СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие радиоактивности альфа-, бета- и гамма- излучения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с открытием явления естественной радиоактивности и свойствами радиоактивного излучения.

Просмотр содержимого документа
«Открытие радиоактивности альфа-, бета- и гамма- излучения»

11 КЛАСС

11 КЛАСС

История открытия явления радиоактивности   В 1895 г. при изучении рентгеновского излучения было замечено, что стеклянная трубка, светится зеленым светом. Французский ученый Антуан Беккерель решил, что другие вещества, светящиеся под воздействием света, тоже создают рентгеновское излучение.

История открытия явления радиоактивности

В 1895 г. при изучении рентгеновского излучения было замечено, что стеклянная трубка, светится зеленым светом. Французский ученый Антуан Беккерель решил, что другие вещества, светящиеся под воздействием света, тоже создают рентгеновское излучение.

 В январе 1896 г. он обнаружил проникающую способность излучения солей урана. Это излучение было очень похоже на рентгеновское. Первого марта того же года была пасмурная погода, и, решив, что в отсутствие солнца исследования урана проводить бесполезно, он положил препарат в ящик стола.

В январе 1896 г. он обнаружил проникающую способность излучения солей урана. Это излучение было очень похоже на рентгеновское. Первого марта того же года была пасмурная погода, и, решив, что в отсутствие солнца исследования урана проводить бесполезно, он положил препарат в ящик стола.

 Под уран он положил медный крест, а под него - фотопластинку, т.е. все то же самое, что он делал и на солнце. Проявив на всякий случай пластинку, он обнаружил на ней почернение в форме креста. Это означа­ло, что уран самопроизвольно создает излучение.

Под уран он положил медный крест, а под него - фотопластинку, т.е. все то же самое, что он делал и на солнце. Проявив на всякий случай пластинку, он обнаружил на ней почернение в форме креста. Это означа­ло, что уран самопроизвольно создает излучение.

 Этим явлением заин­тересовались супруги Мария Склодовская-Кюри к Пьер Кюри. Мария назвала это явление радиоактивностью Ими были открыты такие элементы, как торий, полоний (назван в честь родины Марии - Поль­ши), радий. Мария Склодовская-Кюри

Этим явлением заин­тересовались супруги Мария Склодовская-Кюри к Пьер Кюри. Мария назвала это явление радиоактивностью Ими были открыты такие элементы, как торий, полоний (назван в честь родины Марии - Поль­ши), радий.

Мария Склодовская-Кюри

 Радиоактивность  (с лат. «радиус» - луч) - это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом различные частицы.

Радиоактивность (с лат. «радиус» - луч) - это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом различные частицы.

Состав радиоактивного излучения:

Состав радиоактивного излучения:

 Способность атомов некоторых естественных и искусственных химических элементов самопроизвольно (спонтанно) излучать α -, β – частицы и γ – кванты, превращаясь в атомы другого химического элемента и называется радиоактивностью.

Способность атомов некоторых естественных и искусственных химических элементов самопроизвольно (спонтанно) излучать α -, β – частицы и γ – кванты, превращаясь в атомы другого химического элемента и называется радиоактивностью.

 α – лучи – поток ядер атомов гелия ( 4 2 Не) – тяжелые положительно заряженные частицы с массой m = 4 а.е.м. и зарядом q = 2е со скоростью около 10 7 м/с.

α – лучи – поток ядер атомов гелия ( 4 2 Не) – тяжелые положительно заряженные частицы с массой m = 4 а.е.м. и зарядом q = 2е со скоростью около 10 7 м/с.

 β – лучи – поток быстрых электронов, обладающих скоростью от 10 8 м/с. до 0,999 с.

β – лучи – поток быстрых электронов, обладающих скоростью от 10 8 м/с. до 0,999 с.

  γ – лучи – электромагнитные волны с длиной волы от 10 -10 - 10 -13 м. γ – лучи не отклоняются электрическими и магнитными полями.

γ – лучи – электромагнитные волны с длиной волы от 10 -10 - 10 -13 м. γ – лучи не отклоняются электрическими и магнитными полями.

Правило смещения:   Превращения атомных ядер, которые сопросождаются испусканием α - и β – лучей, называются соответственно α - и β – распадом. Термина « γ – распад» не существует , так как α - и β – распад сопровождаются γ – излучением.   Распадающееся ядро называется материнским, ядро продукта распада – дочерним.   Энрико Ферми

Правило смещения:

Превращения атомных ядер, которые сопросождаются испусканием α - и β – лучей, называются соответственно α - и β – распадом. Термина « γ – распад» не существует , так как α - и β – распад сопровождаются γ – излучением.

Распадающееся ядро называется материнским, ядро продукта распада – дочерним.

Энрико

Ферми

 Ядро теряет положительный заряд 2е, масса убывает на 4 а.е.м. В результате элемент смещается на две клетки к началу периодической системы ( 4 2 Не – ядро атома гелия).  Заряд ядра увеличивается на 1е, масса остается неизменной, т.к. масса электрона пренебрежительно мала. В результате элемент смещается на одну клетку к концу периодической системы ( 1 е 0 – обозначение электрона). 1. α-распад: Пример:  2. β-распад: Пример:

Ядро теряет положительный заряд 2е, масса убывает на 4 а.е.м. В результате элемент смещается на две клетки к началу периодической системы ( 4 2 Не – ядро атома гелия).

Заряд ядра увеличивается на 1е, масса остается неизменной, т.к. масса электрона пренебрежительно мала. В результате элемент смещается на одну клетку к концу периодической системы ( 1 е 0 – обозначение электрона).

1. α-распад:

Пример:

2. β-распад:

Пример:

Объяснение выброса из ядра электрона: n → p + e - + ν   v - нейтрино (более подробно рассмотрим нейтрино при изучении элементарных частиц).

Объяснение выброса из ядра электрона:

n p + e - + ν

v - нейтрино (более подробно рассмотрим нейтрино при изучении элементарных частиц).

Закрепление: С. 197. вопрос № 4: Какому закону сохранения противоречит распад нейтрона на протон и электрон ( n → p + e - )?

Закрепление:

С. 197. вопрос № 4:

Какому закону сохранения противоречит распад нейтрона на протон и электрон ( n → p + e - )?

Домашнее задание: § 48 (с. 193-198). Повторить «Сила Лоренца» (10 кл).

Домашнее задание:

§ 48 (с. 193-198). Повторить «Сила Лоренца»

(10 кл).