Конспект внеурочного занятия в 6 классе «Творческая мастерская»
Дата занятия: 13.03.19г.
Тема: Открытка «Весенний праздник Навруз».
Цель занятия:
- знакомство с традициями и обычаями празднования Навруза, закрепление представлений о национальных традициях;
- развитие творческих и эстетических способностей детей посредством использования репродукций изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
Личностные: самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение), воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.
Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на занятии, умение действовать по образцу, алгоритму, памятке;
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
Тип занятия: Открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Оборудование: иллюстрации, картон, шаблоны, цветная бумага, клей, простой карандаш ,ножницы .
Вид изобразительной деятельности: Открытка
Метод занятия: словесный, исследовательский, творческий.
Ход занятия.
Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к занятию, проверка отсутствующих.
Ребята отгадайте загадку и узнаете тему занятия:
Его справляем мы с тобой
В день равноденствия весной,
Традиции передают о нем в уста из уст,
А называем мы его НАВРУЗ.
Ребята, сегодня мы поговорим с вами об этом замечательном весеннем празднике.
Праздник уходит корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза – это священная книга зороастрийцев «Авеста». По тюркским легендам, в этот день тюрки спасались из окружения, выйдя из Эргенекона (территории, окруженной горами). Поэтому Навруз был принят тюрскими народами как начало нового года и отмечается до настоящего времени. В средние века мусульманские богословы, не сумев искоренить народный праздник, внесли в него некоторые исламские компоненты, привязав к Наврузу дни святых и обряды в их честь. В общем, этот яркий народный праздник, веселый щедрый на сюрпризы и подарки, обозначает начало года и пробуждения природы.
Дни празднования.
В настоящее время Навруз отмечается как государственный праздник: 21 марта в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии в иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Турции, Туркменистане и в Узбекистане – а также 3 дня в Казахстане, 4 дня в Таджикистане (с 22 по 25 марта). Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане и Башкортостане.
Праздничный стол
52019201149350Примерно за две недели до праздника на блюдах высеают пшеницу или чечевицу. К празднику из зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за освещенным столом. Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской(и персидской) буквы «син» («хафт-син»):
Сенджед – маслины, символ любви;
Сиб – яблоки, символ красоты и здоровья;
Сир – чеснок, символ медицины;
5733415197485Саману – хлебный пудинг, символ достатка;
Сабзи- зелень (проросшее зерно), символ возрождения природы;
Серке – уксус, символ мудрости и терпения;
Сомаг - сумах ( плоды дерева Rhus cotinu), символ рассвета
Традиции и обряды.
Навруз – время гаданий. Особенно увлекаются этим девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют – останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого
Крымскотатарские национальные игры.
Раздается стук в дверь. Входит Ходжа Насретдин.
Ходжа: Салом алейкум!
Здравствуйте, ребята!
4602480160020Интересно, где я оказался?
Вы мне не подскажите?
Вай-вай, как у вас здесь красиво!
У вас, наверно, праздник! А какой?
Дети: Мы празднуем Навруз,
Ходжа Насретдин
Ходжа: Навуз? А вы знаете, что во
время этого празника проводятся
состязания богатырей,танцоров,
канатоходцев, разные игры.
Ребята, какие вы знаете крымскотатарские игры?
Дети: «Канатоходец»
«Чори чамбар»
«Беш тош»
«Уразан – буразан»
Ходжа: Давайте поиграем!
Приметы, связанные с Наврузом:
В этот день надо кушать пищу, которой коснулся огонь
Считается, что сумаляк нужно готовить с песнопениями и шутливыми, веселыми припевками. Считается, что это блюдо наделяет людей физическими и духовными силами
Если при разливе сумаляка, вам в вашу посуду попал один из этих камешков, то быть вам счастливыми в этом году.
Чем большему количеству людей будет роздан сумаляк, тем богаче будет махалля в этом году.
Еще одна примета Навруза – это журавли. По здешним поверьям они приносят удачу, добрые всходы и хороший урожай
Чтобы было много еды в будущем году, всю посуду в доме нужно заполнить едой, напитками, остальное водой. Пустой посуды не должно быть.
Не убранный дом в Навруз – к ссорам.
Если на Навруз не помириться, тем кто в ссоре удачи не будет
Если в этот день Навруза выпадает снег, то будет добрый, богатый год.
Заканчивать дела накануне нужно спиной к солнцу. А выбрасывать мусор перед праздником спиной к закату.
Основная часть
Учитель рассказывает учащимся о мероприятиях, связанных с Наврузом (приготовление сумаляка, торжества в честь Навруза, халим, выступления канатоходцев). Демонстрирует также рисунки, посвященные празднику Навруз.
Практическое занятие:
Учитель объясняет классу каким образом следует выполнить 
Открытку на тему: Весенний праздник Навруз». из квиллинга Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель наблюдает за их работой, дает указания и оказывает практическую помощь.
Рефлексия:
Назовите старейший источник, где упомянуто празднование Навруза? (Авеста)
Что еще, кроме нового года означает Навруз? (праздник пробуждения природы)
Когда люди отмечают Навруз? (21 марта)