Открытое внеклассное мероприятие по окружающему миру для начальной школы
«Край, в котором я живу»
Автор: Виндекер Анна Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «УМСОШ».
Пояснительная записка
Воспитание чувства патриотизма у младших школьников– процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, школе, своим друзьям, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании младших школьников как одно из приоритетных условий рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Знакомство учащихся с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Данная работа направлена на самореализацию каждого ребенка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром.
Тематическое направление внеклассного мероприятия: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Актуальность темы мероприятия заключается в том, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек, где рос, изучал природу, накопил социальный опыт жизни в своём городе, деревне, усвоил принятые в нём нормы поведения, взаимоотношений, приобщился к миру его культуры.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Родине.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины;
• открыть для учащихся огромный мир родного края, в котором рядом, как добрые соседи, живет окружающий мир животных, растений.
Воспитательные задачи:
• воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
• воспитание бережного отношения к природе;
• воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни
Развивающие задачи:
• расширять знания учащихся по краеведению;
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать, как можно больше о родном крае.
Внеклассное мероприятие проводится в форме классного часа, направленное на патриотическое воспитание, где учащиеся сами принимают участие при составлении сценария и его проведении.
Планируемые результаты деятельности:
После завершения мероприятия, учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.
Метапредметные:
- умение работать с информацией и медиа средствами;
– умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ.
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Место проведения: МБОУ «Усть-Майская СОШ»
Возраст 1-4 классы
Учебно-наглядный комплекс:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- фотографии.
Ход внеклассного мероприятия
(звучит песня «С чего начинается Родина?»)
Организация класса. Эмоциональный настрой.
Дорогие ребята! Сегодня наше общее внеклассное мероприятие посвященное нашему родному краю. Помогут мне в проведении ребята 3 «Б» класса. Мы будим внимательно смотреть и слушать.
Вступительное слово учителя.
Начнем наше путешествие! Посмотрите, у нас сегодня в гостях слоненок Марк. Он будет с нами на всем пути нашего путешествия. Будет задавать вопросы, а что знает интересного сообщать нам. И вот у него возник первый вопрос. Давайте ответим слоненку, что же за край такой, в котором мы с вами живем? (Республика Саха (Якутия))
Сейчас на карте вы видите территорию РС (Я).
Работа по теме классного часа.
Сообщение 1: Республика Саха́ (Якутия) самый крупный регион России. Образована 27 апреля 1922 года. Якутия самый крупный субъект Российской Федерации. Более 2/5 территории Якутии находится за северным полярным кругом. Протяжённость республики в широтном направлении — 2500 км. Республика Саха (Якутия) имеет свой флаг и герб. Белоснежная полоса на флаге в сочетании с солнцем на фоне голубого неба раскрывает суровую красоту Севера, экстремальные условия жизнедеятельности людей, чистоту нравов и помыслов народов Севера. Кроме того, солнце подчеркивает преемственность поколений и дань уважения к традиционным верованиям предков - якуты считали себя "детьми белого солнца". Зеленый цвет - цвет плодородия, возрождения, символ дружбы и братства. Красный цвет - символ жизненных сил, красоты и верности родной земле, дань памяти поколений. Государственный герб Республики Саха (Якутия) является основным государственным символом и служит основным знаком органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого расположено изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лены, на фоне солнечного диска-щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями «Республика Саха (Якутия)». Семь ромбических кристаллов символизируют семь народов, населяющих край: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров. Синий цвет символизирует верность, искренность и надёжность, белый цвет — чистоту.
Сообщение 2: Столица Республики Саха (Якутия)— город Якутск. Якутск крупнейший по численности населения город, крупный культурный, научный центр на северо-востоке России. Город расположен в долине Туймаада на левом берегу реки Лена. Площадь — 122 км². Самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты. Город Якутск имеет свой флаг и герб. Современный флаг города Якутска представляет собой прямоугольное полотнище из пяти горизонтальных полос: синего, красного, белого, красного и зеленого цветов. На середине белой полосы красный ромб с силуэтом башни 17 века - символом Якутска. Герб представляет собой щит с квадратным щитком в центре. На щитке в серебряном поле синяя башня Якутского острога и ниже дата основания города "1632". В первой четверти в красном поле серебряная белка символизирует уникальный животный мир, во второй в синем поле кристалл алмаза несметные богатства недр земли, в третьей в синем поле белая снежинка суровый климат Северного края, и в четвертой в красном поле серебряный теодолит новые преобразования и открытия в республике. Президентом Республики Саха (Якутия) является Штыров Вячеслав Анатольевич.
Якутск — многонациональный город, здесь проживают русские, саха, буряты, украинцы, татары, чеченцы, ингуши, осетины, грузины, литовцы, латыши, монголы, алтайцы, дагестанцы, эвенки, эвены, башкиры, немцы и узбеки. Живут также китайцы, корейцы.
Якутск богат памятниками старины. В первую очередь стоит обратить внимание на символ города – деревянную шатровую башню Якутского острога.
Историческим памятником Якутска является «шахта Шергина», проделанная в 1827 году промышленником Шергиным, стремившемся получить подземную воду. Ее глубина равняется 116,6 м. Впоследствии шахта использовалась для изучения вечной мерзлоты.
Интересно, что в Якутске находится единственный в мире музей мамонта. В вечной мерзлоте постоянно находят палеонтологические ископаемые. Например, первый в мире скелет мамонта был найден в дельте реки Лены в 1799 году.
Да слоненок совершенно верно говорит. Мы с вами сейчас с некоторыми из них познакомимся.
Сообщение 3: Якутия — один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озёрных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяжённость всех её рек составляет около 2 млн. км. Крупнейшие судоходные реки: Лена (длина — 4400 км), Вилюй (2650 км), Оленёк (2292 км), Алдан (2273 км), Колыма (2129 км), Индигирка (1726 км), Олёкма (1436 км), Анабар (939 км) и Яна (872 км).
Лена самая крупная из российских рек. Протяжённость — 4 400 км, площадь бассейна — 2 490 тыс. км².
Вилю́й самый длинный приток Лены и крупнейший из её левых притоков. Длина 2650 км. Cреднегодовая температура в бассейне минус 8 градусов по Цельсию.
Алдан. Имея длину 2273 км и площадь бассейна 729 тыс. км², Алдан является самым крупным притоком Лены, приносящим в неё более 30% её стока.
Амга́ (якут. Амма) — река в Якутии, левый приток Алдана (самый крупный). Длина Амги — 1462 км, площадь бассейна 69 300 км².
Колыма. Длинна Колымы 2129 км.
Сообщение 4: Территория Якутии входит в пределы четырёх географических зон: таёжных лесов (почти 80 % площади), тундры, лесотундры и арктической пустыни. Тайга — самая большая по площади ландшафтная зона России. Тайга производит основную массу свободного кислорода.
Тундра. Главная черта тундры — заболоченные низменности в условиях сурового климата, высокой относительной влажности, сильных ветров и многолетней мерзлоты. Растения в тундре прижимаются к поверхности почвы, образуя переплетающиеся побеги в виде подушки.
Лесотундра. Средние температуры воздуха в июле 10-12°С, а в январе в зависимости от нарастания континентальности климата от −10° до −40 °C.
Почти вся континентальная территория Якутии представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты, Средняя мощность мёрзлого слоя достигает 300−400 м, В горах Восточной Якутии 485 ледников общей площадью 413 км².
Сообщение 5: В тайге преобладает лиственница (85 % лесной площади), также повсеместно распространены сосна, ель, берёза, осина, в южных районах — кедр сибирский, в горных — душистый тополь.
Лиственница. В благоприятных условиях деревья вырастают до 30 м высоты при 80 см в диаметре ствола. Молодые побеги светлые, розоватые. Кора ствола красноватая или серовато-бурая, толстая, с глубокими трещинами в нижней части старых стволов.Хвоя ярко-зелёная, Шишки длиной 15 — 30 мм, овальные или яйцевидные.
Сосны — вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные, реже мелкие, иногда почти кустарники.
Кедр отличается густой, часто многовершинной кроной с толстыми сучьями. Ствол буро-серый, Хвоя тёмно-зелёная с сизым налётом, длиной 6—14 сантиметров, мягкая, в разрезе трёхгранная, слегка зазубренная, растёт пучками, по пять хвоинок в пучке.
Ель. Крона конусовидная или пирамидальная. Кора серая, отслаивается тонкими пластинками.Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие.
Береза. Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см. Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая или красновато-бурая, у некоторых видов серая, коричневая или даже чёрная. Листья берёзы очерёдные, цельные, по краю зубчатые.
Осина. Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро, но подвержена заболеваниям древесины. Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая. Листья округлые или ромбические, длиной 3—7 см, острые или тупые на вершине, с округлым основанием.
Тополь. Крупные деревья высотой 40—45 м (до 60 м) и диаметром ствола более 1 метра. Крона шатровидная, яйцевидная, яйцевидно-пирамидальная или пирамидальная. Кора ствола трещиноватая, буровато-серая или тёмно-серая.
Сообщение 6: В Якутии обитают на островной территории — морж, нерпа, тюлень, белый медведь; на континентальной территории — лось, северный олень, кабарга, снежный баран, изюбрь, бурый медведь, волк, заяц, а также животные с ценным мехом — рыжая лисица, песец, соболь, горностай, колонок, американская норка и др. Охота на этих зверей всегда имела большое промысловое значение для коренных народов Якутии, а меха начиная с XVII века в больших количествах вывозились в Россию. В морских, речных и озёрных водоёмах республики насчитывается около 50 видов рыб, преобладающими из которых являются лососёвые и сиговые. На территория Якутии гнездятся более 250 видов птиц. Среди них такие редкие, как розовая чайка, белый и чёрный журавль.
Сообщение 7: УСТЬ-МАЙСКИЙ улус (район) образован 20 мая 1931 г. Расположен на востоке республики. Площадь 95 тыс. кв. км. Административный центр п. Усть-Мая, который от столицы республики г. Якутска находится на расстоянии: наземным путём — 382 км, воздушным — 310 км. Рельеф горный. Средняя температура января от - 40 °С до -42 °С. Улус располагает месторождениями золота, свинца, цинка, редких металлов, строительных материалов. Реки которые протекают в улусе это Алдан и ее притоки Мая и Аллах-юнь.
Усть-Майский улус имеет свой герб. Герб утвержден решением Усть-Майского улусного (районного) Собрания депутатов 25 июня 2004 года. Изображение гор обозначает, что на территории улуса расположен протяженный Джугджурский хребет, богатый полезными ископаемыми, в частности золотом. Золотой соболь символизирует богатство края пушниной. Традиционным занятием коренного населения улуса – эвенков является охотничий промысел. Алмазы в особой стилизации, аналогичной их стилизации в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия).
Природа Усть-Майского улуса очень красива. Ее леса, реки, озера. Так и хочется окунутся в эту красоту.
Подведение итогов.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.