Открытие работы педагогической мастерской
по теме «Система подготовки учащихся к Всероссийской проверочной работе. Дидактические подходы и методические решения»
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение
«Свободный разговор»:
— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Вашему вниманию представляем работу педагогической мастерской по теме «Система подготовки учащихся к Всероссийской проверочной работе. Дидактические подходы и методические решения».
«Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
«Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы, научить ребёнка пользоваться знаниями.
Суть принципа открытости - сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать неподдельный интерес учащихся и … оставить вопрос открытым;
Так, и я хочу сегодня сделать работу нашей педагогической мастерской проблемной.
Проблемный вопрос:
-Учащиеся вашего класса готовы к проверке?
- Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?
Итак, на нашем семинаре мы обсуждаем проблему подготовки учащихся к ВПР.
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Игра «Расшифруем слово»
ВПР-Всё просто решается.
ВПР-Впереди прорва работы.
(Учителя предлагают свои версии)
Итак, всероссийские проверочные работы.
Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ваш ребенок к проверке? Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года войдёт в 4-х классах в штатный режим.
Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Воспользуемся ещё одним приёмом развития критического мышления.
Приём “Хорошо-плохо”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
-Давайте порассуждаем, Хорошо или плохо, что учащиеся 4 класса пишут ВПР по предметам.
Что дают ВПР?
Всероссийские проверочные работы:
Что дают ВПР?
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:
Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ.
Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
Даст возможность улучшить общую систему обучения.
Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.
Всероссийские проверочные работы проводятся в 4-х классах по трем предметам: русский язык, математика, окружающий мир.
Я считаю, что нужно начинать подготовку к ВПР уже с 1 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений. Это в корне меняет фон обучения. Необходимо не столько натаскивание и воспроизведение, сколько навык порождения собственных суждений и поиска способов действия.
На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — демо- версии тестов по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.
Неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее; также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.
Практика системы подготовки к проведению такой формы оценки качества образования отвечает требованиям ФГОС НОО и предполагает формирование диагностического ресурса, который позволит школьникам привыкнуть к экзаменам, попробовать свои возможности в регулярном выполнении контрольных работ, оценить уровень реальных знаний и умений, отследить успехи и неудачи
Рассмотрим, что нового при проведении ВПР в 2018-2019 учебном году.
В ходе организованной Рособрнадзором межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы», проводившейся в г. Сочи в июле 2018 года, обсуждались результаты проведенных в 2018 году ВПР и перспективы на предстоящий учебный год.
Мероприятия по оценке качества образования в рамках ВПР в 2018/2019 учебном году будут расширены. Так, участие в ВПР обучающихся 4-х, 5-х и 6-х классов будет являться обязательным, в 7-х, 8-х и 11-х классах – по выбору школы. По словам директора Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергея Станченко семиклассникам предстоит написать проверочные работы по обществознанию, русскому языку, биологии, математике, географии, физике, истории и восьмиклассникам по обществознанию, биологии, физике, географии, математике, русскому языку, истории и химии.
Предполагаются также изменения у четвероклассников. Для них в расписании ВПР на 2019 год в порядке эксперимента будут предусмотрены плавающие даты проведения проверочных работ: школа сможет сама выбирать удобную дату и время в течение отведенной недели. Работы будут формироваться для каждой школы индивидуально из банка заданий при помощи автоматизированных методов.
Напомним, что ВПР являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования. Результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях.