«Возвращаясь к истокам».
Автор работы: Паршин Валерий Евгеньевич
Ставропольский край, Новоселицкий район, х.Жуковский,МОУ ООШ №9, 8 класс «Отечество-2018»
31 слёт туристско-краеведческого движения «Отечество»
Секция: «История образования»
«Возвращаясь к истокам»
Автор работы:
Паршин Валерий Евгеньевич,
МОУ ООШ №9, 8 класс
Россия,Ставропольский край,
Новоселицкий район, х. Жуковский
ул.Первомайская 4 .
Индекс:.356358
Научные руководители:
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ ООШ№9 х.Жуковского
tychkova.1975.ssssmail.ru
89188004986
Тучкова Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы первой категории
МОУ ООШ №9 х.Жуковского
[email protected]
2018
Оглавление
I. Введение ….....................................................................................................2-5
II. Основная часть ……………………………………........
1. История семьи Татаринцевых ………………………………………… 5-6
2. Путь от простого учителя до директора …………………………….. 6-7
а.Годы обучения в школе
б.Учёба в институте
в.Трудовой путь
III. Заслуги в области образования ……………………………….. ...7-8
IV. Заключение ………………………………………………...9
V. Источники и литература ……………………………………...9
VI. Приложение
VII. Тезисы
Введение
Актуальность работы. Какое счастье учить детей! Каждый год школа выпускает в большую жизнь своих воспитанников. Знать историю школы, продолжать традиции, интересоваться историей создания должен каждый ученик . Ведь именно в школе ребята проводят большую часть своей жизни .
С чего начинается школа? Прежде всего с директора. Это высшая должность на любом предприятии, Работа директора это сложная работа, которая требует больших затрат: сил, терпения и энергии. Нас заинтересовал вопрос, кто был первым директором МОУ ООШ №9?
Цель исследования: изучить жизнь земляка Татаринцева Ивана Петровича, доказать, что каждый человек внёс личный вклад в историю Родины, а значит, никто не должен быть забыт, сохранение исторической памяти о трудовом подвиге жуковчан. Показать значимость директора школы в становлении школы, коллектива. Проследить судьбу учителя.
Задачи:
изучить литературу об истории образования;
собрать материал о Татаринцеве И.П.;
раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
на основе анализа воспоминаний бывшего директора составить историю его жизни;
на примере жизни Татаринцева И.П., усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
провести интервьюирование, опрос учащихся;
продолжить сбор информации и изучение истории своей школы;
Объект исследования: изучение биографии бывшего директора школы Татаринцева Ивана Петровича.
.
Предмет исследования: биография Татаринцева Ивана Петровича.
Методы исследования:
I. Теоретические:
изучение материалов, предоставленных Никольской Л.И. информационных источников, фотодокументов;
беседа с родственниками, знакомыми;
беседа с жителями села;
анализ школьной документации;
работа с Интернет - ресурсами;
интервьюирование учеников школы;
II. Практические:
- анкетирование учащихся 6- 9 классов МОУ ООШ №9;
- анализ и обработка собранного материала;
Круг рассматриваемых вопросов: в данной работе рассказывается о земляке, бывшем директоре Татаринцеве И.П., проживающем на х. Жуковском в 50- е годы прошлого века .
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на уроках по истории, во внеклассной работе. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
Апробация работы: материалы работы послужили основой для создания презентации и очерка о знаменитых людях х. Жуковского, которые использовались на школьной научно-практической конференции, на уроках истории по изучению родного края.
В изучении данной темы помогли материалы Никольской Л.И., воспоминания бывших выпускников школы, архивные документы.
Гипотеза: каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.
II. Основная часть.
Директор – ты хозяин школы,
Ответственность большая на твоих плечах.
Наставник справедливый ты для педагогов,
Пример великий для всех ребят.
Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы.
Образование в нашей местности имеет большую историю. В 2018 году исполняется 65 лет с момента открытия школы в селе. Это одна из первых школ не только в Новоселицком районе, но и в крае. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в послевоенное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.
Мною было проведено анкетирование, из которого видно, что 60% ребят знают земляка Татаринцева И.П., 30 % - впервые слышат (это первоклассники, которые только переступили порог нашей школы 1 сентября 2017 года и 10% не интересуются жизнью земляков.
На вопрос «В каком году был директором И.П.Татаринцев?» правильно ответили 70% обучающихся, 15 % не знали, 15% не интересуются этим вопросом1.
Занимаясь исследовательской деятельностью, я поставил перед собой задачу - изучить жизнь замечательных людей нашего маленького хутора, в частности, Татаринцева И.П.
При работе над исследованием большую ценность оказала встреча с Никольской Л.И., полковником налоговой инспекции, дочерью первого директора школы Татаринцева И.П. Из старых источников из бесед с бывшими выпускниками, мы получили информацию, что первым директором нашей школы был Седышев И.И., но, когда к нам в школу приехала Любовь Ивановна, то мы были очень удивлены, когда узнали, что оказывается, её отец был первым директором Жуковской семилетней школы. Она привезла много документов, подтверждающих эти факты. После визита дочери Татаринцева И.П. мы, штаб «Поиск», стали собирать информацию об Иване Петровиче. По крупицам мы собрали архивные документы, узнали много интересного о жизни, работе Ивана Петровича.
История семьи Татаринцевых.
Родился Иван Петрович 8 июня 1925года в с.Николаевка, Анненского района, Воронежской области в многодетной крестьянской семье Татаринцевых Петра и Ольги.
Всего родилось 12 детишек, выжило пятеро. Семья была крепкой, работящей, они считались середняками: имели дом, мельницу, лошадь, корову. В 1934 году Татаринцевы были раскулачены, глава семьи Петр Игнатьевич был осужден по ст.58 Уголовного кодекса РФ к четырём годам лишения свободы, как не пожелавший добровольно вступить в колхоз, а после отбытия наказания в 1939 году отправлен в спецпереселение на лесозаготовки в Коми АССР остров Ичет- Ди на реке Печора.
Жена, Ольга Семеновна с пятерыми детьми, поехала за мужем на лесозаготовки, где все жили в жутких условиях – сами рыли землянки, работали в ледяной воде. Через несколько месяцев Ольга Семеновна скончалась от крупозного воспаления легких, оставив на иждивение мужу пятерых детей.
Ивану в ту пору было 5 лет, его вместе с младшей сестренкой отправили в детский дом, откуда они через несколько месяцев убежали и практически пешком добрались до Воронежской области к тетке Наталье, сестре матери. Впоследствии Иван Петрович вспоминал это событие по возвращению в семью, как одним из счастливейших моментов в своей жизни.
Испытав все тяготы сиротского детства без материнской ласки, Иван Петрович всегда с особым теплом и нежностью относился ко все малышам и особенно обездоленным сиротам. Возможно, именно такими недетскими испытаниями был обусловлен выбор его профессии педагога, посвятившего всю свою жизнь заботе о детях, их школьном просвещении.
Стремление к учебе Ивану прививали и поддерживали старшие брат Александр и сестра Мария. Иван Петрович вспоминал, что в школу ежедневно приходилось добираться за 11 км пешком, а зимой на лыжах, от палок которых на всю жизнь остались стертые ладони. Семилетку Иван закончил отлично2 с Похвальной Грамотой3.
Поступил в Воронежское педагогическое училище, закончить которое довелось только после Великой Отечественной войны. На втором курсе училища, когда Ивану еще не исполнилось 18 лет он добровольцем ушел в Красную Армию, чтобы защищать Родину. На фронт новобранцев не послали, а отправили в Моршанское пулеметно-минометное училище, после окончания которого Иван вторым номером пулеметного расчета в составе второго Украинского фронта прошел до Австрии. Был ранен и контужен, награжден орденами и медалями4.
Путь от простого учителя до директора.
Не оставляя мечту стать педагогом, Иван Петрович в тяжелые послевоенные годы продолжил учебу и в 1947 году закончил Воронежское педагогическое училище. Учился он всегда хорошо, любил учиться, училище закончил с отличием.
Последствия переселения и клеймо врага народа долгое время преследовало семью Татаринцевых, поэтому, поступив в Воронежский пединститут, Иван перевёлся в Пятигорский пединститут, чтобы меньше знали о прошлом его семьи. Когда же в 1951 году Иван Петрович закончил Пединститут с красным дипломом, то к тому времени ему уже предложили поработать в районо, как специалисту, имеющему педагогическое образование. Проработав некоторое время заведующим районо Черноземельного района, Иван Петрович попросился на работу с детьми в школу.
Директором Жуковской (в то время Падинской ) семилетней школы Иван Петрович проработал с 1955 по 1959 год5. В 1956 году женился на своей бывшей ученице, выпускнице Жуковской школы Гуртовой Лидии Андреевне6.В браке у них родились дочери-погодки Любовь и Надежда, 1957 и 1958 годов рождения, с которыми Иван Петрович в 1959 году по приглашению уехал в Горно-Алтайский Пединститут с целью совмещения работы с написанием диссертации. Но, из-за суровых морозов и болезни детей вернулся в Ставропольский край, не закончив диссертацию. В 1963 году родился сын Александр7.
III. Заслуги в области образования
Работая в нашей школе директором, Иван Петрович ещё занимался пропагандой обществознания, выезжая с лекциями на фермы, в бригады, организовал школьную полеводческую ученическую бригаду, которая помогала совхозу убирать урожай, занималась прополкой сорняков, прореживанием подсолнечника. На пришкольном участке были посажены капуста, помидоры, огурцы. Иван Петрович первый ввёл это полезное подсобное хозяйство и с участка ребята собирали богатый урожай овощей. Во время работы в школе Иван Петрович достиг невероятных успехов, качество знаний составило 98, 4 %. Во время работы был активистом, вёл семинарские, практические и лабораторные занятия по педагогике, руководил практикой студентов, являлся членом редколлегии общешкольной газеты
Будучи директором в с. Падинском в 1961-64г.г. и являясь депутатом сельского совета, Иван Петрович принимал активное участие в строительстве новой школы в с. Падинском, которая была построена в 1964 году, и Татаринцев, по предложению районо, поехал в отстающий район строить новую школу в колхоз им. Чкалова (х. Красный Октябрь). В 1969 году новая школа была построена. Затем семья переехала в Ставрополь, где некоторое время Татаринцев работал по профессии, а затем на другой работе.
Татаринцев Иван Петрович, будучи коммунистом, депутатом нескольких созывов, обладая энциклопедическими знаниями, всегда был человеком кристальной честности и скромности, об этом вспоминают его земляки до настоящего времени. Прививая уважение учителей к детям, Иван Петрович обращался, даже к первоклассникам, на «Вы».
Имея образец такого педагога, некоторые выпускники закончили пединституты и работали преподавателями. Последние годы жизни Иван Петрович провёл в г. Ставрополе. Это человек сильный духом и жизненной энергией. В этом году ему исполнилось бы 93 года. Иван Петрович скончался в январе 2016 года. В 2017 году в апреле у Ивана Петровича родился правнук, которого в честь деда назвали Иваном. Пусть он продолжит династию Татаринцевых.
.
IV.Заключение
Выбранная мною тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделал вывод о том, что человек жив, пока память о нём жива. Поставленная цель - изучение жизни первого директора школы достигнута. Результаты исследования были обработаны и рекомендованы для проведения уроков мужества. Мои исследования размещены на школьном сайте. Исследовательская работа была представлена на классных часах учащимся 5-9 классов для ознакомления с жизнью Татаринцева Ивана Петровича. Воспоминания дочери Татаринцева направлены для публикации в районную газету «Авангард». Данная работа имеет продолжение, т.е. мы ещё намерены собирать материал о жизни Татаринцева Ивана Петровича и дальше.
Нам, подрастающему поколению, необходимо помнить и уважать тех, кто стоял у истоков образования, трепетно относиться к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется старожил на селе, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
Источники:
1.Семейный архив Татаринцевой Л.И.
2.Встреча с дочерью Татаринцева И.П. Никольской Л.И.
3.Видеоматериалы МОУ ООШ №9
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

1 Социологический опрос
2 Свидетельство об окончании
3 Почётная грамота
4 Награды Татаринцева И.П.
5 Копия трудовой книжки
6 Копия свидетельства о браке
7 Семейное фото