Открытая школьная конференция в МАОУ СОШ №29 г.Калининграда
«Если в жизни есть возможность сделать шаг назад,
чтобы избежать конфликта –
лучше его сделать»
(Расим Мусабеков)
Согласно ФГОС, одной из форм, способствующих формированию УУД исследовательского характера, являются школьные конференции. Таким образом, школьные конференции являются важным этапом исследовательской деятельности учителей и учащихся, они активизируют творческие способности и стимулируют их мотивацию к учению, у них наблюдаются навыки наблюдения и эксперимента. Открытая школьная конференция ориентирована на развитие мотивации самостоятельной познавательной деятельности и формирование универсальных учебных действий исследовательского характера.
30 мая 2018 г. в образовательном комплексе №29 г.Калининграда состоялась открытая школьная конференция на тему: «Проблемы профессионального развития педагога в аспекте конструктивного разрешения педагогических конфликтов».
Программа конференции:
09:50 – 10:00 - регистрация участников конференции;
10:05 – 10:25 – выступление психолога школы №29 Е.А.Крашевской по теме: «Исторические аспекты педагогических конфликтов и их отличительные особенности в современном обществе»; выступление зам.директора школы Л.А.Цулаия; выступления модераторов творческих групп Н.Д.Анашкиной, П.В.Кирячек на тему: «Межличностные взаимоотношения подростков и их ценностные ориентиры»; Д.В.Гриценко, Е.В.Плаксиной.
10:30 – 11:30 – работа в группах по обсуждению фрагментов фильмов;
11:15 – 12:15 – представление творческими группами фрагментов фильмов педагогических конфликтов, обсуждение их актуальности в современной школе, предложение путей решения проблем;
12:15 – 12:25 – социальный педагог школы №29 С.В.Кустова провела психолого-практическое упражнение «Алгоритм разрешения педагогического конфликта»;
12:25 – 12:40 – состоялось подведение итогов работы педагогического совета.
Педагогический конфликт и пути его решения
Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Психологи выделяют 4 субъекта деятельности рассматриваемого нами конфликта: ученик, учитель, родители и администратор.
Конфликты, которые возникают в педагогическом процессе, имеют целый ряд особенностей:
- разница в жизненном опыте участников, который в свою очередь порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;
- профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на 1 место поставить интересы участников;
- участники конфликтов имеют разный социальный статус, чем и определяется их поведение в конфликте;
- различное понимание событий и их причин;
- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которую включаются и другие участники.
Причины конфликтов педагогов с родителями
Проблемы в поведении:
- завышенная оценка ребёнка в глазах родителей;
- контроль за учебным процессом;
- игнорирование требований учителя;
- беспричинные пропуски уроков.
Причины конфликтов между обучающимися
- зависть, злоба;
- жестокость, хвастовство;
- угодничество, наглость;
- предательство, нахальство;
- жадность, глупость;
- грубость, обвинение;
- бесчеловечность.
Решение конфликта редко лежит на поверхности, чтобы его отыскать, необходимо ответить на 3 важных вопроса:
что происходит?
кто включён в конфликт?
что, какие интересы заставляют людей в них участвовать?
Недопустимо упрекать ученика его близкими, особенно подростков, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестёр. Этого ученики не прощают учителям. Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус учителя и взрослого. Каждый ученик имеет святое чувство к родителям и близким, какие бы они не были.
Классификация конфликтов между педагогом и обучающимся:
Конфликт деятельности – по поводу успеваемости обучающихся, выполнением учебных или внеурочных заданий;
Конфликт поведения (поступков) - возникающих в связи с нарушением правил поведения в учебном заведении и т.д.
Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений в рамках общения в процессе совместной деятельности.
Разрешение конфликта «учитель-ученик»
Предотвращение – учитель должен вовремя заметить первые проявления своего конфликта с учениками, определить его причину и предотвратить его.
Компромисс – учитель должен идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к ученику.
Доброжелательность и чуткость – даже в конфликтных ситуациях учитель обязан быть доброжелательным и выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков, правильно оценивать их.
Только в таком случае можно рассчитывать на доверие обучающихся к педагогу.
В ходе открытой школьной конференции выступили: директор школы №29 Людмила Николаевна Соколова, заместитель директора Андрей Геннадьевич Богатых, заместитель директора Татьяна Анатольевна Юрченко, заместитель директора Виктория Владимировна Кузнецова, заместитель директора Лилия Александровна Цулаия. Также в работе конференции приняли участие: психолог школы №29 Ирина Александровна Крашевская с докладом «Исторические аспекты педагогических конфликтов и их отличительные особенности в современном обществе», социальный педагог Светлана Викторовна Кустова с психолого- практическим упражнением: « Алгоритм разрешения конфликта и его этапы».
Пресечение формирования конфликта;
Тренинг конструктивного способа общения;
Консультационная работа с родителями;
Психологическая коррекция поведения учащихся;
Вовлечение учащихся в совместную деятельность;
Повышение самооценки учащихся.
Далее после подготовки и совместного обсуждения в группах наиболее активные педагоги представили свои проекты.
1 группу представили учитель русского языка и литературы Полина Владимировна Кирячек и учитель английского языка Людмила Сергеевна Маклакова, показав фрагмент из фильма «Чучело». 2 группу представил учитель истории и обществознания Денис Владимирович Гриценко с фильмом «Школа». 3 группу представили: учителя начальных классов Наталья Дмитриевна Анашкина, Виктория Вадимовна Дубровская, Анна Геннадьевна Анисимова и Лидия Юрьевна Фотофудинова с фильмом «Дневник мамы первоклассника». 4 группу представили: учителя математики Валентина Васильевна Головина, Ирина Алексеевна Кудрявцева, Светлана Алексеевна Мещерякова, Елена Николаевна Платонова, Елена Викторовна Плаксина, учитель физики Римма Геннадьевна Цебро, учитель физкультуры Анна Васильевна Кулакова, выступившие со сценкой после показа фрагмента из фильма «Доживём до понедельника», а также родители обучающихся школы №29.
Выводы из выступлений педагогов: что провоцирует синдром профессионального выгорания?
чрезмерная загруженность
излишний контроль
недооценка достижений
конфликт жизненных убеждений и ценностей
несправедливость
неразрешимые конфликты внутри коллектива.
В заключение открытой школьной конференции директор школы Людмила Николаевна Соколова подвела итоги и наградила учителей за высокие достижения в педагогическом мастерстве в течение 2017-2018 учебного года. Это – Н.Д.Анашкина и Т.Б.Курбанова, награждённые Благодарственным письмом от ИСО г.Калининграда. Благодарности и Грамоты вручены: А.Г.Богатых, Л.В.Бродовой, В.В.Братцевой, В.В.Дубровской, Д.В.Гриценко, Н.А.Арефьевой, О.В.Глебовой, И.И.Юровой, Г.В.Басалыге, Е.В.Машталер, П.В.Кирячек, М.А.Раевской, Р.Г.Цебро, Е.В.Яковлевой и др.
Отличный концерт подготовили к школьной конференции: учитель технологии Оксана Петровна Арчакова с юмористическим этюдом «Экзамен на литературном факультете»; учитель начальных классов Вера Владимировна Братцева, родитель Л.Н.Михайлова, исполнившие с хором учащихся 3г класса песню «Смуглянка». А также ученики 10б класса Ева Борт и Артём Шлягин, исполнившие песню «Журавли». Громкими аплодисментами встретили учителя, учащиеся и их родители ученицу 10б класса Карину Титаренко, исполнившую «Восточный танец» и «Классический восточный танец» и учителя физкультуры Александра Сергеевича Маценко, исполнившего танец-микс с ученицами 8б класса Дарьей Хариной и Кристиной Синельниковой.
Опыт проведения такого рода открытых школьных конференций в школах показал, что в результате подготовки к конференции, как у учителей, так и у учащихся наблюдается развитие универсальных учебных действий исследовательского характера. Возрастает умение постановки задач, формулировка гипотез, анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, умение оперировать фактами, а также формирование целого ряда УУД исследовательского характера.
Самое лучшее начало пути получения знаний – это открытая школьная конференция. Поскольку проведённая в МАОУ СОШ №29 конференция научная, поэтому в дальнейшем в новом 2018-2019 учебном году она потребует новых поисков и изучения научных материалов для исследования. И, на мой взгляд, наши учителя, учащиеся справятся с ними.
Надежда Урсова,
Учитель английского языка, филолог, переводчик.
6