Цели:
Образовательные цели:
Формировать нравственные качества.
Способствовать сплочению детского коллектива .
Раскрыть сущность понятия «дружба», ложное представление о дружбе.
Развивающие цели:
Развивать навыки общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
Способствовать развитию чувства товарищества.
Воспитательные цели:
Воспитывать чувство доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с пословицами, памятки «Законы дружбы».
Ход мероприятия.
Ведущий:
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить об очень важном и нужном. Внимательно послушайте и догадайтесь, о чем пойдет речь:
Она бесплатна, но стоит много.
Она обогащает тех, кому она предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.
Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.
Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лчшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.
Ее нельзя купить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому.
Так что же это?
Дети:
- Улыбка , дружба.
Ведущий:
- Верно, речь сегодня пойдет о дружбе,а дружба начинается с улыбки, об этом даже в песенке поется (песня «Улыбка»).
А сейчас сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните легкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и молча подарите ему свою улыбку по очереди.
- Что вы чувствовали, улыбаясь другому человеку?
- А что ощутили, когда улыбылись вам?
- Запомните эти ощущения, Вам было, несомненно приятно, ведь улыбка- это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Ребята! Обратите внимание на фразу «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!» Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо!
И так, что же такое дружба?
Ученик:
- Что такое дружба ? – спросила я у птицы.
- Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя! - Что такое дружба ?
- Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки :
- Дружба – что такое?
- Это что-то огромное, радостное, большое. Это когда ребята все сразу, все вместе играют. Это когда мальчишки девочонок не обижают. Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
Ведущий: (слайд)
Дружба- близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
С.И. Ожигов «Словарь русского языка» .
Ведущий:
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми.
В «Толковом славаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы :
«бескорыстная стойкая приязнь».
На первое место ученый ставил бескорыстие, т.е. отсутствие выгоды.
Именно оно делает – отношеня между друзьями Благородными и чистыми.
О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяни, и дворяне.
Например философ Сократ говорил так:
«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой?
(Песня В.Шаинского «Чему учат в школе»)
Крепко – накрепко дружить,
С детсва дружбой дорожить
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.
Ученик:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ученик:
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
“Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой!
1 Ученик:
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
2 Ученик:
В школе дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
3 Ученик:
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В школе весело живём.
Пусть учительница верит –
Мы её не подведём!
Ведущий:
- Эти ребята, наверное , и вправду никого не подведут. А сейчас послушайте стихотворение, которое называется «Такая вот дружба».
Ученик:
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе, —
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.
В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору, —
Вот потеха будет скоро!
На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу –
Ей лишь кнопку подложу…
Ведущий:
- Можно ли, этого мальчика назвать другом Иры? Почему ?
-Можно ли его вообще назвать другом?
- Почему ?
- А сейчас послушайте еще одно стихотворение.
Ученик:
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра
Карандаш мне дал однажды
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.
Ведущий:
- Почему к такому «другу» больше не влечет?
Ведущий:
- Какое надежное и емкое слово «Дружба!» Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все тауки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит « Нет лучше дружка, чем родная матушка». Как вы ее понимаете?
1 Ученик:
Мама – самый лучший друг!
Это знают все вокруг.
Если нам совсем невмочь,
Мама сможет нам помочь.
Заболеем – мама рядом,
Мамы знают, что нам надо.
Плакать станем – приголубят,
Мамочки нас очень любят!
2 Ученик:
Даже самый верный друг
Может нас обидеть вдруг,
Только мамы наши беды
Могут превратить в победы.
Вот поэтому, друзья,
Маму не любить нельзя,
Даже лучшая подруга
Не заменит маму – друга!
3 Ученик:
На свете без дружбы сложно прожить,
Ведь должен же кто-то кого-то любить,
Иль просто быть рядом, в минуты тоски,
Пригладить причёску, поправить носки,
Для взрослых – любовь, а для нас – это дружба.
Ведущий:
- Недаром я сказала, ребята, что дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие рассказы и сказки о дружбе вы уже знаите ?
-А сейчас мы проведем викторину «Кто с кем дружит?» (Слайды)
Задания :
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5.Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)
6.Добрая Белоснежка и … (7 гномов)
7. Собрались однажды 4 музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили- не тужили. Назовите этих друзей – музыкантов. (Бременские музыканты.)
8.Какая девочка выручала своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
9. Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье)
10. Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились)
Ведущий:
- Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги,вы приобретаете себе настоящих друзей- литературных героев. В.Боков сказал о роли книги для человека так : «Книга – учитель. Книга- наставница. Книга – близкий наставник и друг.»
Дружба очень многогранна. Послушайте сейчас 2 стихотворения и скажите о какой дружбе идет речь.
1 Ученик:
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
2 Ученик:
Я совсем ещё ребёнок,
Ростом метр шестьдесят,
Неуклюжий жирафёнок.
Приходите в Зоосад.
А дружу я с дядей Борей,
Он мне и отец, и мать,
Из бутылочки накормит
И уложит в сено спать.
Я в ответ его целую,
Разрешу себя обнять,
Руку нежную большую
Языком начну лизать!
Нелегко здесь жить без мамы,
Но скажу я без прикрас:
Дядя Боря – лучший самый!
Дружба нежная у нас!
Ведущий:
Что вы можете мне сказать?
Верно, речь идет о дружбе человека с животными. Животные тоже умеют дружить, они нуждаются в нас, в нашей заботе, ласке любви и стараются по-своему отплатить нам тем же. Любите и берегите животных, дружите с ними.
Ведущий:
- В жизни, однако , встречаются люди, у которых нет друзей. По сути они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы уже слышали сегодня стихотворение о друге, к которому «больше не влечет» из-за его поведения.
Давайте еще послушаем другое стихотворение.
Ученик:
Все живут — не тужат,
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: — Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: — Но ты учти —
Ты во всем должна идти
другу на уступки.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: — А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать —
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы, говорят:
— Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг.
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
Ведущий:
- Почему с этой девочкой никто не хочет дружить?
Дети:
- Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают.
Ведущий:
- А что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравится людям?
(Слайды)
Предлагаю вам послушать правила общения, сформированные известным психологом Карнеги.
Искренне интерисуйтесь другими людьми;
Улыбайтесь;
Помните, что имя человека- это самое чудесное и важное слово;
Будьте хорошим слушателем;
Говорите о том, что интерисует вашего собеседника;
Помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значимости и делайте это искренне.
Ведущий:
- Выполняя все эти правила вы приобретете множество друзей.
Ученик:
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она как воздух нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай как солнце светит нам она!
Припев:
Всюду, всюду вместе с нами дружба,
Наша песня, наша песня дружба.
Как пароль запомнить всем нам нужно
Дружба, дружба, дружба!
Ведущий:
- Настоящие друзья все делят пополам. А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака скажите можно ли таких друзей назвать настоящими?
Ученик:
Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на сете снова
Обоих мишек сшить не смог,
У Феди мишка безголовый,
А у меня без задних ног.
Ведущий:
- Настоящие друзья поступают по-другому, они умеют уступить, пожертвовать ради друга тем, что дорого самому, а это и есть настоящая дружба. Пожалуйста девочки.
Ученик:
Подружки.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
Ученик:
Подарок.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
Ведущий читает баснюЛ.Н.Толстого «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались.
Вот он велел принести веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья по-одиночке.
Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь — вас всякий легко погубит.
Вопросы детям:
- чему отец учил своих детей?
Недаром мудрая пословица гласит:
«Дружба и братство дороже богатства».
А сейчас я предлагаю вам попробовать дополнить другие пословицы.
Слайд
Не имей сто рублей, … ( а имей 100 друзей).
Старый друг … ( лучше новых двух).
Один в поле …( не воин).
Дерево живет корнями,а человек…( друзьями).
Нет друга ищи, а нашел …(береги).
Вместе тесно, …(а врозь скучно).
Один за всех, …(а все за одного).
Дружба – как стекло: сломаешь- …( не починишь).
Дружбу помни, а зло…( забывай).
Человек без друзей,что дерево …(без корней).
Ведущий:
- Молодцы, с пословицами справились, а теперь подумайте и попробуйте закончить предложение:
Слайд
Настоящий друг- это тот…
Друзья всегда…
Я могу дружить с такими людьми,которые…
Со мной дружат, потому что…
1 Ученик:
Дружбу крепкую не сломишь,
Не разрушишь без труда.
С другом верным не поспоришь,
Ну а если вдруг беда,
Он всегда протянет руку,
Не оставит никогда.
2 Ученик:
У меня есть лучший друг
Он достойный самый,
Если что случится вдруг,
Смелый и упрямый,
Он на выручку придёт,
И протянет руку.
Вместе мы идём вперёд,
Позабыв про скуку!
3 Ученик:
Хорошо быть одиноким,
Если ты не одинок,
Хорошо, когда под боком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надёжный,
Бескорыстный, верный друг.
4 Ученик:
Дружба- это свет и радость
Это песни, игры и мечты
Дружба- это краски радуг
Дружба – это я и ты
Если б ноты не дружили
Как бы песню мы сложили?
Как бы стали распевать,
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
Ведущий:
- сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила,то станите настоящими друзьями.
Слайд
Основные законы дружбы.
Не выдавай чужие секреты;
Всегда будь откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не меняй друзей;
Будь постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
Анализ ситуаций.
Ведущий:
- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.
1. Послушайте рассказ «Друзья».
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
2. Послушайте рассказ «Одинаковые».
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.
3. Рассказ «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?
Ведущий:
- А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?
Дети:
- Радость
Ведущий:
-Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге
Слайд ( все качества вместе)
(верность , уравновешенность, вежливость, отзывчивость,честность , внимание, откровенность.)
- остались те качества, которые вы не хотели бы видеть в своем друге.
(равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, упрямство, лень, зависть).
Дети :
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба — это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Дружба- это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Дружба- это значит дети,
Дети- это значит мы!
Подведение итогов
Кого мы называем другом?
Каких друзей нам хотелось бы иметь?
Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
(звучит песня «Как здорово!» сл. и муз. О. Митяева ).