- У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить. А может это одно слово в русском языке, и проблемы нет? Посмотрите на слайд. Подходит это слово видишь под наш алгоритм? Прочтите алгоритм в учебнике. На что вы обратили внимание в 3 пункте? - Кроме каких слов? -Кроме глаголов –исключений! К какой же группе глаголов относится слово видишь? Так какова тема нашего урока?. - ГЛАГОЛЫ_ИСКЛЮЧЕНИЯ - Ребята, у каждого правила бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения. Это и есть тема нашего урока. Но для начала узнаем значение слова «исключение» Работа со словарями( работа в парах) зачитывают из разных словарей значение слова ИСКЛЮЧЕНИЕ, ИСКЛЮЧИТЬ Прочтите, что я выписала вам из других словарей Этих глаголов всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения. Эти глаголы нужно запомнить. A сейчас я хочу рассказать вам одну сказочную историю, которая связана с темой нашего урока. Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им: Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пошли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, помоги нам. Что случилось? По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними. Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ. Смилуйся, государь, сделай исключение. Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению. Учитель отрывает на доске по одной карточке со словами. Глагол “перегнать” без приставки … гнать. Как сказать по-другому: “Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно” - “язык за зубами … держать”. Синоним к слову “сдерживаться” … терпеть. Хитрить, лукавить – хвостом … вертеть. На вопрос Красной Шапочки “Бабушка, почему у вас такие большие уши?” Волк ответил: “Чтобы лучше … слышать”. “Бабушка, почему у вас такие большие глаза?” Волк ответил: “Чтобы лучше … видеть”. Антоним к слову “любить” … ненавидеть. Сознательно не замечать что-либо – сквозь пальцы … смотреть. Слово “дыхание” образовано от глагола … дышать. От существительного “обида” образуйте глагол … обидеть. Замените глаголом выражение “Находиться в зависимости” … зависеть Запись глаголов в тетради. Ребята, давайте попробуем проспрягать глаголы. Как вам легче будет работать: самостоятельно или в парах? (Выбирают работу в парах) Работа в парах. Спряжение «остальных» 11 глаголов (смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, вертеть, гнать, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) ( устно) Ответы детей. 3. Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр. |