СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое мероприятие «Есть ли у планеты шанс?»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить воспитанников с экологическим состоянием нашей планеты, Крыма, города Керчи, Азовского бассейна и Черного моря. Воспитывать любовь к природе, родному краю, желание заботиться об окружающей природе.

 

(Звучит композиция группы “Спейс -1”)

Слышен голос за кадром. Слайд

Голос: Бесчисленные миллиарды планет и звезд разбросаны во Вселенной.  ( ) Они рождаются и умирают. ( )  Но их быстротечная жизнь полна несказанной красоты, ( )  гармонии и порядка, полна неразгаданного смысла, ( ) проигрывающего все мироздание. ( ) Нет случайных явлений в космосе, ( )  ибо на всем, от крупнейших галактик и до последнего атома, ( )  покоится созидающая рука абсолютного Разума, ( )  который является Вечным! ( )

Ведущий: Давным-давно, около пяти миллиардов лет назад, у матери Вселенной родилась дочь. Назвали ее – Земля.Слайд ее отец Космос, на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все Галактики и Созвездия!  (Звучит музыкальная композиция-2)

На сцене солистки Танцевальной группы исполняют танец “Рождение Земли”. Космос и Вселенная выносят в центр сцены колыбель. Появляются Феи: Флора, Фауна, Эуба.

Ведущий: Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия подарили ей звезды. Слайд, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь. Слайд, который бы указывал ей дорогу в звездном мире. Фея Эуба подарила ей чистую прохладную воду. Слайд, чтобы ее не мучила жажда. Феи Флора, Фауна подарили ей растительный, животный мир. Слайд, чтобы рядом с ней всегда были настоящие и верные друзья.

Вселенная берет из колыбели Землю и качает ее на руках.

Ведущий: Мать подарила Земле Луну. Слайд, чтобы, глядя на нее, Земля могла помечтать. А отец подарил ей Солнце. Слайд, чтобы оно согревало ее, а также прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало. Слайд, которое сверху покрыл тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов.

Просмотр содержимого документа
«Открытое мероприятие «Есть ли у планеты шанс?»»

Открытое мероприятие «Есть ли у планеты шанс?»

(для учащихся 8-11 классов)


Цель: познакомить воспитанников с экологическим состоянием нашей планеты, Крыма, города Керчи, Азовского бассейна и Черного моря. Воспитывать любовь к природе, родному краю, желание заботиться об окружающей природе.


(Звучит композиция группы “Спейс -1”)

Слышен голос за кадром. Слайд

Голос: Бесчисленные миллиарды планет и звезд разбросаны во Вселенной. ( ) Они рождаются и умирают. ( ) Но их быстротечная жизнь полна несказанной красоты, ( ) гармонии и порядка, полна неразгаданного смысла, ( ) проигрывающего все мироздание. ( ) Нет случайных явлений в космосе, ( ) ибо на всем, от крупнейших галактик и до последнего атома, ( ) покоится созидающая рука абсолютного Разума, ( ) который является Вечным! ( )

Ведущий: Давным-давно, около пяти миллиардов лет назад, у матери Вселенной родилась дочь. Назвали ее – Земля.Слайд ее отец Космос, на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все Галактики и Созвездия! (Звучит музыкальная композиция-2)

На сцене солистки Танцевальной группы исполняют танец “Рождение Земли”. Космос и Вселенная выносят в центр сцены колыбель. Появляются Феи: Флора, Фауна, Эуба.

Ведущий: Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия подарили ей звезды. Слайд, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь. Слайд, который бы указывал ей дорогу в звездном мире. Фея Эуба подарила ей чистую прохладную воду. Слайд, чтобы ее не мучила жажда. Феи Флора, Фауна подарили ей растительный, животный мир. Слайд, чтобы рядом с ней всегда были настоящие и верные друзья.

Вселенная берет из колыбели Землю и качает ее на руках.

Ведущий: Мать подарила Земле Луну. Слайд, чтобы, глядя на нее, Земля могла помечтать. А отец подарил ей Солнце. Слайд, чтобы оно согревало ее, а также прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало. Слайд, которое сверху покрыл тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов.

(Звучит музыка3 (из репертуара А. Пугачевой)

Феи, Космос и Вселенная танцуют вокруг колыбели. Солистки Вокальной группы исполняют песню.

“Земля – милое дитя”

У двоих родителей небесных

Есть дочурка, малая пока,

Именем зовут ее прелестным-

Милая, любимая Земля!

Припев:

А та все кружит в танце вокруг своей оси

И взор ее прекрасен, и яркие черты

Красивая улыбка - широкие моря!

Да только беззащитно это милое дитя!

Все выступающие уходят со сцены. На фоне тревожной музыки 4 звучат слова Ведущего.

Ведущий: Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая Фея Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиду и решила отомстить!

На сцену выходит Вирулина

Вирулина: Я гордая и властная в королевстве своем царствую!

Я ненавижу солнца яркий свет, а обожаю темноту!

Люблю творить дела я мрачные, ужасные!

Я не могу терпеть любовь, покой, мир и доброту!


Вирулина: Меня не пригласили на праздник?! Ну что ж, я не прощу обиды, я отомщу!!! Я заражу Землю опасным вирусом – я поселю на ней Человека! А там посмотрим!

Звучат раскаты грома 5, 6. Вирулина, хохоча, убегает за кулисы. На сцену выходит повзрослевшая Земля.

Ведущий: Земля не сразу забеспокоилась.

Земля: Пусть живет. Много у меня богатств, на всех хватит!

Ведущий: А Вирулина не торопилась. Она знала, что месть будет долгой. И, наконец, дождалась! Человек все тело Земли изрыл карьерами и засыпал мусором, чистые когда-то моря и реки покрыл нефтяной пленкой, вырубил леса. Кислорода в воздухе стало мало. Тонкое покрывало покрылось черными дырами, и губительные ультрафиолетовые лучи прожгли израненное тело Земли.

Солистки Танцевальной группы набрасывают на Землю черное шифоновое покрывало и уходят за кулисы. Ролик 08

Звучит “7 адажио ”. Земля выходит в центр сцены. Слайд

Земля:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Ни год, ни два, а миллиарды лет,

Я так устала, плоть моя покрыта рубцами ран,

Живого места нет!

Терзает сталь мое земное тело,

И ядом травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек!

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада, -

Его подземных взрывов череда!

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю?

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли:

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасли.

( 8 Звучат колокольные звоны сначала тихо, потом постепенно набирая силу).

Ученик 1– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали “в дни торжеств” и людских бед, когда голосу человеческому не под силу было выкричать боль.

Ученик 2– По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущих на планете Земля!

– Они возвещают о приблизившейся вплотную ко всем нам экологической катастрофе. Ролик

Ученик 3 – Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу! ( 8 Снова звучат колокола). Ролик5

Ученик 4 – Можно только поражаться тому, с какой скоростью человек научился умерщвлять природу!

Ученик 5 – Еще вчера мы и не подозревали, что мир так изменился, что Земля далеко уже не цветущий сад.

Ученик 6 – Еще вчера мы и не задумывались, хватит ли будущим поколениям чистой воды и чистого воздуха…

Ученик 7– Еще вчера… А сегодня

Ученик 8 – Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной, как голова ребенка. слайд

Ученик 1– Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности… Она нуждается в скорой экологической помощи!

Ученик 2– Центр экологической помощи создается при ООН. Сегодня проводится “врачебный” осмотр планеты. Каков же диагноз? слайд


Ученик 3 – Кожа нашей планеты – биосфера – заболела “раком”: повсюду пятна, трупы рыб в отравленных реках, слайд завесы смога над городами. Слайд

Ученик 4– Словно гигантские “гнойники” на теле Земли – свалки. слайд

Они вызывают отвращение и боль.

Ученик 5 – В опасности “легкие” планеты. Исчезновение их приобрело всемирный характер: “полысение” планеты – огромное количество шрамов – асфальтовые дороги – это отчетливо видно из космоса. Возникает реальная угроза потерять леса – “легкие” Земли. Слайд

Ученик 6 – Затуманились “глаза” Земли – озера, моря, океаны… наша планета – планета океанов, три четверти ее занято морями и океанами. Если не принять меры, то океан покроет сплошное нефтяное пятно и все живое в океане погибнет, заглохнет навсегда. Слайд

Ученик 7

Кромсаем лед, меняем рек теченье, слайд


Твердим о том, что дел невпроворот Слайд


Но мы ещё придем просить прощенье слайд


У этих рек, слайд барханов слайд и болот. слайд


У самого гигантского восхода, Слайд


У самого мельчайшего малька слайд


Ученик 8

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и реки без воды.

Все меньше - окружающей природы… слайд

Все больше – окружающей среды.

Ведущий: В последние годы слово "экология" звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасных фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в мире настолько тревожна, что хочется закричать : "Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!" А в ответ тишина: Так не хотелось бы, чтобы наши правнуки оказались последними жителями этой прекрасной планеты.

Ведущий: Хозяйственная деятельность человека очень часто оказывает отрицательное воздействие на самого человека и на окружающую его природу. Если рана, нанесенная человеком, небольшая, то природа может самовосстановиться. Человек выбросил ведро мусора на компостную кучу. Прошел год, другой, и мусор превратился в компост, который затем используется для подкормки растений, природа с этим справилась.

Ведущий: Сегодня на нашем съезде . Слайд мы хотим показать Вам те ужасные факты преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в мире очень тревожна, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены.

Ведущий: Также на съезде попытаемся выработать решения, как можно помочь нашими силами окружающей среде. Итак, в работе съезда участвуют общественные организации «За чистоту воздуха», «За чистоту земли», «За чистоту воды», «За сохранение флоры и фауны»

Программа съезда. Слайд

1. Пленарная часть съезда:

а) выступление делегатов от общественной организации «За чистоту воздуха»

б)выступление делегатов от общественной организации «За чистоту воды»

в) выступление делегатов от общественной организации «За чистоту почвы»;

г) выступление делегатов от общественной организации «Сохраним флору и фауну»

2. Секционная часть съезда – выработка решения съезда

6. Дискуссия по теме: «Войди в природу другом"

7. Решения съезда.

Ведущий: Слово предоставляется общественной организации «За чистоту воздуха» (звучит спокойная музыка 9) Слайд

1 ученик – Будь милосерден человек.

У всех людей – одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.


– И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас,

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

– Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;


– Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;


– Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

2 ученик – Всем известно, что кислород источник жизни. слайд

В атмосфере его содержится всего 21%. Количество кислорода устанавливалось в атмосфере 50 млн. лет. Его запасы небезграничны. Слайд 17

1 человек в день употребляет 25 литров воздуха. Один автомобиль за 1000 км сжигает годовую норму кислорода одного человека.

В мире за одну минуту вырубают 21 гектар леса, а загрязнение Мирового океана приводит к гибели водорослей, что сказывается на количестве кислорода.

Загрязнение атмосферы бывает естественным (это вулканы, пыльные бури) и искусственное (его вызывают предприятия и транспорт)

Во всем мире за год выбрасывается: Слайд

250 млн. тонн пыли;

200 млн. тонн окиси углерода;

150 млн. тонн двуокиси серы;

53 млн. тонн окислов азота;

70 млн. тонн неочищенных ядовитых газов.

3 ученик Основной источник загрязнения окружающей среды – автотранспорт. Ролик12 автотранспорт. Слайд Это обусловлено: ростом количества автотранспорта, износом автомобильного парка города, ввозом автотранспорта с плохим техническим состоянием. Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг. угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы – не менее 30 %. Сегодня, возможно значительно снизить его вредное воздействие за счет совершенствования двигателей, применения новых видов топлива, озеленения автомагистралей. Исследования в США показали, что на озелененных дорогах гораздо меньше бывает аварий. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями. Токсические вещества, выделяемые автомобилями, накапливаются в высеваемых культурных растениях, а затем, вместе с пищей поступают в организм человека. Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества. 10 ролик воздух

В результате сжигания бытовых отходов на территориях домовладений, учреждений и предприятий города существенно повышается содержание в атмосферном воздухе таких веществ, как оксиды углерода и канцерогены.

4 ученик – Озоновый слой Земли . Слайд расположен в стратосфере на высоте от 20 до 50 км. Он защищает всё живое на Земле от губительного УФ излучения. В настоящее время наблюдается всё усугубляющаяся картина уменьшения озонового слоя Земли. Слайд. Над Антарктидой, Арктикой, Европой идет уменьшение озонового слоя, но в некоторых местах уже образовались озоновые дыры. К настоящему времени зарегистрирована от года к году расширяющаяся (темпы расширения 4% в год) озоновая дыра над Антарктидой Слайд и менее значительное аналогичное образование в Арктике. Это происходит из-за использования аэрозолей, содержащих газ фреон, растворителей красок. В нижних слоях атмосферы они не вступают ни в какие химические реакции и не оказывают токсичного действия. Но именно эта “инертность” позволяет им подниматься в стратосферу и интенсивно разрушать молекулы озона. Учёные считают, что изменяющаяся озоновая обстановка непременно скажется на состоянии растительного и животного мира. Урожайность некоторых сельскохозяйственных культур может резко упасть. Увеличение дозы УФ лучей может резко ослабить иммунную систему человека и вызвать многие заболевания (глазные, рак кожи и др.).


5 ученик Следующая проблема - кислотные дожди, из-за которых высыхают леса, разрушаются памятники, погибают урожаи, идет загрязнение питьевых вод. Слайд .

Кислотные дожди – это атмосферные осадки (в том числе снег), подкисленные (из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом оксидов серы и азота, соляной кислоты и др.). В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоёмы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и других водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании Слайд, пагубно действует на здоровье человека. Вызывает гибель памятников архитектуры. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, США, Канады, промышленных районов России, Украины и др. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде. Слайд Вот посмотрите на карту, в каких странах характерны кислотные дожди

Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая.

Таким образом, это явление существует в мировом масштабе. Считается, что причиной в данном случае является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы, имеющейся в атмосфере, и 85 % серы, содержащейся в атмосфере над континентальной Европой. Посмотрите карту Слайд

Но существуют и другие источники - оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту. слайд

Первыми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов целые леса в ФРГ.

6 ученик – Накопление углекислого газа приводит к парниковому эффекту – повышению температуры у поверхности Земли. Средняя температура Земли составляет 15'С. Это влияет на таяние ледников, нарастающее опустынивание, повышение уровня воды в Мировом океане. Слайд Глобальное потепление приведет к растапливанию льдов полярных шапок, повышению уровня Мирового океана, затоплению территорий, уменьшению площадей плодородных почв, увеличению испарения, количества и качества облаков, выпадению осадков, смягчению климата, изменение качественного состава атмосферы. Ученые подсчитали, что Арктическая шапка к 2035 году может растаять.

Данные говорят сами за себя: в ближайшие 40 лет температура Земли повысилась, по прогнозам, на 1-2 градуса. Подсчитано, что за 100 лет температура повышается примерно на 8 градусов. В настоящее время большая часть выделяемого излучения задерживается атмосферными газами, и в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли. Основная причина - высокая концентрация углекислого газа в атмосфере, возросшая на четверть по сравнению с доиндустриальным периодом. слайдНа карте вы видите, что самая высокая концентрация углекислого газа 0.5 в США

В 1957 году углекислый газ составлял 0,31 % в атмосфере, а в настоящее время — 0,35 %. Что же приводит к такому увеличению? В первую очередь - минеральное топливо. Уголь, нефть и природный газ дали толчок индустриальной эпохе. И вполне вероятно, что их еще будут использовать в огромных количествах, по крайней мере, в течение столетия. Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса минерального топлива выделяет в атмосферу 5 млрд. т углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодно углекислого газа достигает 20 млрд. тонн.

Исчезновение лесов также сделало свое дело. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Вы, наверное, знаете о трагических событиях, связанных с уничтожением лесов в бассейне реки Амазонки, которые наряду с другими лесами тропического пояса являются “легкими” нашей планеты. Теперь же около 30 % углекислого газа выделяется в результате пожаров в тропических лесах.

Парниковый эффект будет оказывать пагубное влияние на окружающую среду, с последующими изменениями границ сельскохозяйственных районов и снабжения пресной водой.

Кроме того, в масштабах целых континентов ожидается повышение уровня моря примерно на 30 см в ближайшие 40 лет.


Ведущий: Спасибо. слайдСлово предоставляется общественной организации «За чистоту воды» ( 10 звук океана)

1 ученик: – Океан седой гремит набатно. Слайд

Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна Слайд

На крутой разгневанной волне,

– Стали люди сильными как боги,

И судьба Земли у них в руках

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

– Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли человек?

Вода – начало всех начал. Слайд 11

– Пресная вода, слайд пригодная для использования, составляет на Земле всего 2%, причем 3\4 из них приходиться на ледники Арктики и Антарктиды.

- в мире ежедневно умирает 5 тыс. человек из-за загрязнения воды.

- 1 млрд. чел не имеет доступа к воде безопасной по санитарным нормам

– Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны!

- Каждая 10 большая река в мире не впадает в море в течение нескольких месяцев в году.

– Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. Слайд 13

-75% рыбных ресурсов исчезло или находится под угрозой исчезновения.

– В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов Слайд. Мы наполнили реки мусором Слайд, нефтью, угольной пылью, смолой, Слайд красками, кислотами, ядами, пеной стиральных порошков. Слайд

– Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина.

– Загрязнение воды происходит: бытовыми отходами, промышленными предприятиями, нефтепродуктами. Слайд Около 10 миллионов тонн их выбрасывается в мировой океан, где образуется нефтяная пленка, губительная для живых организмов. Синтетические моющие средства: пены, порошки и отбеливатели мешают обогащению воды кислородом и проникновению солнечного света, что также губительно для живых организмов. Слайд

2 ученик: Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. слайд Большая часть нефти попадает туда в результате аварий или природных катастроф, от двигателей внутреннего сгорания и промышленных предприятий, утечек нефти при транспортировке по нефтепроводу а также поступают в моря по рекам с бытовыми и ливневыми стоками. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света, что приводит к гибели водорослей. Нефтяная пленка препятствует проникновению кислорода в воду. Ролик о Керчи03

Во время выбросов нефти в море особенно страдают птицы, поскольку нефть пропитывает перья, лишая их как водоотталкивающих, так и теплоизоляционных свойств. Птицы оказываются не способными ни плавать, ни поддерживать нужную температуру тела. Когда птицы пытаются выбраться из нефти, она облепляет их с ног до головы, лишая возможности видеть и отравляя весь организм. На побережье Керченского пролива после шторма и вызванных им аварий судов обнаружено загрязнение нефтепродуктами протяженностью 50 километров. Более того, Керченский пролив загрязнен мазутом и серой, в результате кораблекрушений в воду попало 6,8 тысячи тонн серы и около 7 тысячи тонн мазута, а еще - дизтопливо, бытовые отходы, мусор с судов. В Керченском проливе наблюдалось 2 "языка" нефтепродуктов длиной 2 километра, шириной 200 метров.

3 ученик: Мы никогда не думали, что будем покупать за деньги глоток чистой воды, а сегодня это страшная реальность. ( 8 Снова звучат колокола). Менее 1 % мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет. Последние исследования показали, что во всем мире цена на воду очень возросла. слайдЗа последние 50 лет цены на нефть выросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд – в 100 раз, а на питьевую воду – в 1000 раз.

Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды:

– Ежедневно, в среднем, человек расходует 150 литров воды. Слайд

Чистка зубов под краном – 7 л,

Слив воды в туалете – 10 л,

Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,

Принятие ванны – 140 л,

Мытье посуды под краном – 110 л,

Стирка в стиральной машине – 230 л


При выращивании 1 тонны с/х растений: Слайд

Пшеницы – 1, 5 тыс. т,

Риса – 7 тыс. т,

Хлопка – 10 тыс. т

Играют свою роль не только неоправданные потери воды в повседневном быту (не закрытые вовремя водопроводные краны) и городском хозяйстве (шумные ручьи, вытекающие из неисправных колодцев на улицах, поливальные машины на мокрых после дождя проспектах городов). Не поддаются даже самому приблизительному подсчету расходы воды в промышленности и энергетике. Нормы расхода воды на производство единицы наиболее широко распространенных в мире видов продукции огромны. Слайд

При производстве 1 тонны промышленной продукции:

Угля – 2 т,

Нефти – 18 т,

Бумаги – 200 т,

Никеля – 800 т,

Вискозного шелка – 1 500 т

Однако такое расточительное расходование пресной воды – не главный и не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. Главная опасность – повсеместное загрязнение воды. Почему появилась проблема "водного голода"?

Потребляя все больше чистой воды, человек возвращает природе загрязненные стоки промышленного производства, коммунальных служб, сельскохозяйственного комплекса. И чистой воды на Земле становится все меньше.

Какую воду мы пьем (ролик 01, 04)

Вывод: Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.

Было подсчитано, что к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих умеренную или серьезную нехватку воды.

Ведущий: Спасибо. Слово предоставляется общественной организации «За чистоту Земли» (11 звучит музыка) Слайд

1 ученик: Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

РОЛИК 02-мультик

Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Твердые бытовые отходы, скапливающиеся на таких несанкционированных свалках состоят из Слайд:

бумаги – 38,5%;

стекла – 3%;

пластмассы – 10%;

резины, текстиля и кожи – 12%;

пищевых отходов – 10%;

металл – 4.5%;

древесины – 7,5%;

прочие отходы – 14,5 %

2 ученик:В результате этого нарушается один из основных экологических законов – круговорот веществ в природе, т.к. человечество на протяжении многих лет беззастенчиво изымало из природы и внедряло в природу чуждые ей вещества. К примеру – всем нам знакомые пластинки. Выброшенные на свалку, они многие годы будут засорять почву, т.к. в природе нет ферментов, грибов или бактерий, способных их переработать. В настоящее время количество выбрасываемого городом мусора является показателем его культурного развития. Загрязнение литосферы (почвенного покрова) происходит в результате образования миллионов гектаров нарушенных земель, возникающих в процессе строительства и горных разработок. Важная причина загрязнения — промышленные и сельскохозяйственные отходы. Все более сложной становится проблема накопления бытового мусора Слайд

На самовосстановление Земли уходят годы.

– Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. 11 Ролик мультик Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть (97%) идет... в отходы.

– Современная экономика поощряет расточительство. слайд

– 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, то она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются. Слайд

– Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

Продолжительность разложения отходов: Слайд

Автобусный билет – 1 месяц.

Кожура банана – до 6 месяцев.

Бумажный стаканчик — до 5 лет.

Консервная банка — 10 лет.

Шерстяной носок — 1 год.

Деревянная палка — 4 года.

Деревянная окрашенная доска — 13 лет.

Полиэтиленовые пакеты – до 60 лет

Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.

Стеклянные бутылки — никогда.

– Человечество хочет жить, и оно должно сделать все возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списка живых. (8 На фоне тишины звучат колокола) – Прежде мы не слишком прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали сознавать: наш дом, планета Земля, в опасности! Она медленно погибает… ( 8 Снова звучат колокола)

Ролик свалка 07


Ведущий: Спасибо. Слово предоставляется общественной организации «За сохранение флоры и фауны» Слайд

1 ребенок: Земля – это наша планета, возможно, единственный во Вселенной обитаемый остров. слайд И поэтому, все живущее на ней – величайшая радость и редкость. Серебристые ели, слайдромашковые поляны, слайд гомон птиц, прозрачная вода рек и озер – это все для нас. слайдИ рядом сломанное деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разоренный муравейник – мелочи, кажется. Слайд .Но на самом деле – это страшная беда, это катастрофа. слайдКаждый день на земле исчезает один вид животных, каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. слайдВ минуту вырубается 20 га тропических лесов – «легких планеты». Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. слайд Экологическая катастрофа нависла над нашей планетой, над каждым, живущим на ней, да в особенности над самим человеком. Ролик 6 здоровье человекаКогда журналисты придумали термин «экологический СПИД», слайд они сами не подозревали, как близки были к истине. Выбросы вредных веществ в атмосферу и воду, воздействуют на организм человека, развивая состояние близкое к СПИДу. Даже бытовой мусор при сжигании выделяет диоксины, относящиеся к высокотоксичным веществам слайд, отрицательно влияющих на генную и иммунную системы. слайд

Диоксины обладают мутагенным свойством, поэтому рождается большое количество детей с врожденными уродствами. слайдЭто результат мутации, которая происходит в генах от воздействия окружающей среды. слайд

Иммунная система человека очень чувствительна к воздействию таких факторов как токсических, биологических, химических. слайд

Аллергия – тоже является результатом такого воздействия. Клетки, обеспечивающие защиту организма от ОРЗ, гриппа, гепатита – становятся беззащитными, если к отравленной среде добавить облучение; тогда наступает полное подавление деятельности иммунной системы, что и напоминает ВИЧ-инфекцию.

2 ребенок – Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезла еще одна рептилия, еще одно растение.

– Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. слайд

– В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Слайд

– Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

– Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, слайд

предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. слайдГлавное ее практическое значение – спасение исчезающих видов и восстановление редких. Слайд 29

– Грустно, когда исчезают с Земли слоны, журавли, тигры… слайдмы можем остаться на планете в одиночестве. слайд Соседство лишь с воробьями, тараканами и крысами – невеселая перспектива! Слайд+

11 Звучит спокойная музыка, постепенно на сцене с противоположных концов появляются ребята, поочередно произнося: Слайд 30

– …Это было 250 лет тому назад…+++

Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали “морскими коровами”. Эти доверчивые, медлительные животные не боялись людей, близко подплывали к их лодкам, а люди безжалостно убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, а затем не стало вообще. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.Слайд 31

– …В одной стране жили необыкновенно красивые птицы – странствующие голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Их было так много, что люди просто палками, цепями, ружьями ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекратилась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя. Слайд

-Немногим больше 100 лет назад исчезла дикая лошадь тарпан, обитавшая на юге России. Слайд

- В длинном списке исчезнувших видов значится тур-дикий бык, живущий на территории Европы Звучит музыка 12


3 ребенок– Охраняется Красною Книгой

Столько редких животных и птиц, слайд

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц слайд

– Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты, слайд

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы. слайд

– Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид, слайд

И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,

А грядущее нас не простит. слайд

Хозяйственная деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось и на самих растениях. Одни из них погибли, а другим грозит гибель. Слайд

Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками. слайд

Часто люди, посещая леса, парки и водоемы, слайд уносят с собой целые охапки поникших растений. слайд А ведь как они были хороши, когда росли! слайдСрывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. слайд Ведь он срывает растение, слайд

которое не дало семена. слайд На следующий год на месте сорванного, уже не вырастет новое, такое же. СлайдЧеловек должен бережливо и внимательно относиться слайд не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, слайд но и к тем, которые повсюду окружают нас- слайд и в природе, и в саду, и дома.

Чтобы сохранить редкие растения, в нашей стране созданы заповедники, слайд

заказники, природные парки, ботанические сады, памятники природы. слайд

Красота растений не в букетах, а там, где они растут! слайд Не рви растения! Лучше научись их фотографировать или рисовать! слайд Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое растение! Слайд

4 ученик - Запомните правила поведения в природе слайд

ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут. ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Звучит стихотворение 13 спокойная музыка

Ты видел, в лебедей стреляли? слайд

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали, слайд

Что их полет прощальным будет, слайд

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали? слайд

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали

То все равно б взмывали ввысь. слайд

Ведь небо- это их стихия!

Ведь небо - это их свобода!

Ведь небо - это вся их жизнь!

А в небе - стая журавлей. слайд

Так грустно над землей кружится. слайд

Земля: скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы? слайд

Тогда бы мертвым стало небо.

И - тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло:

Опомнись, вздрогни, человек.

Недолог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни, человек!

в долгу перед природой ты вовек

Ведущий:На этом пленарная часть нашего съезда завершена. Переходим к работе в секциях. Каждая секционная группа по своей проблеме вырабатывает решения. На это дается 5 минут.

Дискуссия "Войди в природу другом" Проводят ведущие.

1. Охота - это истребление животных или их охрана? Какой точки зрения вы придерживаетесь? Объясните, почему.

Охота может рассматриваться и как охрана животных, и как истребление. Охрана, так как обычно добычей охотников становятся более слабые или медленно бегающие животные (таким образом регулируется численность популяции). Иногда охотятся за редкими животными с целью их размножения в заповеднике, это тоже можно рассматривать как охрану. Охоту можно считать истреблением животных, особенно когда она ведется в массовом порядке и браконьерскими способами.

2. "Приходя в гости к природе, не делайте ничего, что счел бы неприличным делать в гостях". Что же по- вашему неприлично делать в гостях у природы и почему?

Будучи в гостях, не следует делать того, чтобы после вашего пребывания долго убирали в доме. Природа не все сможет убрать, спрятать.

3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

4. Задержанный браконьер утверждал: "Доказано, что волков и других хищников истреблять нельзя, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь браконьер - хищник". Убедительны ли эти доводы?

Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых.

5. Как вы полагаете, каким птицам и почему больше вредит применение минеральных удобрений зерноядным или насекомоядным?

Насекомоядные птицы ловят на летающую добычу, поэтому они не могут "питаться удобрениями" и страдают как вторичные - через цепи питания. Зерноядные птицы могут питаться на прямую, склевывая на полях и через цепь питания.

6. В Австралию для сокращения численности кроликов завезли из Европы хищников (лисицу, хорьков). Последствия оказались резко отрицательными. Почему?

Уничтожив диких кроликов, лисицы, хорьки стали нападать на домашних животных.

Ведущий : По материалам работы секций съезда, предлагается следующее решение. слайд

1. Благоустройство территории школы-интерната и прилегающей территории:

а) продолжать еженедельные субботники по уборке территории школы-интерната и прилегающей территории;

б) привести в порядок пришкольный сад, высадить фруктовые деревья, ухаживать за ними, 11а класс;

в) разбить цветники 8б, 9а, 9б, 11б, 10 класс, возле столовой, 8а- возле медпункта;

г) за младшим корпусом облагородить парк, сделать руками 8-11 классов скамейки из природного материала:

д) на следующий год на уроках труда сделать кормушки для птиц и белок и развесить по территории школы-интерната.

2. Каждому классу посадить по два комнатных растения и украсить ими коридоры старшего корпуса.

3. На весенних каникулах организовать и провести сбор макулатуры.

4. В мае месяце провести экологические рейды по очистке прибрежной зоны отдыха, парка Гагарина.

5. Экономить воду и электроэнергию.

6. Соблюдать правила поведения в природе


Ведущий: кто за эти решения прошу голосовать участников съезда

Решения одобрены всеми участниками съезда и приняты как руководство к действию. 14 Звучит спокойная музыка слайд

Ведущий: Земля – космическое тело и все мы не кто-нибудь, а космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. Система жизнеобеспечения на нашем Земном корабле устроена очень остроумно.

Трудно себе представить космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство и сознательно разрушающих его.

– Если на маленьком корабле космонавты начнут перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке то, что мы о них подумаем?

– А человек живя на своем корабле, постепенно и последовательно делает это, разрушает его. Человек вырубает леса, загрязняет океан и отравляет реки.


1 ученик Чёрная бездна… Звёздная пыль…

Холодом дышит вечность,

Переплетая сказку и быль

Миг и бесконечность!


2 ученик Кто-то, когда-то задал маршрут,

Не объяснив секрета,

И совершает неведомый путь

Маленькая планета.

3 ученик Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

4 ученик Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

5 ученик И надо нам понять сполна:

Мы – люди, мы - одна семья.

И нам дана на всех одна,

Звезда по имени Земля.

6 ученик Зарницы в небе вспыхнули не зря,

Очнитесь, люди, и поймите, люди

У нас на всех всего одна Земля,

Другой Земли у нас уже не будет.

7 ученик Вот она плывет, сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь.

За нас никто планету не спасет.

Спасти её мы сможем только сами.

8 ученик Если сложить усилия взрослых и всех детей,

Мы сохраним планету,

Нашу планету людей.

( 15 Звучит музыка И. Николаева (из репертуара Н. Королевой))

“Маленькая Земля”

Куплет:

Есть в межпланетной карусели

Маленькая Земля!

Там – мир животных, мир растений,

Там жизнь любви полна!

Вслед за зимой весна приходит,

Ночи сменяют дни,

Но, об одном мы только просим -

Ты ее сбереги!

Припев:

Маленькая Земля,

Маленькая Земля!

Та, что нас с вами приютила,

Маленькая Земля!

Маленькая Земля,

Маленькая Земля!

Та, что нас с вами приютила,

Маленькая Земля!

1 Ведущий: Съезд свою работу завершил и объявляется закрытым.



21