Тема урока: «Проводы зимы. Масленица» из раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Урок музыки 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Тема урока: «Проводы зимы. Масленица»
Предмет: Музыка
Класс: 1
Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема: «Проводы зимы. Масленица»
Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Учебные задачи:
Обучающая:
Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.
Дидактические:
Изучить историю праздника «Масленица»;
Развивающие:
Развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.
Сформировать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе различных видов деятельности;
Развивать умение планировать собственные действия при выполнении творческого задания.
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса, чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
Сформировать чувство уважения к народным праздникам, русскому фольклору, уважения к народным обычаям и традициям.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Форма урока: урок-путешествие.
Применяемые педагогические технологии на уроке музыки:
Технология развития процессов восприятия
Технология проблемного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии
Технологии развития певческой культуры.
Технологии игровой деятельности
Технологии детского музицирования.
Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения.
Технологии развития ассоциативно-образного мышления
Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников
Ученические исследовательские проекты
Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК).
Планируемые результаты
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Межпредметные связи:
Литература, история, музыка, изобразительное искусство, драматическое искусство.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение урока: Фортепиано, мультимедийная установка, экран, ноутбук, колонки.
Оборудование и материалы:
Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-е издание М.: Просвещение, 2012;
Поурочные разработки «Уроки музыки» 1-4 класс авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-е издание М.: Просвещение, 2013;
Фонохрестоматия 3 класс; Фонограммы русских народных песен; Шумовые музыкальные инструменты; Раздаточный материал: Птички-жаворонки – с домашним заданием; Цветные карточки, на которых написаны пословицы и поговорки о Масленице; Колпаки скоморохов – 2 шт. Маска медведя
Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод.
Виды деятельности учащихся: Слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластическое движение, театральная импровизация, работа в группах
Музыкальный материал: Русская народная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» - пение а капелла, масленичные ЧАСТУШКИ, русская народная песня «МАСЛЕНИЦА», Русская народная песня «ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА» Н.А.Римский-Корсаков сцена «Прощай Масленица» из оперы «Снегурочка», минусовка песни «РАЗРУМЯНЫМИ БЛИНАМИ»
Тема урока: «Проводы зимы. Масленица» из раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Урок музыки 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Тема урока: «Проводы зимы. Масленица»
Предмет: Музыка
Класс: 1
Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Тема: «Проводы зимы. Масленица»
Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Ход урока.
I.Организационный этап. Дети входят в класс, рассаживаются по местам
Учитель: «Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!»
Учитель: Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю хорошего настроения!
У. Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
1 упр. «Ладошки»
2 упр. «Обними плечи»
3 упр. « Подули на свечку»
4 упр. « Завывание ветра» с показом рукой.
Скороговорка – двое не один, в обиду не дадим.
«Эхо»:
«Звуки музыки» - исполнение.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Учитель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте, пожалуйста, музыку. Что за музыка? (музыка барыны)
Дети: русская народная песня.
Учитель: Как вы думаете - кто сочинил эту музыку композитор или народ?
Дети: Народ.
Учитель: Правильно. А где чаще исполняют русские народные песни?
Дети: На праздниках, посиделках, на гуляньях.
3. Моделирование проблемной ситуации:
Учитель: Совершенно верно. Ребята, наступило время, когда зима встречается с весной. И в это время празднуется большой и веселый праздник. А о каком празднике пойдет речь, вы узнаете из отрывка мультфильма. Итак, внимание на экран.
Просмотр мультфильма «Князь Владимир» (отрывок «Масленица»)
Ребята, посмотрев этот мультфильм, скажите, что вы увидели?
И что вы об этом можете сказать?
Дети: МАСЛЕНИЦА!
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Правильно! И тема нашего урока называется «Проводы зимы. Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны. Ведь эта неделя у нас так и называется Масляничная неделя.
- Как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
- Узнаем о празднике Масленице, будем играть, петь. - Конечно. Познакомимся с традициями празднования Масленицы, научимся играть в народные игры, слушать и исполнять народные песни и даже играть на народных инструментах. И Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
Ведь, Масленица — это веселье, радость, игры, песни, пляски, проводы зимы и, конечно же, блины. Целых 7 дней народ провожает надоевшую зиму, ярмарками, уличными играми, выступлениями ряженых, песнями, плясками.
Учитель: Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле. Слайд (бог Ярило)__
Древние славяне почитали солнце, которое давало жизнь и силу всему живому. Праздник длился целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и «стар и млад». В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи. Праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями. Многие из них дошли и до наших дней. А кто их придумывал?
Дети: народ.
Учитель: Как эти песни, игры дошли до нашего времени?
Дети: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите- Какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину?
Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
Слайд №
У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой … Баян
У: Вот картина ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей.
Учитель: Отправляемся на праздник Масленицы?
Дети: Да!
Слайд (Календарь Масленицы)
Учитель: Хорошо. И нам в этом поможет календарь Масленицы.
Мы будем перелистывать листы календаря, потому что все дни масленой недели имеют свои названия. Итак, давайте откроем первую страничку КАЛЕНДАРЯ МАСЛЕНИЦЫ.
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
(проблемные задания)
Слайд ПОНЕДЕЛЬНИК - «ВСТРЕЧА».
Учитель: Как называется первый день недели?
Дети: ПОНЕДЕЛЬНИК!
Учитель: Понедельник – называется «ВСТРЕЧА». В понедельник целый день веселье: устраивались горки, качели. А самое главное – в первый день наряжали чучело Масленицы. А из чего ее делали?
Дети: Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Слайд _(чучело Масленица)__
1) Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности
Учитель: Любит Масленица, чтобы в ее честь пели песни да частушки.
a) Знакомство с жанром – Частушка
Ребята, а вы знаете, что такое частушки?
Дети: (Ответы детей). Маленькая песенка.
Учитель: Частушка – это веселая песенка, в которой много куплетов. Появились частушки 200 лет назад. Произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки?
Дети: народ.
Учитель: Исполняются частушки в оживленном темпе, характер частушки – озорной, насмешливый, шутливый. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?
Дети: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, и хочется танцевать. Проверка домашнего задания
Учитель: Вспомните, какое ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ вы получили на прошлом уроке?
Дети: Выучить частушки про Масленицу.
Учитель: Правильно. Сейчас будет звучать фонограмма, а кто хочет исполнить частушки – выходите смелее!
Частушки про Масленицу.
1Начинаю петь частушки Прошу не смеяться. Здесь народу очень много Могу растеряться. | Заиграй-ка, балалайка, Балалайка три струны! Подпевай-те, не зевайте, Входите плясуны! |
2. В понедельник с ясной зорьки Все катаются на горке. Яства всякие жуют, Громко песенки поют. | 7. Ветер дует, ветер дует, Ветерочка не унять. Лапти новые надену, Побегу весну встречать! |
3. Я на Масленку готова Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую. | 8. Хватит реки льдом ковать, Лес морозить, птиц пугать! Приходи, Весна, скорей – Зажурчит опять ручей. |
4. Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять. | 9. Скоро, скоро снег растает, Вся земля согреется. Убирайся, Вьюга злая Да Пурга с Метелицей! |
5. Вместе дружно мы живем Вам частушки пропоем. Нынче масленку встречаем Всех блинами угощаем | 10. Ух, ты злющая Зима, Уходить тебе пора, Налетим со всех сторон, И тебя прогоним вон! |
Веселей играй, гармошка. Масленица, не грусти! Приходи весна скорее, Зиму прочь от нас гони! | 12. Мы пропели вам частушки, Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали. |
Учитель: Как мы понедельник встретили?
Дети: ЧАСТУШКОЙ звонкой.
Учитель: Правильно! Переходим к следующему дню. Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.
Слайд ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ»
Учитель: Как называется второй день недели?
Дети: ВТОРНИК!
Учитель: Вторник – ЗАИГРЫШ. Заигрыш беспечный - вторника отрада.
Все гулять резвиться вышли как один, Игры и потехи, а за них награда – Сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. А еще, на Масленицу, собравшись от «мала до велика», все дружно возводили из снега крепость с башнями и двумя воротами.
2) Организация игровой деятельности
игра «тетера»
Тетера шла, меховая шла
Шла по улочкам, по заулочкам
Сама прошла и детей провела
А самого лучшего оставила.
Когда звучит последняя фраза, «лучшего оставила» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами».
Учитель: Ребята, вам понравилась игра «Тетера»? Запомните эту русскую народную игру, и играйте на улице или на переменах.
Слайд (игры на Масленице)__
Учитель: Посмотрите, на что блины похожи? (на солнышко) Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,
(Макет солнышко)
Вот нам наше солнышко и поможет узнать в какие игры играли на масленицу:
• Катание с гор
• Бой мешками
• Ледяной столб
• Снежный тир
• Кулачные бои
• Перетягивание каната
• Ручеек
Учитель: Чем мы во вторник занимались?
Дети: ИГРАЛИ!
Учитель: Совершенно верно!
Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.
Слайд № СРЕДА - «ЛАКОМКА»
Учитель: Третий день недели называется……
Дети: СРЕДА!
Учитель: Третий день – среда – «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще. А кто такой зять? ЗЯТЬ – это ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему ТЕЩЕЙ. Теща угощала зятя вкусными блинами. Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины?
Дети: Потому что блины – символ солнца.
Учитель: Совершенно верно. И первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше. А потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!
Слайд (первый блинок)
3) Организация совместной исполнительской деятельности
Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна.
А помогали они приходу весны песнями да хороводами. А есть еще символ солнышка – это хоровод. А почему?
Дети: потому что его танцуют, двигаясь по кругу.
Учитель: Кто знает, что такое хоровод?
Дети: отвечают
Учитель: ХОРОВОД – это старинный массовый танец у славянских народов, который сопровождался песнями и драматическим действием. Хороводы исполняют и в настоящее время. Давайте вместе встретим Масленицу хороводом. Вставайте в круг.
ХОРОВОД «КАК ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО»
(Дети водят хоровод)
«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)
1. Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько.
Припев:
Пришла к нам Масленица, Принесла блины и маслице! *
2. Как стояла я у жаркой печи. Выпекала кренделя и калачи.
3. Ой. подружки, собирайтеся, В сарафаны наряжайтеся.
4. Будем вместе хороводы водить, Надо нам ещё и зиму проводить!
Учитель:
Молодцы! Очень хорошо! Скажите, а эта песня, под которую мы танцевали хоровод какая по настроению?
Дети: песня веселая!
Учитель: Ребята, чем мы встретили среду?
Дети: ХОРОВОДОМ.
Учитель: Правильно, ребята! Открываем следующую страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.
Слайд ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ»
Учитель: Четвертый день недели…..
Дети: ЧЕТВЕРГ!
Учитель: Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгуляй» - здесь-то начиналось основное гулянье.
Задание сложить пазлы русский народный инструмент
Учитель: Правильно! Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.
Пятница - «Тёщины вечорки». В этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.
Разучивание песни «Блины»
Учитель: Давайте разучим припев.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Выучим ритм. (прохлопывание в ладоши)
Учитель:
Теперь разберём мелодию куплета. Слушаем исполнение.
Учим первую фразу медленно.
Мы давно блинов не ели. (Если необходимо – прохлопываем ритмический рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.)
Слушаем вторую фразу.
Мы блиночков захотели. (Дети повторяют)
Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)
Теперь попробуем добавить аккомпанемент, украсить наше исполнение шумовыми инструментами.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев.
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть,
Припев.
На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Припев.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы!
Припев.
Слайд СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»
6) Инструментальное музицирование
Учитель: Как называется шестой день недели?
Дети: СУББОТА!
Учитель: Суббота - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ». «ЗОЛОВКА» - так называют сестру вашего папы, приглашала к себе в гости родственников на блины. В гостях – девушки пели и танцевали, а ребята играли на музыкальных инструментах. Какие народные инструменты вы знаете?
Дети: называют инструменты.
Учитель: Давайте проверим – все ли инструменты вы назвали.
Учитель: И сейчас я предлагаю организовать оркестр и всем сыграть на музыкальных инструментах. Ребята, возьмите те музыкальные инструменты, на которых бы вы хотели сегодня сыграть. Играем русскую плясовую
Учитель: Молодцы, ребята! Пожалуйста, верните инструменты на место.
Учитель : Продолжаем! Открываем последнюю страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. Последний день недели называется……?
Дети: ….ВОСКРЕСЕНЬЕ!
Слайд ВОСКРЕСЕНЬЕ - «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ» или
«ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
7) Первичное закрепление знаний
Учитель: Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье».
Слайд № __24 (прощеное воскресенье)___
В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу.
Учитель: Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?
Дети: СЖИГАЛИ ЧУЧЕЛО В КОСТРЕ.
Учитель: Правильно. Все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы, и сжигали его.
Учитель: Для чего сжигали? Как вы думаете?
Дети: Как символ победы весны, сжигали лютую зиму. Чтобы весна быстрее пришла.
Учитель: Масленицу провожали словами песни:
Р.н.п. «ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»
Учитель: Праздник Масленицы ярко изобразили не только художники, но и русские композиторы. Такие как: Игорь Стравинский в балете «Петрушка»,
Петр Ильич Чайковский - в цикле «Времена года» пьеса Февраль «Масленица», Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка». Мы сейчас послушаем небольшой отрывок из оперы «Снегурочка» сцена «Прощания с Масленицей»
Учитель: Ребята, сравните эти две мелодии.
– народную песню, с которой мы познакомились, где Масленицу провожали и хор из оперы «Снегурочка» сцены «Прощай Масленица»?
Дети: мелодии похожи!
Учитель: Вот и закончились странички в масленичном календаре.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель. Ребята, что нового вы узнали про Масленицу?
Помогла ли нам музыка почувствовать настроение праздника
и раскрыть сущность, проводимых праздничных обрядов?
Что лучше всего получилось у вас? (Индивидуальный ответ.)
Что ещё вы хотели бы узнать про этот праздник?
Что вы расскажите дома об этом празднике?
Учитель: Наш урок подошел к концу.
Что мы сегодня узнали на уроке?
1Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (СОЛНЦЕ)
2.С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (МАСЛЕНИЦА)
3.И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки - … (БЛИНЫ)!
4.Как называются маленькие, шуточные песенки? (ЧАСТУШКИ)
5.Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (ИГРЫ)
6.А блины на Масленице символ чего? (СИМВОЛ СОЛНЦА)
Учитель: Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Спасибо. Все сегодня занимались замечательно.
10) Завершение урока. Прощание – выход из класса.
Учитель: Урок окончен. До свидания!