СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отечественная война 1812 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются причины войны, основные события, итоги. 

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»

Тема: Отечественная война 1812 года
История, 9 класс
Дата: 8.11.2024

Цель: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.

Задачи:

- Обучающие: способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 года;

- Развивающие: продолжить формирование у учащихся основных операций логического продуктивного мышления: анализ и синтез, обобщение, причина и следствие.

- Воспитывающие: воспитывать чувства гордости и уважения военной историей родной страны, показать, что война 1812 года приобрела характер Отечественной войны.

Ход урока:

1. Мотивация. Каким событиям посвящено стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова?
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

2. Актуализация. В каком году произошла Отечественная война. Каковы её итоги?

3. Изложение нового материала.

Всю информацию необходимо систематизировать в таблице:

Причины

Ход

Итоги





1. Работа с учебником. Накануне войны. Прочитайте пункт 1 параграфа и ответьте на вопрос: «Почему война между Францией и Россией была неизбежна?»

2. Планы на начало войны. Посмотрите на слайд, какой вывод мы можем сделать по соотношению сил двух стран на начало войны?

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России. В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.

Планы сторон:

Россия – Барклай де Толли предлагает перейти к обороне и всем трём армиям отходить под давлением французов, чтобы соединиться и дать отпор Наполеону.

Франция – быстро разбить силы русских войск и принудить Александра к миру и превратить его в зависимого правителя.

3. Смоленское сражение.
Армии Барклая де Толли и Багратиона начали отступать вглубь страны, чтобы соединиться друг с другом. 1я и 2я армия встретились в Смоленске. Тем самым первоначальный план Наполеона был сорван.

Начало августа – сражение под Смоленском. Французы потеряли около 20 тыс. солдат.

Война приняла отечественный характер. Что это значит?

4. Работа с учебником. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Прочитайте пункт 4. Почему Кутузов был назначен главнокомандующим?

5. Бородинское сражение.

Генеральному сражению предшествовал бой 24 августа за Шевардинский редут – русские войска под командованием Горчакова отражали атаки превосходящих сил противника, что позволило выиграть время и занять выгодные позиции, построить защитные укрепления. К этому времени силы сторон были примерно равны.

Крупнейшее сражение войны – Бородинское сражение – 26 августа 1812 года. Французы активно атаковали Багратионовы флеши и батарею Раевского. Сражение не принесло победы ни одной стороне, потери были велики в обеих армиях.

Александр 1 требовал нового сражения, однако 1 сентября на военном совете в деревне Фили Кутузов принял решение оставить Москву без боя, чтобы сохранить армию: «С потерей Москвы не потеряна Россия», этот шаг оказался верным.

6. Работа с текстом учебника. Определите, почему Тарутинский манёвр является блистательным манёвром?

7. Партизанское движение. Просмотр видеоролика. Какое значение сыграл народ в Отечественной войне? Каких партизанских предводителей можно выделить в Отечественной войне?

Закрепление материала. Каковы были основные причины, приведшие к войне между Россией и Францией в 1812 году?
Как вы оцениваете деятельность русской армии в ходе войны?

Рефлексия. Чем вам запомнился урок?

Дз. Заполните последний столбик таблицы «Итоги войны»