Конспект урока истории в 8 классе
Класс: 8
Тема: Отечественная война 1812 года
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная и групповая
Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.
Задачи урока:
-сформировать у учащихся представления о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне;
-развивать умение делать выводы и обобщать материал;
-воспитывать уважение к прошлому своего народа путем воздействия исторических образов на личности учащихся.
Оборудование:
учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России ХIХ в. 8 кл.
учебная карта «Отечественная война 1812 г.»;
школьный атлас по истории России. ХIХ в.;
Основные даты:
12 июня 1812 г. – начало войны;
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение;
25 декабря 1812 г. – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
План урока:
1. Начало войны. Планы и силы сторон.
2. Смоленское сражение.
3. Назначение Кутузова главнокомандующим.
4. Бородино.
5. Тарутинский маневр.
6. Партизанское движение.
7. Гибель «Великой армии».
8. Итоги и значение войны.
Ход урока.
I. Мотивационный этап. (2 минуты)
Здравствуйте, дорогие ребята. Вы меня не знаете, давайте сначала познакомимся. Ребята, вы читали роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
II. Актуализация знаний. (3минуты)
Учитель: Ребята, давайте вспомним события, которые вы изучили на прошлых занятиях.
Учитель: Итак, в 1801 году на престол вступил….(Александр 1).
Правильно, молодцы, ребята. Александр 1 был сыном …(Павла 1) и любимым внуком (Екатерины 2)
Учитель: Молодцы, ребята.
Учитель: В 1805 году Россия вступила в очередную антифранцузскую коалицию. Ее союзниками были Великобритания, Австрия и …(Швеция).
Учитель: Когда произошло сражение под Аустерлицем, где армия Наполеона Бонапарта разгромила австро-русскую армию. (20 ноября 1805 года).
Учитель: В 1806 году была создана 4 антифранцузская коалиция. В ее состав вошли…(Англия, Россия, Пруссия и Швеция).
Учитель: В каком году и какой мир подписала Россия с Францией? (1807 год, Тильзитский мирный договор)
Учитель: Ребята, перечислите условия Тильзисткого мира 1807 года России с Францией. (Россия признавала все завоевания Наполеона, Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Великобритании . Пруссия превращалась в зависимое от Франции государство. Из части прусской и австрийской территорий Наполеон создал подчиненное себе герцогство Варшавское. Белостокская область созданного герцогства Варшавского передавалась Росссии).
Учитель: Молодцы, хорошо знаете пройденный материал, ребята. А теперь ответьте мне, пожалуйста, выгодны ли были условия Тильзитского мира для России?
Ученики: В целом, нет. Потому что присоединение России к «континентальной блокаде» Великобритани больно ударило по экономике России и Англии.
Учитель: Отлично, ребята.
III. Формулировка темы и задач урока (2 минуты).
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, на иллюстрации и портреты известных исторический деятелей. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня?
Ученики: об Отечественной войне 1812 года.
Учитель: Значит, как мы можем сформулировать тему урока.
Ученики: Отечественная война 1812 года.
Учитель: правильно, записываем тему в тетради, ребята. (записывают тему в тетради)
Ребята, мы с вами сформулировали тему урока, давайте теперь разберемся что мы должны будем сегодня сделать на уроке.
Ученики:1)узнать, как началась война
2)изучить причины войны
3)познакомиться с основными событиями войны
4)узнать об итогах и значении войны
IV. Постановка проблемы (1минута).
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему война 1812 года называется Отечественной?
Ученики: пробуют ответить на вопрос.
Учитель: Так давайте же узнаем ответ на этот вопрос в конце урока.
V. Изучение нового материала.
Учитель: давайте сначала рассмотрим причины войны. Для этого я сейчас раздам карточки, на которых написаны причины Франции и России, но они перемешаны. Ваша задача – в течение одной минуты распределить их на причины войны России и причины войны Франции
Причины войны | |
Для Франции | Для России |
1)Несоблюдение Россией континентальной блокады. 2) Январь 1810 года- указ АлександраI о введении нового таможенного тарифа. | 1) Значительные экономические убытки России от континентальной блокады. 2) Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию. 3) Падение авторитета Александра. |
Учитель: Итак, время вышло. Кто желает ответить? Молодцы.
Теперь остановимся на соотношении сторон. Откройте стр. 24 учебника и найдите, какова численность армии накануне войны была у Наполеона, какова и Александра 1 (420 тыс – у Наполеона, 210 тыс – у Александра). Получается, у кого было меньше? (У Александра).
Учитель:Итак, когда началась война? Посмотрите стр. 24 учебника. (12 июня 1812 года).
Запись в тетрадях:
Начало войны: 12(24) июня 1812 года- армия наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.
Учитель: Русская армия была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск состаляла 1я армия под командованием военного министра Михаила Богдановича Барклая де Толли, размещенная вдоль р. Неман.
Рассказ сообщение о Баклай де Толли.
Учитель: Южнее 1 армии, в Белоруссии, располагалась 2я армия Петра Ивановича Багратиона.
Рассказ сообщение о Багратионе.
Учитель: Еще южнее 3я армия Александра Петровича Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
Учитель: Какой же был план Наполеона? Прочитайте второй абзац стр. 25 учебника и ответьте на мой вопрос.
Ученики: Наполеон хотел двинуться основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Он хотел превратить Александра в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Предполагалось, и отторжение от России части ее территории.
Учитель: Первым крупным сражением было Смоленское сражение. Оно состоялось 4-6 августа 1812 года.
Учитель: Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском? .
Учитель:В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако военный министр Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы. Ребята, я упомянула слово «фураж». Вам знакомо это слово?
Ученики: Фураж – корм лошадей.
Учитель: Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили в обществе уныние и разговоры об измене. Исходя из того, что Барклай де Толли был шотландского происхождения, то народ обвинял его в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова. Хотя он и не был любимцем императора, не простившего Кутузову поражение под Аустерлицем, Александр 1 назначает его главнокомандующим русской армии 11 августа 1812 года (заполните пропуск в таблице
Сообщение учащегося о М.И.Кутузове.
Учитель: какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?
После обсуждения – вывод: личная ответственность за принятое решение, которое касается интересов других людей.
Учитель: Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще ближе к Москве. В 110 км от столицы, недалеко от с. Бородино он решил дать генеральное сражение.
Учитель: В литературе 19 века мы можем найти отражение событий этой войны. Давайте вспомним отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Учитель: Итак, это было поистине генеральное сражение. Когда же оно началось? (26 августа 1812 года)
Запись в тетрадях: 26 августа 1812 года – Бородинское сражение.
Учитель: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений – у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была буквально закрыта труппами.
Запись в тетрадях: флеши – полевое земляное укрепление в форме тупого угла.
Учитель: Фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико как никогда. НО главный результат Б.в. состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.
Учитель: Несмотря на требование царя дать новое сражение, 1 сентября Кутузов на военном совете в дер. Филях принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии. (обратить внимание на картину художника Кившенко «Совет в Филях»).
VI. Физминутка. (3 минуты)
Учитель: 2 сентября русская армия покинула Москву. Давайте подумаем о плюсах и минусах оставления Москвы русской армией.
Оставление Москвы, плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления; 2. Дальнейшее изматывание противника. 3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию. | 1. Захват противником древней столицы, что могло оказать большое моральное воздействие на русских. 2. Разорение Москвы. 3.Захват крупного богатого города и крупного опорного центра |
Учитель: А далее очень интересный шаг со стороны русской армии. Прочитайте самостоятельно рассказ «Тарутинский маневр» на стр. 28 учебника. И скажите, что это за маневр и каково его значение?
Ученики: Наполеон вступил в опустевшую Москву и отда его на разграбление своей армии. Грабежи и насилие над остатками населения носили невиданный характер. В Москве начался пожар, опустошивший весь город.
Пока Наполеон ждал письма от Ал.1 с согласием на мирные переговоры, русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по рязанской дороге га восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у с. Тарутино. Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с ее оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия. Наполеон начал серьезно сомневаться в успехе своего похода на Россию.
Учитель: Итак, когда закончилась война? Найдите ответ из учебника. (25.12.2012 царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны).
VII. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Ребята, на столе вы увидите кроссворды, давайте их решим.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Ребята, что вы сегодня нового узнали? Что бы вам еще хотелось бы узнать? Каково было значение Отечественной войны 1812 года? На доске вы видите смайлики (грустный и веселый), если вам понравился урок-подойдите к правому смайлику, если нет-то к левому.
IX. Домашнее задание: прочитать параграф 4, закончить таблицу.