СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытй урок Тема урока: «Проводы зимы. Масленица» из раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытй урок Тема урока: «Проводы зимы. Масленица» из раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»»

Тема урока: «Проводы зимы. Масленица» из раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Урок музыки 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема урока: «Проводы зимы. Масленица»

Предмет: Музыка

Класс: 1

Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: «Проводы зимы. Масленица»

Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

Учебные задачи:

Обучающая:

Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

Дидактические:

Изучить историю праздника «Масленица»;

Развивающие:

Развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей.

Сформировать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе различных видов деятельности;

Развивать умение планировать собственные действия при выполнении творческого задания.

Воспитательные:

Воспитание эстетического вкуса, чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.

Сформировать чувство уважения к народным праздникам, русскому фольклору, уважения к народным обычаям и традициям.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-путешествие.

Применяемые педагогические технологии на уроке музыки:

 Технология развития процессов восприятия

Технология проблемного обучения.

Информационно-коммуникационные технологии

Технологии развития певческой культуры.

Технологии игровой деятельности

Технологии детского музицирования.

Технологии арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления

Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников

Ученические исследовательские проекты

Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК).

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Межпредметные связи:

Литература, история, музыка, изобразительное искусство, драматическое искусство.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока: Фортепиано, мультимедийная установка, экран, ноутбук, колонки.

Оборудование и материалы:

Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-е издание М.: Просвещение, 2012;

Поурочные разработки «Уроки музыки» 1-4 класс авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина 2-е издание М.: Просвещение, 2013;

Фонохрестоматия 3 класс; Фонограммы русских народных песен; Шумовые музыкальные инструменты; Раздаточный материал: Птички-жаворонки – с домашним заданием; Цветные карточки, на которых написаны пословицы и поговорки о Масленице; Колпаки скоморохов – 2 шт. Маска медведя

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод.

Виды деятельности учащихся: Слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально – пластическое движение, театральная импровизация, работа в группах

Музыкальный материал: Русская народная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» - пение а капелла, масленичные ЧАСТУШКИ, русская народная песня «МАСЛЕНИЦА», Русская народная песня «ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА» Н.А.Римский-Корсаков сцена «Прощай Масленица» из оперы «Снегурочка», минусовка песни «РАЗРУМЯНЫМИ БЛИНАМИ»






Тема урока: «Проводы зимы. Масленица» из раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Урок музыки 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема урока: «Проводы зимы. Масленица»

Предмет: Музыка

Класс: 1

Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: «Проводы зимы. Масленица»

Базовый учебник: «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

Ход урока.

I.Организационный этап. Дети входят в класс, рассаживаются по местам

Учитель: «Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!»

Учитель: Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю хорошего настроения!

У. Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.

1 упр. «Ладошки»

2 упр. «Обними плечи»

3 упр. « Подули на свечку»

4 упр. « Завывание ветра» с показом рукой.

Скороговорка – двое не один, в обиду не дадим.

«Эхо»:

«Звуки музыки» - исполнение.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Учитель: Молодцы, ребята. А теперь послушайте, пожалуйста, музыку. Что за музыка? (музыка барыны)

Дети: русская народная песня.

Учитель: Как вы думаете - кто сочинил эту музыку композитор или народ?

Дети: Народ.

Учитель: Правильно. А где чаще исполняют русские народные песни?

Дети: На праздниках, посиделках, на гуляньях.

3. Моделирование проблемной ситуации:

Учитель: Совершенно верно. Ребята, наступило время, когда зима встречается с весной. И в это время празднуется большой и веселый праздник. А о каком празднике пойдет речь, вы узнаете из отрывка мультфильма. Итак, внимание на экран.

Просмотр мультфильма «Князь Владимир» (отрывок «Масленица»)

Ребята, посмотрев этот мультфильм, скажите, что вы увидели?

И что вы об этом можете сказать?

Дети: МАСЛЕНИЦА!

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Правильно! И тема нашего урока называется «Проводы зимы. Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны. Ведь эта неделя у нас так и называется Масляничная неделя.

- Как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Узнаем о празднике Масленице, будем играть, петь. - Конечно. Познакомимся с традициями празднования Масленицы, научимся играть в народные игры, слушать и исполнять народные песни и даже играть на народных инструментах. И Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

Ведь, Масленица — это веселье, радость, игры, песни, пляски, проводы зимы и, конечно же, блины. Целых 7 дней народ провожает надоевшую зиму, ярмарками, уличными играми, выступлениями ряженых, песнями, плясками.

Учитель: Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле. Слайд (бог Ярило)__

Древние славяне почитали солнце, которое давало жизнь и силу всему живому. Праздник длился целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и «стар и млад». В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи. Праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями. Многие из них дошли и до наших дней. А кто их придумывал?

Дети:  народ.

Учитель: Как эти песни, игры дошли до нашего времени?

Дети: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите- Какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину?

Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)

Слайд №

У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой … Баян

У: Вот картина ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей.

Учитель: Отправляемся на праздник Масленицы?

Дети: Да!

Слайд (Календарь Масленицы)

Учитель: Хорошо. И нам в этом поможет календарь Масленицы.

Мы будем перелистывать листы календаря, потому что все дни масленой недели имеют свои названия. Итак, давайте откроем первую страничку КАЛЕНДАРЯ МАСЛЕНИЦЫ.

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(проблемные задания)

Слайд ПОНЕДЕЛЬНИК - «ВСТРЕЧА».

Учитель: Как называется первый день недели?

Дети: ПОНЕДЕЛЬНИК!

Учитель: Понедельник – называется «ВСТРЕЧА». В понедельник целый день веселье: устраивались горки, качели. А самое главное – в первый день наряжали чучело Масленицы. А из чего ее делали?

Дети: Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Слайд _(чучело Масленица)__

1) Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности

Учитель: Любит Масленица, чтобы в ее честь пели песни да частушки.

a) Знакомство с жанром – Частушка

Ребята, а вы знаете, что такое частушки?

Дети: (Ответы детей). Маленькая песенка.

Учитель: Частушка – это веселая песенка, в которой много куплетов. Появились частушки 200 лет назад. Произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки?

Дети: народ.

Учитель: Исполняются частушки в оживленном темпе, характер частушки – озорной, насмешливый, шутливый. Ребята, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

Дети: Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, и хочется танцевать. Проверка домашнего задания

Учитель: Вспомните, какое ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ вы получили на прошлом уроке?

Дети:  Выучить частушки про Масленицу.

Учитель: Правильно. Сейчас будет звучать фонограмма, а кто хочет исполнить частушки – выходите смелее!

Частушки про Масленицу.

1Начинаю петь частушки

Прошу не смеяться.

Здесь народу очень много

Могу растеряться.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка три струны!

Подпевай-те, не зевайте,

Входите плясуны!

2.

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

7.

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять.

Лапти новые надену,

Побегу весну встречать!

3.

Я на Масленку готова

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

8.

Хватит реки льдом ковать,

Лес морозить, птиц пугать!

Приходи, Весна, скорей –

Зажурчит опять ручей.

4.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

9.

Скоро, скоро снег растает,

Вся земля согреется.

Убирайся, Вьюга злая

Да Пурга с Метелицей!

5.

Вместе дружно мы живем

Вам частушки пропоем.

Нынче масленку встречаем

Всех блинами угощаем

10.

Ух, ты злющая Зима,

Уходить тебе пора,

Налетим со всех сторон,

И тебя прогоним вон!

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

12.

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.


Учитель: Как мы понедельник встретили?

Дети: ЧАСТУШКОЙ звонкой.

Учитель: Правильно! Переходим к следующему дню. Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ»

Учитель: Как называется второй день недели?

Дети: ВТОРНИК!

Учитель: Вторник – ЗАИГРЫШ. Заигрыш беспечный - вторника отрада.

Все гулять резвиться вышли как один, Игры и потехи, а за них награда – Сдобный и румяный масленичный блин.

Учитель: Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. А еще, на Масленицу, собравшись от «мала до велика», все дружно возводили из снега крепость с башнями и двумя воротами.

2) Организация игровой деятельности

игра «тетера»

Тетера шла, меховая шла

Шла по улочкам, по заулочкам

Сама прошла и детей провела

А самого лучшего оставила.

Когда звучит последняя фраза, «лучшего оставила» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами».

Учитель: Ребята, вам понравилась игра «Тетера»? Запомните эту русскую народную игру, и играйте на улице или на переменах.

Слайд (игры на Масленице)__

Учитель: Посмотрите, на что блины похожи? (на солнышко) Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца,

(Макет солнышко)

Вот нам наше солнышко и поможет узнать в какие игры играли на масленицу:

• Катание с гор

• Бой мешками

• Ледяной столб

• Снежный тир

• Кулачные бои

• Перетягивание каната

• Ручеек

Учитель: Чем мы во вторник занимались?

Дети: ИГРАЛИ!

Учитель: Совершенно верно!

Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд № СРЕДА - «ЛАКОМКА»

Учитель: Третий день недели называется……

Дети: СРЕДА!

Учитель: Третий день – среда – «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще. А кто такой зять? ЗЯТЬ – это ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему ТЕЩЕЙ. Теща угощала зятя вкусными блинами. Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины?

Дети: Потому что блины – символ солнца.

Учитель: Совершенно верно. И первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше. А потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!

Слайд (первый блинок)

3) Организация совместной исполнительской деятельности

Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна.

А помогали они приходу весны песнями да хороводами. А есть еще символ солнышка – это хоровод. А почему?

Дети: потому что его танцуют, двигаясь по кругу.

Учитель: Кто знает, что такое хоровод?

Дети: отвечают

Учитель: ХОРОВОД – это старинный массовый танец у славянских народов, который сопровождался песнями и драматическим действием. Хороводы исполняют и в настоящее время. Давайте вместе встретим Масленицу хороводом. Вставайте в круг.

ХОРОВОД «КАК ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО»

(Дети водят хоровод)

«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)

1. Как вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько.

Припев:

Пришла к нам Масленица, Принесла блины и маслице! *

2. Как стояла я у жаркой печи. Выпекала кренделя и калачи.

3. Ой. подружки, собирайтеся, В сарафаны наряжайтеся.

4. Будем вместе хороводы водить, Надо нам ещё и зиму проводить!

Учитель:

Молодцы! Очень хорошо! Скажите, а эта песня, под которую мы танцевали хоровод какая по настроению?

Дети: песня веселая!

Учитель: Ребята, чем мы встретили среду?

Дети: ХОРОВОДОМ.

Учитель: Правильно, ребята! Открываем следующую страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Слайд ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ»

Учитель: Четвертый день недели…..

Дети: ЧЕТВЕРГ!

Учитель: Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгуляй» - здесь-то начиналось основное гулянье.

Задание сложить пазлы русский народный инструмент

Учитель: Правильно! Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ.

Пятница - «Тёщины вечорки». В этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.

Разучивание песни «Блины»
Учитель: Давайте разучим припев.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Выучим ритм.    (прохлопывание в ладоши)
Учитель:
Теперь разберём мелодию куплета. Слушаем исполнение.
Учим первую фразу медленно.
Мы давно блинов не ели. (Если необходимо – прохлопываем ритмический рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.)
Слушаем вторую фразу.
Мы блиночков захотели. (Дети повторяют)
Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)
Теперь попробуем добавить аккомпанемент, украсить наше  исполнение шумовыми инструментами.

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев.

Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть,
Припев.

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Припев.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!

Припев.

Слайд СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

6) Инструментальное музицирование

Учитель: Как называется шестой день недели?

Дети: СУББОТА!

Учитель: Суббота - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ». «ЗОЛОВКА» - так называют сестру вашего папы, приглашала к себе в гости родственников на блины. В гостях – девушки пели и танцевали, а ребята играли на музыкальных инструментах. Какие народные инструменты вы знаете?

Дети: называют инструменты.

Учитель: Давайте проверим – все ли инструменты вы назвали.

Учитель: И сейчас я предлагаю организовать оркестр и всем сыграть на музыкальных инструментах. Ребята, возьмите те музыкальные инструменты, на которых бы вы хотели сегодня сыграть. Играем русскую плясовую

Учитель: Молодцы, ребята! Пожалуйста, верните инструменты на место.

Учитель : Продолжаем! Открываем последнюю страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. Последний день недели называется……?

Дети: ….ВОСКРЕСЕНЬЕ!

Слайд ВОСКРЕСЕНЬЕ - «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ» или

«ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

7) Первичное закрепление знаний

Учитель: Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье».

Слайд № __24 (прощеное воскресенье)___

В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу.

Учитель: Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

Дети: СЖИГАЛИ ЧУЧЕЛО В КОСТРЕ.

Учитель: Правильно. Все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы, и сжигали его.

Учитель: Для чего сжигали? Как вы думаете?

Дети: Как символ победы весны, сжигали лютую зиму. Чтобы весна быстрее пришла.

Учитель: Масленицу провожали словами песни:

Р.н.п. «ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ, ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»

Учитель: Праздник Масленицы ярко изобразили не только художники, но и русские композиторы. Такие как: Игорь Стравинский в балете «Петрушка»,

Петр Ильич Чайковский - в цикле «Времена года» пьеса Февраль «Масленица», Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка». Мы сейчас послушаем небольшой отрывок из оперы «Снегурочка» сцена «Прощания с Масленицей»

Учитель: Ребята, сравните эти две мелодии.

– народную песню, с которой мы познакомились, где Масленицу провожали и хор из оперы «Снегурочка» сцены «Прощай Масленица»?

Дети: мелодии похожи!

Учитель: Вот и закончились странички в масленичном календаре.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель. Ребята, что нового вы узнали про Масленицу?

Помогла ли нам музыка почувствовать настроение праздника

и раскрыть сущность, проводимых праздничных обрядов?

Что лучше всего получилось у вас? (Индивидуальный ответ.)

Что ещё вы хотели бы узнать про этот праздник?

Что вы расскажите дома об этом празднике?

Учитель: Наш урок подошел к концу.

Что мы сегодня узнали на уроке?

1Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (СОЛНЦЕ)

2.С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (МАСЛЕНИЦА)

3.И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки - … (БЛИНЫ)!

4.Как называются маленькие, шуточные песенки? (ЧАСТУШКИ)

5.Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (ИГРЫ)

6.А блины на Масленице символ чего? (СИМВОЛ СОЛНЦА)

Учитель: Молодцы, на все вопросы ответили правильно. Спасибо. Все сегодня занимались замечательно.

10) Завершение урока. Прощание – выход из класса.

Учитель: Урок окончен. До свидания!