образовательного учреждения:
План работы (на учебный год).
График работы.
Журнал учета видов работы.
Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) и статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.
Указанные формы учетной и отчетной документации являются общими, открытыми для контроля различными представителями контролирующих инстанций (администрации образовательного учреждения, контрольного ревизионного управления и т.д.).
Кроме перечисленных форм психолог ведет «документацию для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию и пр.). Эта информация может быть предъявлена только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдениием требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющих; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Рекомендации по заполнению основных видов
учетной и отчетной документации
1. Годовой план работы
Планирование всего объема работы психологом определяется в соответствии с профилем конкретного образовательного учреждения образования. План утверждается в начале учебного года руководителем образовательного учреждения.
Структура плана может быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности
Форма. 1
№ | Виды деятельности | Планируемые мероприятия | сроки | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
1 | Диагностика | | | |
2 | Развивающая и коррекционная работа | | | |
3 | Консультирование | | | |
4 | Просветительская работа | | | |
5 | Экспертная работа | | | |
6 | Организационно-методическая работа | | | |
2. График (расписание) на рабочую неделю
Форма. 2
Дни недели | Планируемые мероприятия с указанием времени и места | Примечание |
Понедельник | | |
Вторник | | |
Среда | | |
Четверг | | |
Пятница | | |
Суббота | | |
График рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю.
3. Журнал учета видов работы.
Психолог ведет документацию по психодиагностической, консультационной, индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе, а также просветительской, экспертной и организационно-методической. Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.
В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии со следующими формами: (см. формы 3 - 10). Предлагаемые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.
Диагностика
Форма 3
Дата, время | ФИО, возраст | От кого поступил запрос | Характер диагностики | Примечания и рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Если диагностика производится групповым способом, то в п. 2 журнала указывается категория группы (например: 6 «Б» класс) и прикладывается список диагностируемых.
Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяются несколько методов. В предлагаемой форме регистрации деятельности (форма 3) можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик (форма 4).
Форма 4
Название диагностической методики | Основная направленность | Источник |
1 | 2 | 3 |
| | |
Консультирование
Форма 5
Дата, время | ФИО, возраст, др. данные | Причина обращения | Характер консультации, тематика | Примеч. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
В графе «характер консультации» указывается первичная, повторная;
В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации;
В примечании делаются необходимые пометки (например, направление к более узкому специалисту и т.п.).
Развивающая и коррекционная работа
При проведении развивающей и коррекционной работы прилагаются программы, по которым они проводятся, с указанием цели, методов, форм работы, предполагаемого результата.
Форма 6
Дата | С кем проводится занятие | Тема занятия | Примеч. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Групповая развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр. (Форма 7)
Форма 7
Работа по программе ___________________________________________
Тема занятия ______________________________________ |
Фамилия, Имя, класс/группа | Даты занятий с отметками о посещении | Примеч. |
1 | 2 | 3 |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Просветительская работа
Просветительская работа может проводиться в виде (форме) лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
Форма 8
Дата проведения | С кем проводится занятие | Тема занятия, форма занятия | Примеч. |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
Экспертная работа
К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.
Форма 9
Дата проведения | Цель проведения, форма | Примечание |
1 | 2 | 3 |
| | |
Организационно-методическая работа
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
анализ и планирование деятельности;
курсы повышения квалификации;
анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ;
участие в научно-практических семинарах, конференциях;
супервизорство;
посещение совещаний и методических объединений;
оформление кабинета.
Форма 10
Дата | Содержание работы | Примечание |
1 | 2 | 3 |
| | |
4. Аналитический отчет за учебный год.
По итогам работы за год педагог-психолог готовит аналитический отчет, который представляется руководителю образовательного учреждения, копия может быть направлена руководителю методического объединения по психологии. В отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественные и количественные показатели по направлениям деятельности.
При написании данного отчета педагог-психолог обязан соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик учеников.
Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Таким образом, с учетом новых инструментально-методических средств, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы.
Примерная структура отчета
1. Общие задачи и направления в деятельности в ________ учебном году.
2. Анализ профессиональной деятельности по направлениям.
2.1. Диагностическая работа.
2.2. Коррекционная и развивающая работа.
2.3. Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.
2.4. Профилактическая работа.
2.5. Медико-психолого-педагогические консилиумы.
2.6. Просветительская работа.
3. Методическая работа.
3.1. Участие в работе методического объединения.
3.2. Разработка и/или апробация диагностических, коррекционных и развивающих программ.
3.3. Состояние кабинета, пожелания к его усовершенствованию.
4. Повышение квалификации.
4.1 В текущем учебном году __________________________________.
4.2. Потребность в повышении квалификации на будущий учебный год _________________________________________________________________.
5. Анализ актуальных проблем профессиональной деятельности.
6. Перспективные направления работы на следующий учебный год.
7. Мероприятия в общешкольный план работы __________________
В качестве промежуточной отчетности рекомендуется составлять статистическую справку (Форма 11) за отчетный период, установленный в образовательном учреждении (четверть, триместр, полугодие или год)
Форма 11
В целом проведено за ______________________ (период) |
Всего приемов детей | |
Возрастные группы | До 3 лет | 3-5 лет | 5-7 лет | 7-10 лет | 10-12 лет | 12-15 лет | Старше 15 |
| | | | | | |
Всего приемов взрослых | | Родителей | | Специалистов | |
Проведено индивидуальных обследований | | Первичных: | | Повторных: | |
Проведено индивидуальных консультаций | | Детей: | | Взрослых: | |
Проведено групповых консультаций | | Для детей: | | Для педагогов / родителей: | |
Проведено групповых диагностик | | Количество детей на групповой диагностике: | | Колич. взрослых на групп. диагностике: | |
|
Проведено индивидуальных коррекц. Занятий: | | С детьми | | Со взрослыми: | |
Проведено групповых коррекционных занятий: | | С детьми | | Со взрослыми: | |
Количество посещений детьми групповой коррекции: | | Количество посещений взрослыми групповой коррекции: | |
Участие /проведение консилиумов | | Плановых: | | Внеплановых: | |
Проведено семинаров | | Для педагогов/ др. специалист. | | Для родителей | |