СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытая педагогическая форма - урок в 5 классе "Типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с применением конструктора "Лего 6+. Построй свою историю". Учащимся нужно составить тексты разных типов и презентовать их, применяя конструктор.

Просмотр содержимого документа
«урок типы речи»

Урок развития речи в 5А классе

Воробьева Н.А., учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №64





Развитие речи.

Типы речи



Цели урока:

  1. Углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, повествования, рассуждения;

  2. Развивать умение определять типы речи по ряду приёмов, составлять тексты разных типов и презентовать их с помощью «Лего 6+» («Построй свою историю»),

Развивать устную и письменную речь.

  1. Воспитывать  внимательное отношение к разным типам речи, интерес к предмету, потребность в здоровом образе жизни.



Ход урока

Для того, чтобы успешно справиться с заданиями на уроке, сегодня мы с вами будем работать в группах.

Давайте вспомним правила работы:

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет,
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно,
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.



На уроке мы должны с вами научиться составлять и различать тексты разных типов, и в этом нам поможет конструктор «ЛЕГО 6+». Подумайте, кто у вас в группе будет теоретиком, рассказчиком, ну и, наверное, каждый из вас выступит в роли собирателей конструкторов.



Давайте мы с вами помечтаем о нашем школьном стадионе, поговорим о здоровом образе жизни, о важности физкультуры и занятий спортом.

Спортивные люди – они так красивы.
В них столько энергии, бодрости, силы.
Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?
Лишь спорт тебе в этом отлично поможет!

Здоровье усилит, успехов прибавит.
От скуки, безделья тебя он избавит.
Поверь ты в себя и добейся высот.
О чем ты мечтал, даст тебе только спорт



  1. Актуализация знаний учащихся.

У каждой группы есть кейс с заданиями (текст; памятка; пустая таблица, в первую колонку которой ученики должны записать композиционную структуру текста).

Вам нужно прочитать текст (Приложение 1), определить к какому типу речи он относится. Вы можете пользоваться учебником, памяткой (Приложение 2), которую нужно немного доработать.

При определении смыслового типа речи, не забывайте о ПОМОЩНИКАХ (Приложение 3): светофоре и фотоаппарате.

Группы анализируют текст, определяют его композицию и защищают свою точку зрения перед всем классом. ( Слайд №8,9,10)



  1. Работа над составлением текста с использованием конструктора «ЛЕГО».

Вы отлично справились с анализом представленных текстов.

А сейчас новое задание для групп. Вам нужно создать свой текст, записать его и проиллюстрировать с помощью конструктора «ЛЕГО 6+». (Слайд №11).

1 группа – опишите, каким должен быть школьный стадион.

2 группа – расскажите о каком-нибудь спортивном мероприятии, олимпиаде, соревновании, которое проходит (или будет проходить) на школьном стадионе.

3 группа – поразмышляйте над вопросом «Зачем нужен школьный стадион?»

4 группа – создайте текст по выбору «Здоровым быть модно!», «Однажды на стадионе…», «Наш стадион».



Учащиеся составляют текст с помощью конструктора «ЛЕГО 6+». Учителю необходимо ограничить ребят во времени, потому что работа с конструктором увлекает детей.



Пятиклассники презентуют свою работу. Учитель и остальные группы следят за тем, чтобы получившийся текст был составлен на основе заранее определенного типа текста.

Учитель акцентирует внимание детей на то, что необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.



  1. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы с вами закрепили знания по теме «Типы речи», анализировали тексты, составляли свои. Помогал нам в этом конструктор «ЛЕГО 6+».

Поделитесь своими впечатлениями об уроке с помощью синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Оцените, пожалуйста, работу каждого члена группы и в оценочном листе поставьте баллы.

Спасибо за урок!









Приложение 1

Тип речи______________________________

Школьный стадион представляет собой комплекс спортивных площадок и футбольно-легкоатлетическое спортивное ядро, включающее в себя:
- футбольное поле с искусственным покрытием размером 50х30 м;
- 4 полосы-дорожки для кругового бега длиной 270 м;
- 4 прямые полосы-дорожки длиной 100/120 м;
- сектор для толкания ядра со специализированным покрытием;
- 2 сдвоенные ямы для прыжков в длину с размещением брусков отталкивания на различных от ямы расстояниях 7 и 13 м;
- для зрителей запроектированы облегченные трибуны с козырьком на 120 человек;
- площадки для построения и разминок учащихся.
На территории школы предусмотрены следующие спортивные площадки: баскетбольная и волейбольная площадки, гимнастические площадки для учащихся, тропа здоровья и детский городок-площадка. Вся территория школьного стадиона имеет ограждение.


Тип речи ___________________________________

В нашей школе ежегодно проходит Праздник зимнего футбола. Мы все ждем его с нетерпением. Когда наступает этот день, школа бурлит от радости и нетерпения.

Наш класс должен сыграть три игры. Две игры мы уже провели. Первый матч оказался неудачным: мы проиграли сборной шестых классов со счетом 1:4. Потом мы собрались духом и выиграли у параллельного класса 3:0.

Последняя игра самая ответственная. Она должна решить, кто станет чемпионом школы среди 5—6 классов. Мы серьезно тренируемся и верим в победу.

Тип речи _________________________________________

Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово. Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не играть с мячом.

Ведь спорт помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным. Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет. Я думаю, что без спорта нельзя. Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Я люблю спорт, потому что он  закаляет человека физически и духовно.



































































общее впечатление

от предмета

начало события


общее впечатление

от предмета


развитие события

Оценка

(назначение предмета)

конец события


тезис

(то, что доказывается)


вывод


Доказательства

(аргументы)


вступление



*В кейс каждой команды нужно вложить данный листок. Ученики должны определить тип речи, найти подходящие структурные элементы и наклеить их в определенном порядке в таблицу.

Приложение 2


Памятка

Тип речи

Основная задача автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

?

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны?

?

Сообщить о последовательности действий или событий

Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом?

?

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?




Приложение 3


Просмотр содержимого презентации
«открытый урок по типам текста»

Типы речи Урок развития речи в 5 классе Воробьева Н.А., учитель русского языка и литературы

Типы речи

Урок развития речи в 5 классе

Воробьева Н.А., учитель русского языка и литературы

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ  Команда – это значит вместе,  Команда – все за одного.  Здесь всё по совести и чести,  Здесь не обидят никого.  Команда нас объединяет,  Не испугаемся преград,  Здесь каждый свое дело знает,  Работает на результат.  А если возникают споры,  Они решаются тотчас,  И никакие разговоры  Не отвлекут от дела нас.  В своей команде нам уютно.  Мы оказались в ней не вдруг,  Когда кому-то станет трудно,  Свое плечо подставит друг.

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

Команда – это значит вместе, Команда – все за одного. Здесь всё по совести и чести, Здесь не обидят никого. Команда нас объединяет, Не испугаемся преград, Здесь каждый свое дело знает, Работает на результат. А если возникают споры, Они решаются тотчас, И никакие разговоры Не отвлекут от дела нас. В своей команде нам уютно. Мы оказались в ней не вдруг, Когда кому-то станет трудно, Свое плечо подставит друг.

Запомни и соблюдай  простые правила:

Запомни и соблюдай простые правила:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай!
Спортивные люди  Спортивные люди – они так красивы.  В них столько энергии, бодрости, силы.  Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?  Лишь спорт тебе в этом отлично поможет!  Здоровье усилит, успехов прибавит.  От скуки, безделья тебя он избавит.  Поверь ты в себя и добейся высот.  О чем ты мечтал, даст тебе только спорт. Светлана Olegova  Материал взят с сайта  http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7878

Спортивные люди

Спортивные люди – они так красивы. В них столько энергии, бодрости, силы. Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим? Лишь спорт тебе в этом отлично поможет!

Здоровье усилит, успехов прибавит. От скуки, безделья тебя он избавит. Поверь ты в себя и добейся высот. О чем ты мечтал, даст тебе только спорт.

Светлана Olegova Материал взят с сайта  http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7878

Школьный стадион

Школьный стадион

Типы речи описание рассуждение повествование

Типы речи

описание

рассуждение

повествование

Задание 1

Задание 1

  • Прочитать текст.
  • Определить тип речи, который в данных текстах является основным.
  • Объяснить, в чем особенность построения текста данного типа речи.
Описание  Композиция описания: 1 часть - общее впечатление от предмета 2 часть - отдельные его признаки 3 часть – оценка (назначение предмета)

Описание

  • Композиция описания:

1 часть - общее впечатление от предмета

2 часть - отдельные его признаки

3 часть – оценка (назначение предмета)

  • На кокой вопрос отвечает этот текст?
  • В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Произведения мастеров Хохломы”)
Повествование  Композиция повествования: 1 часть - начало события 2 часть - развитие события 3 часть - конец события

Повествование

  • Композиция повествования:

1 часть - начало события

2 часть - развитие события

3 часть - конец события

  • На какой вопрос отвечает этот текст?
  • Какое сочинение вы писали, используя этот тип речи? (“Как Тюлень стал совершенно ручным”)
Рассуждение Композиция рассуждения: 1 часть - тезис (то, что доказывается) 2 часть - доказательства (аргументы) 3 часть – вывод На какой вопрос отвечает этот текст? Какое сочинение вы писали, используя этот тип речи? (“На письме без запятых обойтись невозможно…”)

Рассуждение

  • Композиция рассуждения:

1 часть - тезис (то, что доказывается)

2 часть - доказательства (аргументы)

3 часть – вывод

  • На какой вопрос отвечает этот текст?
  • Какое сочинение вы писали, используя этот тип речи? (“На письме без запятых обойтись невозможно…”)

Задание 2  по группам

Задание 2 по группам

  • Используя конструктор LEGO «Построй свою историю», выполните следующие задания:
  • 1 группа – опишите, каким должен быть школьный стадион
  • 2 группа – расскажите о каком-то спортивном мероприятии, олимпиаде, соревновании, которое проходит (или будет проходить) на школьном стадионе
  • 3 группа – поразмышляйте над вопросом «Зачем нужен школьный стадион?»
  • 4 группа – создать текст по выбору «Здоровым быть модно!», «Однажды на стадионе…», «Наш стадион».
Здоровым быть модно!

Здоровым быть модно!