СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытй урок по обществознанию "Основы конституционного строя Российской Федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытй урок по обществознанию "Основы конституционного строя Российской Федерации"»

Урок в 9 классе «Основы конституционного строя Российской Федерации»

Тип урока: Комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности.

Цель : способствовать формированию правовой культуры учащихся, изучая содержание Конституции РФ.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

- знать понятия «конституция» и значение конституции в государстве, историю Конституции РФ;

- сформировать информационные, аналитические умения через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение работать с учебником; умение анализировать иллюстративный ряд по вопросам, составленным учителем.

-овладеть понятиями: Конституция, закон, право, государственная власть, президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерство.

Личностные:

- воспитание чувств само- и взаимоуважения;

- развитие сотрудничества при работе в парах;

- воспитание интереса к обществознанию как к науке.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, источник (Конституция РФ и дополнительную информацию), свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь осуществлять постановку вопросов. Коммуникативные УУД:

- формировать умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия ;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение.

Оборудование урока: текст Конституции РФ, мультимедийная аппаратура, необходимая для использования на уроке электронной презентации.

Основные понятия и термины:

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Признаками правового государства являются: 1) верховенство закона в обществе, 2) незыблемость прав и свобод человека, их гарантированность и охрана; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) взаимная ответственность гражданина и государства.

Демократия- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Основные принципы демократии - власть большинства при условии защиты интересов меньшинства, равноправие граждан, выборность представительных органов, разделение властей, верховенство закона, плюрализм.

Республика – это форма правления, при которой источником власти признается народ, и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

Местное самоуправление – особое управленческое звено, которое осуществляется самим местным населением, деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

Ход занятия

1.Занятие начинается с вводной беседы, целью которой является актуализация знаний учащихся содержания Конституции РФ, полученных на предыдущих уроках. Важно обратить внимание учащихся на то, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой и ее положения составляют основу правовой системы нашей страны.

  Послушайте притчу. Давным-давно было два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь убивать — убивай, хочешь оскорблять — оскорбляй.  В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе: там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. 

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно».  Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. 

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. 

И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы. 

Страна стала процветающей, её жители счастливы, они стали чувствовать себя в безопасности, потому что стали жить по законам.

Какой вывод мы должны сделать? Как называется основной закон нашей страны?

Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция.
Какие ассоциации к слову конституция? Запись термина в тетрадь.

Далее видео о истории Конституции. ( 3 мин.)

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

Чечня – исторически сложившаяся часть России. Однако еще с 1991 года ,когда в России начались демократические преобразования ,в Чечне сложилась группа сепаратистов, резко выступавших за отделение и даже провозглашавших ее суверенным государством вне состава России.

В Чечне происходили военные действия, погибло много людей: мирных жителей, солдат.

- Каким же образом решить этот вопрос?

-Я думаю, что в Чечне жители должны сами решить как им жить – отдельно от России или вместе, но решать это нужно мирным путем.

- Как узнать законный путь решения вопроса?

Ответы учащихся:

- Законный путь указан в Конституции России, как основном законе страны.

Посмотрите пожалуйста на фотографии, как называется тема нашего урока?

Учитель обращает внимание девятиклассников на то, что основы конституционного строя России определены в главе 1 Конституции РФ, изучению которой и будет посвящено данное занятие.

Изучение новой темы начинается с поиска ответа на вопрос: “Что такое конституционный строй?”. Учащиеся могут предложить свое толкование данного понятия, которое потом записывают в тетрадь.

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции(на доске).

Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы. Давайте с ними познакомимся.

Четыре из них перечислены в первом пункте первой статьи. Назовите их.

«Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Демократия в буквальном переводе с древнегреческого языка – народовластие.

Работа в парах два принципа федерализм, демократия.

Третья статья разъясняет, что понимается под народовластиемМногонациональный народ в России – единственный источник власти. Основные органы власти в стране и на местном уровне должны избираться населением. Попытка насильственного захвата власти, присвоение её себе неконституционным способом – одно из самых тяжких преступлений. Так как оно грубо нарушает права не отдельного человека, и не группы людей, а всех граждан государства.

Вы говорили о двух формах демократии. Каждая из них признаётся возможной и необходимой. слайд

что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;

Используя информацию ст. 5 Конституции объясните принцип федерализма

Посмотрите наслайд. Вспомните что такое правовое государство. В каких статьях первой главы это находит отражение.

Используя статьи 10,11 вспомним организацию государственной власти в РФ

означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти

“сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного

Органа.

(проверка слайд)

Россия – республика” - на слайде показано как в Российской Федерации осуществляется формирование органов власти (схема комментируется учителем).

Физкультминутка.

- встали, потянулись, опустили руки.

- повернулись к окну, посмотрели на предмет, находящийся вдали, перевели взгляд на предмет, находящийся вблизи (2-3 раза).

- развернулись к доске, сели.

Работа в парах.

И ещё один основополагающий принцип конституционного строя России. Наша страна – светское государство. Светское – значит, нецерковное, нерелигиозное. Но это абсолютно не означает, что религия или церковь находятся под запретом, что государство обязывает людей быть атеистами. Каждому гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Светское государство считает веру личным, интимным делом людей. Никакая религия не является государственной, обязательной. Церковь отделена от государства. Она не может участвовать в политической жизни, например, выдвигать своих кандидатов в парламент.

Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.


Можно ли говорить о создании условий для развития рыночной экономики на основании ст. 8 Конституции РФ?

Да, Статья 8 1. в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Какие формы собственности она считает законными? 

Частную, государственную, муниципальную и иные. Особо подчёркивается, что это положение касается также земли и природных ресурсов. Кроме этого, в качестве основных принципов называется свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции и единое экономической пространство внутри страны.  



Обратите внимание на ст 4. Каком принципе там идет речь?


Работа со слайдом.

идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве

государственной или обязательной и признании многопартийности;

IY Аналитический этап.

- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя .

Вернемся к проблемной ситуации, которую рассматривали в начале урока. Как бы вы теперь решили существующую проблему? Найдите в тексте главы I КРФ статьи, указывающие законные пути решения вопроса.

Ответы учащихся:

-По ст. 5 п.3 федеративное устройство России основано на самоопределении народов РФ, а по ст.3 п.3 выражением власти народа является референдум. Значит, жители могли провести референдум и решить судьбу республики.

-На основании статей КРФ в Чечне был проведен референдум, и большинством голосов республика осталась в составе федерации.

Задание 1 на закрепление полученных знаний.

Устно заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите ст. 1,2,5,6 КРФ.

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________________ - обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ - равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________.

Я вам буду показывать картинки, а вы должны назвать принцип, которому она посвящена.

1.Россия-социальное государство.

2. Народовластие. Россия демократическое государство.

3. Многопартийность.

4. Разделение властей.

5. Россия светское государство.

6. Россия правовое государство. Человек его права и свободы являются высшей ценностью

Рефлексия.

Подводим итог работы на уроке.

На столах у вас лежат листы самоконтроля. Пожалуйста, заполните их.

1. На уроке я работал активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок мне показался коротким/длинным 4. Моѐ настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен

-Я бы оценил(а) свою работу сегодня как

YI Домашнее задание.

Ответить на вопросы для самопроверки к §34. Кому будет трудно – еще раз просмотрите текст параграфа.