СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»

УРОК ИСТОРИИ РОССИИ  Отечественная война 1812 года  «Гроза двенадцатого года настала -   Кто тут нам помог?  Остервенение народа, Барклай, зима  Иль русский Бог?»   А.С. Пушкин Н.М. МИХАЙЛОВА

УРОК ИСТОРИИ РОССИИ

Отечественная война

1812 года

«Гроза двенадцатого года настала -

Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима Иль русский Бог?»

А.С. Пушкин

Н.М. МИХАЙЛОВА

12 июня -25 декабря 1812г Отечественная война «Государь, я Вас умоляю, во имя Франции, во имя Вашей славы, во имя Вашей и нашей безопасности вложите меч в ножны, вспомните о Карле XII » Фуше Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

12 июня -25 декабря 1812г Отечественная война

«Государь, я Вас умоляю, во имя Франции, во имя Вашей славы, во имя Вашей и нашей безопасности вложите меч в ножны, вспомните о Карле XII »

Фуше

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Характеристика войны. Памятка Причины и характер войны:   - основные противоречия, приведшие к войне;   - цели участников войн;   - характер войны. 2. Подготовка к войне:   - соотношение сил;   - планы сторон. 3. Ход войны (основные этапы, главные сражения). 4. Итоги войны:   - условия мира;   - значение войны.  Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Характеристика войны. Памятка

  • Причины и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- цели участников войн;

- характер войны.

2. Подготовка к войне:

- соотношение сил;

- планы сторон.

3. Ход войны (основные этапы, главные сражения).

4. Итоги войны:

- условия мира;

- значение войны.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ: 1. Откровенное стремление Наполеона к гегемонии в Европе 2. Нарушение Россией условий Тильзитского мира 3. Личная вражда Александра I и Наполеона, вызванная:  а) завистью Александра к славе Наполеона;  б) личным оскорблением со стороны Наполеона, напомнившем Александру о роли того в убийстве отца – Павла I 4. Противоречия в Восточном вопросе, помощь со стороны Франции Турции. Наполеон Бонапарт Александр I Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:

1. Откровенное стремление Наполеона к гегемонии в Европе

2. Нарушение Россией условий Тильзитского мира

3. Личная вражда Александра I и Наполеона, вызванная:

а) завистью Александра к славе Наполеона;

б) личным оскорблением со стороны Наполеона, напомнившем Александру о роли того в убийстве отца – Павла I

4. Противоречия в Восточном вопросе, помощь со стороны Франции Турции.

Наполеон Бонапарт

Александр I

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Планы и силы сторон    ФРАНЦИЯ - по разным данным от 420 тыс. человек до 650 тыс. человек    РОССИЯ  - навязать приграничные сражения  - разбить русские армии поодиночке в ходе нескольких генеральных сражений - около 265 тыс. человек - избежать приграничных сражений - отступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Планы и силы сторон

ФРАНЦИЯ

- по разным данным от 420 тыс. человек до 650 тыс. человек

РОССИЯ

- навязать приграничные сражения

- разбить русские армии поодиночке в ходе нескольких генеральных сражений

- около 265 тыс. человек

- избежать приграничных сражений

- отступление армий с целью их соединения для будущего контрнаступления

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Этапы войны Первый этап войны ( от вторжения до Бородинского сражения):  Второй этап войны (от Бородино до битвы за Малоярославец):  Третий этап войны (от Малоярославца до разгрома «Великой армии») Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Этапы войны

Первый этап войны

( от вторжения до Бородинского сражения):

Второй этап войны

(от Бородино до битвы за Малоярославец):

Третий этап войны

(от Малоярославца до разгрома «Великой армии»)

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Корпус Витгенштейна:   38 000 I . Барклай де Толли 120 000 II . Багратион 49 000 III . Тормасов 58 000 Великая Армия 650 000 Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Корпус Витгенштейна:

38 000

I . Барклай де Толли

120 000

II . Багратион

49 000

III . Тормасов

58 000

Великая

Армия

650 000

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Барклай-де-Толли Михаил Богданович (1761 – 1818 гг.)   Начал службу в 1776 году, во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов отличился при штурме Очакова, принимал участие в русско-шведской войне 1788-1790 годов и Польской кампании 1792-1794 годов. В 1800-х годах Барклай-де-Толли участвовал в русско-прусско-французской и русско-шведской войнах.  В 1810-1812 годах он был военным министром. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Барклай-де-Толли Михаил Богданович (1761 – 1818 гг.)

Начал службу в 1776 году, во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов отличился при штурме Очакова, принимал участие в русско-шведской войне 1788-1790 годов и Польской кампании 1792-1794 годов. В 1800-х годах Барклай-де-Толли участвовал в русско-прусско-французской и русско-шведской войнах. В 1810-1812 годах он был военным министром.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Багратион Петр Иванович  (1765-1812)     Начал службу в 1782 году. Участвовал в русско - турецкой войне 1787-1791 годов, в Итальянском и Швейцарском походах Суворова.  В начале Отечественной войны 1812 года Багратион сумел вывести 2 - ю Западную армию, которой он командовал, к Смоленску на соединение с 1-й Западной армией М.Б. Барклая – де - Толли. В Бородинском сражении в августе 1812 года Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался. В 1839 году его прах перезахоронили на Бородинском поле. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Багратион Петр Иванович (1765-1812)

Начал службу в 1782 году. Участвовал в русско - турецкой войне 1787-1791 годов, в Итальянском и Швейцарском походах Суворова. В начале Отечественной войны 1812 года Багратион сумел вывести 2 - ю Западную армию, которой он командовал, к Смоленску на соединение с 1-й Западной армией М.Б. Барклая – де - Толли. В Бородинском сражении в августе 1812 года Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался. В 1839 году его прах перезахоронили на Бородинском поле.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тормасов Александр Петрович (1752 - 1819)     Военную службу начал в 1772 году. Тормасов А.П принимал участие в русско - турецкой войне 1787 - 1791 годов. В 1808 - 1811 годах Тормасов А.П. был главнокомандующим русскими войсками в Грузии и в войнах с Турцией (1806 - 1812 годы) и Персией (1804 - 1813 годы).   Во время Отечественной войны 1812 года командовал 3 - й Западной армией, противостоявшей войскам Наполеона на киевском направлении. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тормасов Александр Петрович (1752 - 1819)

Военную службу начал в 1772 году. Тормасов А.П принимал участие в русско - турецкой войне 1787 - 1791 годов. В 1808 - 1811 годах Тормасов А.П. был главнокомандующим русскими войсками в Грузии и в войнах с Турцией (1806 - 1812 годы) и Персией (1804 - 1813 годы). Во время Отечественной войны 1812 года командовал 3 - й Западной армией, противостоявшей войскам Наполеона на киевском направлении.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны. Планы и силы сторон Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Существовал план решающего сражения вблизи границы силами 1-ой армии при поддержке 2 ой армии Багратиона.  Наполеон рассчитывал, что, имея превосходство в силе, он быстро сможет разгромить русскую армию Наполеон начал осуществлять свой замысел: двинуть основные силы на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их у границы. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны. Планы и силы сторон

Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Существовал план решающего сражения вблизи границы силами 1-ой армии при поддержке 2 ой армии Багратиона.

Наполеон рассчитывал, что, имея превосходство в силе, он быстро сможет разгромить русскую армию

Наполеон начал осуществлять свой замысел: двинуть основные силы на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их у границы.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны. Планы и силы сторон Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр – человек, далёкий от военного дела.  Вскоре его убедили уехать из армии. С отъездом в Петербург Александра общее руководство войсками принял на себя военный министр Барклай де Толли, который избрал единственно верный образ действия – не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армии. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны. Планы и силы сторон

Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр – человек, далёкий от военного дела.

Вскоре его убедили уехать из армии.

С отъездом в Петербург Александра общее руководство войсками принял на себя военный министр Барклай де Толли, который избрал единственно верный образ действия – не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армии.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны    10 (22) июня Наполеон обратился с воззванием к войскам, в котором обвинил Россию в нарушении Тильзитского соглашения и назвал нападение на Россию второй польской войной.    12 июня 1812 г. «армия двунадесяти языков» форсировала Неман и стремительно двинулась вперед с целью не допустить воссоединения 1-й и 2-й русской армий. Войска Наполеона Форсируют Неман Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны

  10 (22) июня Наполеон обратился с воззванием к войскам, в котором обвинил Россию в нарушении Тильзитского соглашения и назвал нападение на Россию второй польской войной.

12 июня 1812 г. «армия двунадесяти языков» форсировала Неман и стремительно двинулась вперед с целью не допустить воссоединения 1-й и 2-й русской армий.

Войска Наполеона

Форсируют Неман

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны   Александр I   6 июля 1812 года он издал Манифест с призывом создавать народное ополчение. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало войны

Александр I

6 июля 1812 года он издал Манифест с призывом создавать народное ополчение.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Смоленское сражение В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории. Французы, потеряв 20 000 солдат , заняли город только тогда, когда русское командование сочло его дальнейшую оборону бессмысленной и отдало приказ возобновить отступление. После того, как русские покинули город, противнику достались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража им захватить не удалось. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Смоленское сражение

В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории.

Французы, потеряв 20 000 солдат , заняли город только тогда, когда русское командование сочло его дальнейшую оборону бессмысленной и отдало приказ возобновить отступление. После того, как русские

покинули город, противнику

достались лишь обугленные

руины. Ни продовольствия,

ни фуража им захватить

не удалось.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии  Неудачи начального периода войны заставили императора:  1)Подписать манифест о созыве народного ополчения, развертывании партизанской войны;  2) Заняться поиском нового главнокомандующего.   Противоречия между Барклаем де Толли и Багратионом не позволяли остановиться на их кандидатурах и под давлением общественности Александр I поставил во главе армии М.И. Кутузова, который вскоре прибыл к войскам в р-не Царево-Займище. Михаил Илларионович Кутузов Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии

Неудачи начального периода войны заставили императора:

1)Подписать манифест о созыве народного ополчения, развертывании партизанской войны;

2) Заняться поиском нового главнокомандующего.

Противоречия между Барклаем де Толли и Багратионом не позволяли остановиться на их кандидатурах и под давлением общественности Александр I поставил во главе армии М.И. Кутузова, который вскоре прибыл к войскам в р-не Царево-Займище.

Михаил Илларионович Кутузов

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии Своей любимой сестре Екатерине Павловне император писал:

Главнокомандующий русской армии

Своей любимой сестре Екатерине Павловне император писал: "В Петербурге я увидел, что решительно все были за назначение главнокомандующим старика Кутузова, это было общее желание. Зная этого человека, я противился его назначению, но народ хотел Кутузова - я умываю руки". "Великий полководец есть самый драгоценный алмаз в короне государя", - говорили древние. Александр Павлович своего алмаза не разглядел, он был сильно близорук.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии «Поздравляю вас, господа. Эта старая лиса Кутузофф едет в русскую армию. Значит генеральное сражение всё же будет»  Наполеон «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе»  С. Глинка « Когда народной веры глас воззвал     К святой твоей седине:   «Иди, спасай!»  Ты встал – и спас…»  А.С. Пушкин Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии

«Поздравляю вас, господа. Эта старая лиса Кутузофф едет в русскую армию. Значит генеральное сражение всё же будет»

Наполеон

«Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе»

С. Глинка

« Когда народной веры глас воззвал

К святой твоей седине:

«Иди, спасай!»

Ты встал – и спас…»

А.С. Пушкин

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813)     В 1759 году окончил Соединенную артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, принимал участие в русско - турецкой войне 1787 -1791 годов.  В 1800 - х годах он был главнокомандующим русскими войсками в русско – прусско - французской (1805 год) и русско-турецкой (1811 - 1812 годы) войнах.  В августе 1812 года его назначили главнокомандующим всеми действующими армиями. Кутузов умер во время Заграничного похода русской армии и был похоронен в Казанском соборе в Санкт -Петербурге. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813)

В 1759 году окончил Соединенную артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, принимал участие в русско - турецкой войне 1787 -1791 годов. В 1800 - х годах он был главнокомандующим русскими войсками в русско – прусско - французской (1805 год) и русско-турецкой (1811 - 1812 годы) войнах. В августе 1812 года его назначили главнокомандующим всеми действующими армиями. Кутузов умер во время Заграничного похода русской армии и был похоронен в Казанском соборе в Санкт -Петербурге.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии Неожиданно для всех новый главнокомандующий объявил действия Барклая де Толли верными и продолжил отступление, в поисках места для генерального сражения, пока не остановился в 110 км от Москвы, около деревни Бородино.  Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии

Неожиданно для всех новый главнокомандующий объявил действия Барклая де Толли верными и продолжил отступление, в поисках места для генерального сражения, пока не остановился в 110 км от Москвы, около деревни Бородино.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, Кутузов остановился и решил здесь дать генеральное сражение. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главнокомандующий русской армии

Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, Кутузов остановился и решил здесь дать генеральное сражение.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бой за Шевардинский редут  По приказу Кутузова около деревни Шевардино началось возведение земляного укрепления -редута.   24 августа  к деревне Шевардино подошли французы. Они с ходу атаковали редут. Сражение продолжалось до поздней ночи.  Утром Наполеону доложили, что русские отошли. 25 августа стороны готовились к предстоящему сражению.  Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бой за Шевардинский редут

По приказу Кутузова около деревни Шевардино началось возведение земляного укрепления -редута.

24 августа к деревне Шевардино подошли французы. Они с ходу атаковали редут. Сражение продолжалось до поздней ночи.

Утром Наполеону доложили, что русские отошли.

25 августа стороны готовились к предстоящему сражению.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Соотношение сил накануне Бородинской битвы Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Соотношение сил накануне Бородинской битвы

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение Крупнейшее сражение началось 26 августа 1812 года в 5.30 утра. Французы стремились прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить путь на Москву. Но сделать им это не удалось. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение

Крупнейшее сражение началось 26 августа 1812 года в 5.30 утра. Французы стремились прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить путь на Москву. Но сделать им это не удалось.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение Наполеон направил основной удар на левый фланг, где находились Багратионовы Флеши. Бой за них продолжался весь день. Флеши переходили из рук в руки 7 раз, но французам так и не удалось прорвать оборону и выйти в тыл 1-й армии. В ходе сражения был смертельно ранен командующий 2-й армии П. Багратион. На командном посту его сменил генерал Н. Тучков.     Смертельное ранение Багратиона на Бородинском поле. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение

Наполеон направил основной удар на левый фланг, где находились Багратионовы Флеши. Бой за них продолжался весь день. Флеши переходили из рук в руки 7 раз, но французам так и не удалось прорвать оборону и выйти в тыл 1-й армии. В ходе сражения был смертельно ранен командующий 2-й армии П. Багратион. На командном посту его сменил генерал Н. Тучков.

Смертельное ранение Багратиона на Бородинском поле.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение  Не менее ожесточенное сражение разыгралось на Курганной высоте, где находилась батарея Раевского. Французы несколько раз захватывали ее ,но русские солдаты в штыковых атаках возвращали позиции обратно.  Неожиданно Наполеон отдал приказ возвратить Гвардию назад. К вечеру битва стала затихать. 27 августа в 2 часа ночи Кутузов приказал отвести войска.   Раевский Николай Николаевич Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение

Не менее ожесточенное сражение разыгралось на Курганной высоте, где находилась батарея Раевского.

Французы несколько раз захватывали ее ,но русские солдаты в штыковых атаках возвращали позиции обратно. Неожиданно Наполеон отдал приказ возвратить Гвардию назад. К вечеру битва стала затихать. 27 августа в 2 часа ночи Кутузов приказал отвести войска.

Раевский

Николай Николаевич

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение Потери сторон  Сражение не принесло победы ни одной из сторон. Французы потеряли 60 тыс. солдат, но за ними осталось поле боя. Русские - 40 тыс. но они вынуждены были продолжить отступление.   Наполеон оценивал сражение как самое «ужасное» из всех данных им сражений и считал, что «французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». «Французская армия расшиблась о русскую…»        А.П. Ермолов Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Бородинское сражение

Потери сторон

Сражение не принесло победы ни одной из сторон. Французы потеряли 60 тыс. солдат, но за ними осталось поле боя. Русские - 40 тыс. но они вынуждены были продолжить отступление.

Наполеон оценивал сражение как самое «ужасное» из всех данных им сражений и считал, что «французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

«Французская армия расшиблась о русскую…»

А.П. Ермолов

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Совет в Филях  Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение.  Кутузов подойдя к Москве, собрал  1 сентября военный совет в деревне Фили и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы- не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия». Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Совет в Филях

Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение.

Кутузов подойдя к Москве, собрал

1 сентября военный совет в деревне Фили и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы- не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия».

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пожар в Москве  2 сентября русская армия покинула Москву. Следом за ней двинулось население. Французы подошли к городу 3 сентября . Наполеон, расположившись на Поклонной горе, любовался русской столицей . Но, вопреки ожиданиям депутация московских бояр с ключами от города так и не появилась.  Город на 3 дня был отдан во власть солдат.  Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пожар в Москве

2 сентября русская армия покинула Москву. Следом за ней двинулось население.

Французы подошли к городу 3 сентября . Наполеон, расположившись на Поклонной горе, любовался русской столицей . Но, вопреки ожиданиям депутация московских бояр с ключами от города так и не появилась.

Город на 3 дня был отдан во власть солдат.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пожар в Москве  Москва горела 6 дней.  Сгорело 6.5 тысяч домов (70 %)  Из 237 церквей сгорело 122   Погибли в огне Московский университет с его бесценной библиотекой.   «Прекрасный, великолепный город Москва больше не существует» - сообщал Наполеон в письме к Александру I .  Расстрел предполагаемых поджигателей Москвы французами. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пожар в Москве

Москва горела 6 дней.

Сгорело 6.5 тысяч домов (70 %)

Из 237 церквей сгорело 122

Погибли в огне Московский университет с его бесценной библиотекой.

«Прекрасный, великолепный город Москва больше не существует» - сообщал Наполеон в письме к Александру I .

Расстрел предполагаемых поджигателей Москвы французами.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наполеон в Москве  Наполеон, находясь в Москве, пытался заключить мир с Россией, но Александр I проявил твердость духа и отклонил все его предложения.  Пребывая в течение месяца в Москве, Наполеон понял, что его армия обречена. Он трижды пытался начать переговоры мире. Наполеон и генерал Лористон.  (Мир во что бы то ни стало). Художник Верещагин (ок. 1900) Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наполеон в Москве

Наполеон, находясь в Москве, пытался заключить мир с Россией, но Александр I проявил твердость духа и отклонил все его предложения.

Пребывая в течение месяца в Москве, Наполеон понял, что его армия обречена. Он трижды пытался начать переговоры мире.

Наполеон и генерал Лористон.

(Мир во что бы то ни стало). Художник Верещагин (ок. 1900)

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тарутинский маневр Пока Наполеон ждал письма от Александра с просьбой о мире, русская армия совершила блистательный манёвр: отступила по Рязанской дороге на восток, развернулась, перешла на Калужскую, и остановилась у села Тарутино , прикрывая тульские оружейные заводы и плодородные южные губернии. В Тарутинский лагерь постоянно прибывали подкрепления. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тарутинский маневр

Пока Наполеон ждал письма от Александра с просьбой о мире, русская армия совершила блистательный манёвр: отступила по Рязанской дороге на восток, развернулась, перешла на Калужскую, и остановилась у села Тарутино , прикрывая тульские оружейные заводы и плодородные южные губернии.

В Тарутинский лагерь постоянно прибывали подкрепления.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тарутинский маневр Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тарутинский маневр

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наполеон в Москве Оставаться в разоренной Москве было опасно и в « Великой армии» началось брожение, и 7 октября  Наполеон двинул свою армию к Калуге.  Уходя французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного и другое, но русские патриоты смогли обезвредить заряды.  12 октября у Малоярославца французов встретили войска Кутузова.  В ходе разыгравшегося сражения город 7 раз переходил из рук в руки. В результате французы повернули на Старую Смоленскую дорогу. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наполеон в Москве

Оставаться в разоренной Москве было опасно и в « Великой армии» началось брожение, и 7 октября Наполеон двинул свою армию к Калуге. Уходя французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного и другое, но русские патриоты смогли обезвредить заряды.

12 октября у Малоярославца французов встретили войска Кутузова.

В ходе разыгравшегося сражения город 7 раз переходил из рук в руки. В результате французы повернули на Старую Смоленскую дорогу.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Изгнание наполеоновской армии Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги , вступая в бой только тогда когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Изгнание наполеоновской армии

Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги , вступая в бой только тогда когда французы пытались повернуть на юг. Великая армия таяла на глазах.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Изгнание наполеоновской армии К тому моменту активно заработала, по выражению Л.Н. Толстого, «дубина народной войны – партизанские отряды, создаваемые как помещиками и крестьянами, так и русским командованием.  Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Изгнание наполеоновской армии

К тому моменту активно заработала, по выражению Л.Н. Толстого, «дубина народной войны – партизанские отряды, создаваемые как помещиками и крестьянами, так и русским командованием.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Командиры партизанских отрядов:  Герасим Курин Василиса Кожина Денис Давыдов Александр Фигнер  Действия партизан Наносили урон живой силе Прятали продовольствие и фураж От действий партизан французы потеряли 30 тысяч человек. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Командиры партизанских отрядов:

  • Герасим Курин
  • Василиса Кожина
  • Денис Давыдов
  • Александр Фигнер

Действия партизан

  • Наносили урон живой силе
  • Прятали продовольствие и фураж

От действий партизан французы потеряли 30 тысяч человек.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

  Большие крестьянские партизанские отряды возглавили Василиса Кожина, Герасим Курин. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Большие крестьянские партизанские отряды возглавили Василиса Кожина, Герасим Курин.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Д.В. Давыдов Инициатором партизанского движения стал полковник Д. Давыдов ,получивший на это согласие М.Кутузова еще до Бородинского сражения. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Д.В. Давыдов

Инициатором партизанского движения стал полковник Д. Давыдов ,получивший на это согласие М.Кутузова еще до Бородинского сражения.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

  Адъютант Багратиона, подполковник Ахтырского гусарского полка, возглавил летучий партизанский отряд, действовавший в тылу Наполеона. Нападал на обозы, перехватывал курьеров, уничтожал шайки мародёров. Д. Давыдов Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Адъютант Багратиона, подполковник Ахтырского гусарского полка, возглавил летучий партизанский отряд, действовавший в тылу Наполеона. Нападал на обозы, перехватывал курьеров, уничтожал шайки мародёров.

Д. Давыдов

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 На всю Россию прославился храбрый находчивый командир партизанского отряда капитан Фигнер. Пользуясь знанием языков, он пробирался в Москву, нанимался лакеем к французским офицерам и выведывал военные секреты. А.С. Фигнер Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

На всю Россию прославился храбрый находчивый командир партизанского отряда капитан Фигнер. Пользуясь знанием языков, он пробирался в Москву, нанимался лакеем к французским офицерам и выведывал военные секреты.

А.С. Фигнер

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Партизанский отряд капитана Сеславина из 250 казаков и гусар с помощью крестьян у села Бекасово стремительно атаковал крупный неприятельский обоз. В результате жаркой схватки французы потеряли обоз, 300 солдат и одного генерала. А. Сеславин Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Партизанский отряд капитана Сеславина из 250 казаков и гусар с помощью крестьян у села Бекасово стремительно атаковал крупный неприятельский обоз. В результате жаркой схватки французы потеряли обоз, 300 солдат и одного генерала.

А. Сеславин

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гибель « Великой армии» Французская армия проходила по уже полностью разорённым войной областям, где невозможно было найти ни фуража для лошадей, ни пищи для солдат. Приходилось бросать по дороге обозы с награбленным, пушки, раненых. В армии начались голод и беспорядки. Французов по пятам преследовала русская армия, наносили ощутимые удары летучие партизанские отряды. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гибель « Великой армии»

Французская армия проходила по уже полностью разорённым войной областям, где невозможно было найти ни фуража для лошадей, ни пищи для солдат. Приходилось бросать по дороге обозы с награбленным, пушки, раненых. В армии начались голод и беспорядки. Французов по пятам преследовала русская армия, наносили ощутимые удары летучие партизанские отряды.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гибель « Великой армии» 14 – 16 ноября 1812 года наполеоновская армия понесла огромные потери при переправе у реки Березины. При переправе французы потеряли 30 тыс. пленными, множество убитыми, почти всю артиллерию и обозы.  В середине декабря французы перешли обратно через Неман. Границу сумели перейти только 30 тыс. человек, сохранив лишь жалкие остатки « Великой армии». Сам же Наполеон, бросив армию, бежал в Париж. Последнее сражение разыгралось при переправе через реку Березину в ноябре 1812 года Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Гибель « Великой армии»

14 – 16 ноября 1812 года наполеоновская армия понесла огромные потери при переправе у реки Березины. При переправе французы потеряли 30 тыс. пленными, множество убитыми, почти всю артиллерию и обозы. В середине декабря французы перешли обратно через Неман.

Границу сумели перейти только 30 тыс. человек, сохранив лишь жалкие остатки « Великой армии». Сам же Наполеон, бросив армию, бежал в Париж.

Последнее сражение разыгралось при переправе через реку Березину в ноябре 1812 года

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Окончание войны В конце 1812 г. генерал-фельдмаршал Кутузов докладывал царю: « Война окончилась за полным истреблением неприятеля.» 25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Окончание войны

В конце 1812 г. генерал-фельдмаршал Кутузов докладывал царю: « Война окончилась за полным истреблением неприятеля.» 25 декабря царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины победы России в войне 1) Национально-освободительный характер войны, который проявлялся: В стойкости и мужестве русских солдат и офицеров, самоотверженно защищавших свое Отечество; В развертывании партизанского движения, наносившего значительный ущерб неприятелю;  Во всенародном патриотическом подъеме в стране, готовности представителей всех сословий к самопожертвованию ради достижения победы. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины победы России в войне

1) Национально-освободительный характер войны, который проявлялся:

  • В стойкости и мужестве русских солдат и офицеров, самоотверженно защищавших свое Отечество;
  • В развертывании партизанского движения, наносившего значительный ущерб неприятелю;
  • Во всенародном патриотическом подъеме в стране, готовности представителей всех сословий к самопожертвованию ради достижения победы.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины победы России в войне 2)Высокий уровень военного искусства русских военачальников 3) Значительный экономический потенциал России, позволивший создать большую и хорошо вооруженную армию Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины победы России в войне

2)Высокий уровень военного искусства русских военачальников

3) Значительный экономический потенциал России, позволивший создать большую и хорошо вооруженную армию

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Значение Отечественной войны 1812 года  - выросла роль России в европейской политике  - усиление консервативно - охранительный тенденций (образование Священного союза для подавления революций)  - удалось отстоять независимость и территориальную целостность страны  - потери среди населения  - уничтожение материальных и духовных ценностей  - подъём патриотических чувств, развитие национального самосознания  - возросшее понимание единства нации, несмотря на сословные различия  - подъём идей гражданского служения обществу Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Значение Отечественной войны 1812 года

- выросла роль России в европейской политике

- усиление консервативно - охранительный тенденций (образование Священного союза для подавления революций)

- удалось отстоять независимость и территориальную целостность страны

- потери среди населения

- уничтожение материальных и духовных ценностей

- подъём патриотических чувств, развитие национального самосознания

- возросшее понимание единства нации, несмотря на сословные различия

- подъём идей гражданского служения обществу

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВСЕМИРНОЕ СВОБОДА РОССИИ НАЧАЛО КОНЦА НАПОЛЕОНА РЕАКЦИЯ В ЕВРОПЕ ТРИУМФ АНГЛИИ  12 ИЮНЯ - 14 ДЕКАБРЯ 1812 г. ЭТАПЫ: I - ДО БОРОДИНО II - ДО МАЛОЯРОСЛАВЦА III - ДО УХОДА ОТРЯДА НЕЯ Унесла жизни и ценности Подняла самосознание нации Разбудила свободомыслие Усилила консерватизм Подняла авторитет России Расширила территорию Принесла польскую проблему  Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВСЕМИРНОЕ

СВОБОДА РОССИИ

НАЧАЛО КОНЦА НАПОЛЕОНА

РЕАКЦИЯ В ЕВРОПЕ

ТРИУМФ АНГЛИИ

12 ИЮНЯ - 14 ДЕКАБРЯ 1812 г.

ЭТАПЫ:

I - ДО БОРОДИНО

II - ДО МАЛОЯРОСЛАВЦА

III - ДО УХОДА ОТРЯДА НЕЯ

  • Унесла жизни и ценности
  • Подняла самосознание нации
  • Разбудила свободомыслие
  • Усилила консерватизм
  • Подняла авторитет России
  • Расширила территорию
  • Принесла польскую проблему

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заграничный поход русской армии С января 1813 года по 18 марта 1814 год  Цель похода Освобождение народов Европы от власти Наполеона Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заграничный поход русской армии

С января 1813 года

по 18 марта 1814 год

Цель похода

Освобождение народов Европы от власти Наполеона

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заграничный поход русской армии Февраль 1813 года Россия + Пруссия  ПРОТИВ Французская империя  Март 1813 года – взятие союзниками Берлина Июль – август 1813 года – присоединение к коалиции Англии, Швеции и Австрии Французская империя Октябрь 1813 – «Битва народов» под Лейпцигом. Победа союзников. 16 марта 1814 года – капитуляция Парижа.  март 1814 – вступление российских войск в Париж, ссылка Наполеона на о. Эльба Возвращение Франции к границам 1792 года Восстановление династии Бурбонов 1814 – Венский  конгресс  1815 - бегство Наполеона, битва при Ватерлоо, ссылка на о. Св. Елены  1815 - создан «Священный союз» (международный союз, цель которого сохранение стабильности в Европе и подавление революционного движения) Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заграничный поход русской армии

Февраль 1813 года Россия + Пруссия

ПРОТИВ

Французская империя

  • Март 1813 года – взятие союзниками Берлина

Июль – август 1813 года – присоединение к коалиции Англии, Швеции и Австрии

Французская империя

  • Октябрь 1813 – «Битва народов» под Лейпцигом. Победа союзников.
  • 16 марта 1814 года – капитуляция Парижа.
  • март 1814 – вступление российских войск в Париж, ссылка Наполеона на о. Эльба

Возвращение

Франции

к границам

1792 года

Восстановление

династии

Бурбонов

1814 –

Венский

конгресс

  • 1815 - бегство Наполеона, битва при Ватерлоо, ссылка на о. Св. Елены
  • 1815 - создан «Священный союз» (международный союз, цель которого сохранение стабильности в Европе и подавление революционного движения)

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Венский конгресс.  Победа России в войне с Наполеоном значительно повысила её международный статус и влияние на «европейские дела» Объявление Наполеона «врагом человечества». Начало складывания новой коалиции против Франции. Сентябрь 1814 – июнь 1815 Венский конгресс Пруссия получает часть Саксонии; Россия – герцогство Варшавское. 6 июня 1815 – битва при Ватерлоо. Разгром, низложение и ссылка Наполеона. Сентябрь 1815 – «Священный союз» монархов Европы (Австрия, Пруссия, Россия) Сохранение границ согласно Венскому договору Подавление революционного движения в Европе Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Венский конгресс.

Победа России в войне с Наполеоном значительно повысила её международный статус и влияние на «европейские дела»

Объявление Наполеона «врагом

человечества».

Начало складывания

новой коалиции

против Франции.

Сентябрь 1814 – июнь

1815

Венский конгресс

Пруссия получает часть Саксонии;

Россия – герцогство Варшавское.

6 июня 1815 – битва при Ватерлоо. Разгром, низложение и ссылка Наполеона.

Сентябрь 1815 – «Священный союз» монархов Европы

(Австрия, Пруссия, Россия)

Сохранение границ согласно

Венскому договору

Подавление революционного

движения в Европе

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заграничный поход русской армии Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заграничный поход русской армии

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание:  Параграфы 4, 5 Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание:

Параграфы 4, 5

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»