Открытое внеурочное мероприятие для родителей и детей «Знатоки сказок».
Провела Дмитриева О.П.
Цели : расширить представления учащихся о сказках; развивать творческие способности; формировать интерес к литературе, к чтению.
Класс делится на 3 команды, жюри и зрители – родители.
Конкурс 1. «Герои сказок».
Нужно угадать героя сказки. За правильный ответ команда получает 1 балл (если каждая команда отгадала верно три загадки, то за этот конкурс получает 3 балла).
Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино.)
Любит мёд, друзей встречает
И ворчалки сочиняет,
А еще - пыхтелки,
кричалки, сопелки... Ух!
Забавный медвежонок... (Винни Пух).
Не остался без хвоста
Добрый ослик наш... (Иа.)
Испекла бабуля деду -
Дед остался без обеда:
В лес проказник убежал,
И на нос лисе попал. (Колобок.)
В Простоквашино живёт.
Все хозяйство там ведёт.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия - морская. (Кот Матроскин.)
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поёт о ней. (Мальвина.)
Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живёт один чудак.
Все он делает не так.
Неумейкой он слывёт.
Кто его нам назовёт? (Незнайка.)
Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон.)
Конкурс 2. «Спой-ка”.
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок”, прежде чем войти?
Конкурс 3. «Дополни имя литературного героя».
Ведущий называет первую часть имени литературного героя, а команды (по очереди) дополняют недостающее имя героя.
1. Папа... Карло.
2. Домовёнок... Кузя.
3. Доктор... Айболит.
4. Почтальон... Печкин.
5. Синьор... Помидор.
6. Карлик... Нос.
7. Царевна... Лебедь.
8. Железный... Дровосек.
9. Старик... Хоттабыч.
Конкурс 4. «Маленький Мук» (Вильгельм Гауф).
Если бы не умение маленького Мука соотнести различные события и расставить всё по своим местам, он никогда бы не сумел избавиться от ослиных ушей. Участникам конкурса предлагаю попробовать свои силы в решении таких же задач: командам выдается на руки листочек с филвордом.
Далее командам (в среднем темпе) зачитывается пять вопросов, на которые им требуется вычеркнуть ответы из сетки филворда. Команды предупреждаются о том, что конкурс проводится на скорость, и вопросы повторяться не будут.
Вопросы:
1. Как еще называли Маленького Мука? (Карлик)
2. Кто на самом деле был Маленький Мук? (Старик)
3. Головной убор, который носил Маленький Мук? (Чалма)
4. Кем стал Маленький Мук после того, как победил в соревновании по бегу в королевском дворце? (Скороход)
5. Какие части тела изменились у короля и его придворных, когда они съели волшебные ягоды? (Уши)
Команда, правильно выполнившая задание, выигрывает 3 балла.
Конкурс 5. “Юный художник”.
– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:
На сметане мешён, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)
– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну руку, 5 участник – другую руку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)
– А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.
Конкурс 6. «Лишний сказочный герой». На листочках – вычеркнуть. Почему?
• Молочная Река, Яблоня, Печка, Баба-Яга. (Баба-Яга — отрицательный герой.)
• Кристофер Робин, Белый Кролик, Трубадур, Малыш. (Белый кролик — не человек.)
• Артемон, Тортила, Пьеро, Мальвина (Тортила — не кукла, а черепаха.)
• «Сказка о рыбаке и рыбке», «Двенадцать месяцев», «Сказка о золотом петушке». («Двенадцать месяцев» — не пушкинская.)
• Элли, Стелла, Гингема, Бастинда. (Элли - не волшебница.)
• «Семь Симеонов», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». («Сказка о мертвой царевне» — в стихах.)
Конкурс 7. «Марья-искусница» (народная сказка). От каждой команды – 4 участника. 3 балла – победителям.
Как известно, Марья-искусница отличалась умением вышивать ковры изумительной красоты. В конкурсе предлагается нарисовать сказочный ковёр. Каждой команде выдается лист ватмана, разрезанный на 4 части. Каждый из участников должен нарисовать свою часть общего сюжета. На рисунках могут представлены сказочные узоры, цветы, деревья и др. По окончании ковёр складывается соответственно номерам. В конце конкурса жюри оценивает качество нарисованного ковра.
Конкурс 8. «Малыш и Карлсон» (Астрид Линдгрен).
В сказке «Малыш и Карлсон» Карлсон постоянно похваляется своими способностями. К концу сказки у нас складывается впечатление, что он и в самом деле самый воспитанный, в меру упитанный. Что это, как не хорошая реклама? В этом конкурсе командам предлагается прорекламировать предмет, которые они получают от ведущего, например, веник, совок и ведро. Реклама должна быть сказочной. На подготовку дается одна минута. Победителям – 3 балла.
Конкурс 9. «Незнайка и его друзья» (Николай Носов).
Много интересного узнал Незнайка во время своих приключений. Участникам конкурса предлагается перечислить названия сказок, в которых одним из действующих лиц является король. Выигрывает команда, назвавшая больше таких сказок.
Конкурс 10. «Волшебный сундучок».В сундучке лежат сказочные волшебные предметы. Команды должны прослушать загадку и догадаться, какой волшебный предмет в сундучке. За верный ответ команде приплюсовывается 1 балл.
Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!
Ты, дружок, её узнай-ка:
Стоит только расстелить -
Всех сумеет накормить. (Скатерть-самобранка.)
Отправляется в полёт
Не ракета — самолёт.
Не простой – а расписной,
Не стальной, а льняной. (Ковер-самолет.)
Если ты её наденешь,
Можешь хоть куда идти,
И при этом неприятель
Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)
Конкурс 11. “Полёт Бабы-Яги”. От каждой команды – 5 участников. 3 балла – победителям.
– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пробежать всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.
Конкурс 12. «Домашнее задание. Инсценирование сказки.»
Каждая команда получает от 1 до 3 баллов.
Итоги, награждение.
Игры со зрителями. В названии русской народной сказки изменена всего одна буква. Например, «Репка» — «Лепка». Найдите эти буквы и «восстановите» подлинные названия сказок:
• «Кот и киса» («Кот и лиса»).
• «Лиса и мак» («Лиса и рак»).
• «Мурочка» («Курочка»).
• «Золотая рубка» («Золотая рыбка»).
• «Кожа» («Коза»).
• «Пеший» («Леший»).
• «Царь-певица» («Царь-девица»),
• «Тихо одноглазое» («Лихо одноглазое»),
• «Две моли» («Две доли»),
• «Вещий зуб» («Вещий дуб»),
• «Полк и семеро козлят» («Волк и семеро козлят»),
• «Двое из Думы» («Двое из сумы»),
• «Иван — солдатский сон» («Иван — солдатский сын»).
• «Чадо лесное» («Чудо лесное»).
• «Марко Рогатый» («Марко Богатый»).
Назовите сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванущка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
( русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайца лубяная, пришла весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
( русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
( А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своём селе
( П.П.Ершов «Конёк-горбунок»)
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
( А.П.Гайдар «Горячий камень».)
- Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех знает и помнит зачины русских народных и литературных сказок.
Сказочная почта.
- Наш путь дальше в сказку продолжается. Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо, кто автор сказки?
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.
( Зверь лесной – чудо морское – девице Настеньке - С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
( Гиппопотам – доктору Айболиту – К.И.Чуковский «Айболит»)
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы.
( Королевский указ – С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)
В нашем городе строится замечательный дом. Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.
( Корреспондент в газете – Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»