Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Бор Афанасьевского района Кировской области
Открытое внеурочное мероприятие по финансовой грамотности в 8-9 классах интеллектуального шоу «финансовые бои» |
Подготовила:
Учитель математики, ВКК,
Светлакова Валентина
Павловна
П. БОР, 2023 год
Оглавление
1. описание мероприятия 3
1.1. Формат 3
1.2. Команда модераторов 4
1.3. Цель и задачи мероприятия. Планируемые результаты 4
1.4. Технические требования к месту проведения 5
2. Порядок проведения мероприятия 6
2.1. Подготовка реквизита и оборудования 6
2.2. Вводная часть 7
2.3. Раунд №1 «Викторина» 7
2.4. Раунд №2 «100 к 1» 8
2.5. Раунд №3 «Словарик» 10
2.6. Раунд №4 «Подозрительная история» 11
2.7. Раунд №5 «Мир финансовых организаций» 15
2.8. Раунд №6 «Финансовый консультант» 16
2.9. Раунд №7 «Правда или ложь» 17
2.10. Раунд №8 «Кредитный тривиадор» 18
2.11. Раунд №9 «Ребусы 19
2.12. Подведение итогов 20
описание мероприятия Формат
Финансовые бои – это интеллектуальное соревнование между командами, нацеленное на повышение уровня финансовой грамотности участников в процессе поиска ответов на интересные вопросы и выявление сильнейших в понимании своих прав как потребителей банковских услуг. Формат подразумевает активную роль ведущего, использование электронной презентации, а также музыкального сопровождения для создания атмосферы настоящего шоу. Одна из составляющих позитивного образа мероприятия – ассоциация с набирающими популярность «Научными боями. Финансовые бои дают участникам возможность почувствовать себя частью яркого праздника, что существенно повышает интерес к теме.
Мероприятие рассчитано на школьников в возрасте 14-16 лет. Оптимальной аудиторией являются ученики 8-9 классов.
Соревнование является командным. Рекомендуемое количество участников –2-3 команды по 5-6 человек. Мероприятие можно проводить в обычной школьной аудитории во время уроков (потребуется 2 последовательных урока) или внеучебное время. При этом можно формировать команды внутри одного класса или устраивать соревнование между классами, когда каждый класс делегирует свою команду.
Задача команд – набрать наибольшее количество баллов по итогам проведенных раундов. Для этого игроки должны показать высокий уровень знаний по теме банковских услуг, таких как вклады, кредиты и банковские карты, проявить находчивость и умение работать в команде.
Сами задания и порядок начисления баллов в раундах отличаются. Подсчет баллов по итогам каждого раунда рекомендуется проводить во время обсуждения правильных ответов, чтобы перед следующим раундом ведущий мог объявить результаты.
Финансовые бои состоят из нескольких раундов, каждый из которых проводится в уникальном формате. Всего разработано 9 раундов. Рекомендуется проводить не более 5-6 раундов подряд, при большем количестве раундов – делать перерыв. Организаторы могут выбрать раунды по своему усмотрению, с учетом их продолжительности, из следующего списка (Таблица 1):
Таблица 1. Список раундов финансовых боев
№ | Раунд / блок | Тема | Продолжительность |
Вводная часть | Организация процесса | 10 мин |
1 | «Викторина» | Разные | 10 мин |
2 | «100 к 1» | Разные | 15 мин |
3 | «Ребусы» | Разные | 5 мин |
4 | «Подозрительная история» | Банковские карты | 15 мин |
5 | «Мир финансовых организаций» | Разные | 5 мин |
6 | «Финансовый консультант» | Вклады | 15 мин |
7 | «Правда или ложь» | Разные | 10 мин |
8 | «Словарик» | Кредиты | 10 мин |
9 | «Кредитный тривиадор» | Разные | 15 мин |
Подведение итогов | Организация процесса | 5 мин |
Следует заранее продумать порядок отобранных раундов так, чтобы легкие и динамичные раунды чередовались с требующими более сложных размышлений. Чтобы настроить участников на игру, рекомендуется начинать с более легкого раунда (например, «Викторина» или «Правда или ложь»).
Команда модераторов
Команда модераторов должна состоять минимум из 3 человек:
Ведущий организует конструктивные коммуникации, процесс общения с участниками. Его главная задача – за короткий промежуток времени сформировать у участников интерес к теме игры, а по ее окончании – базовое понимание собственных прав в сфере потребления финансовых услуг. Ведущий должен донести до участников правила игры, легко управлять вниманием аудитории, быть беспристрастным и корректным.
Технический ассистент настраивает мультимедийное оборудование и управляет им. Он знает сценарий мероприятия, вовремя меняет кадры презентации, следит за соблюдением временного регламента, включает музыку в нужные моменты, осуществляет подсчет правильных ответов команд в каждом раунде.
Цель и задачи мероприятия
Основная цель мероприятия – сформировать у школьников представление о разумной и ответственной потребительской стратегии поведения на рынке финансовых услуг.
Для этого в рамках финансовых боев будут решены следующие задачи:
повторить с учащимися основные понятия сферы банковских услуг;
углубить их знания о существующих финансовых организациях;
побудить школьников задуматься о достоинствах и недостатках таких финансовых услуг, как: вклады, кредиты, банковские карты;
предоставить школьникам возможность потренироваться в выборе наиболее выгодных условий вклада;
познакомить школьников с примерами кредитных договоров;
сформировать у школьников представление о мерах безопасности при пользовании банковскими картами;
развить у школьников навыки работы в команде.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание себя как части семьи, общества;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
- применение на практике теоретических знаний, полученных на занятиях по внеурочной деятельности;
- актуализировать знания полученные на занятиях по финансовой грамотности
Метапредметные:
Регулятивные:
- развивать умение работать в группе,
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,
- умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,
- умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников.
Коммуникативные:
- выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию,
- готовность слушать собеседника, вести диалог,
- умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе,
- готовность конструктивно решать конфликты.
Технические требования к месту проведения
Для проведения финансовых боев подойдет учебный класс, аудитория или актовый зал с проектором и колонками. Во время мероприятия желательно использовать микрофон и музыкальное сопровождение для создания эффекта шоу. Музыку рекомендуется включать во время обсуждения заданий в командах.
Ведущий должен располагаться таким образом, чтобы все участники могли поддерживать визуальный контакт как с ним, так и между собой. В зоне ведущего для технического ассистента необходимо предусмотреть стол, на котором будет размещаться:
реквизит для раундов;
компьютер (ноутбук) №1 для демонстрации презентации;
компьютер (ноутбук) №2 для подсчета баллов техническим ассистентом и запуска музыки;
колонки и микрофон (по возможности; колонки нужны как для микрофона, так и для трансляции музыки).
В аудитории нужно организовать рабочее пространство для команд.
Одно командное место включает: стол и стулья по числу игроков в команде или только стулья, поставленные в круг или полукругом. Это позволит участникам одной команды эффективно общаться.
Необходимо оставить свободное пространство между рабочими местами команд, чтобы игроки не мешали друг другу во время обсуждения, а модераторы могли свободно перемещаться по аудитории.
Порядок проведения мероприятия Подготовка реквизита и оборудования
Перед началом мероприятия необходимо выбрать раунды и уточнить количество участников. И:
переструктурировать электронную презентацию (Электронная презентация «Финансовые бои») в соответствии с выбранным перечнем и последовательностью раундов;
отредактировать электронную таблицу подсчета результатов исходя из фактического количества команд (Электронная таблица «Таблица подсчета баллов»);
распечатать и разрезать раздаточные материалы по количеству команд ( Печатные материалы), разложить их на стопки для каждого раунда;
подготовить подарки участникам и призы победителям (рекомендуется иметь не менее двух комплектов призов, на случай если две команды наберут равное количество баллов):
рекомендуемый комплект подарков участникам: бумажный конверт с блокнотом и ручкой «Хочу Могу Знаю» и набор информационных буклетов для школьников;
подготовить музыкальное сопровождение для мероприятия (веселые мелодии);
убедиться, что в аудитории работает вся необходимая техника:
2 компьютера: один – для демонстрации презентации, второй – для подсчета результатов каждого раунда и итога игры;
проектор и экран;
динамики;
микрофон;
организовать рабочие места для команд (стулья полукругом и по возможности стол);
расставить на столах таблички с номерами команд (Таблички с номерами команд);
разложить ручки для игроков.
Для подготовки помещения и настройки оборудования рекомендуется прибыть за 30-60 минут до начала мероприятия.
Вводная часть
В начале мероприятия необходимо разделить участников на команды. Деление на команды происходит в добровольном порядке. При возникновении сложностей модераторы помогают участникам разбиться на команды и приглашают занять свои места.
Затем модераторы раздают командам бланки регистрации (Бланки регистрации команд) и просят:
записать имена и фамилии всех участников;
придумать и записать название команды;
выбрать капитана.
Данная информация может быть использована в конце мероприятия для вручения грамот.
Ведущий объявляет о начале мероприятия, представляется и знакомит со своими помощниками. Рекомендуется уделить отдельное внимание представлению самого мероприятия, его темы и образовательной цели.
Затем ведущий рассказывает о формате мероприятия и представляет основные правила игры (Электронная презентация «Финансовые бои», слайд №2):
Игроков ожидает ___ (уточнить количество) интеллектуальных раундов. Смена раундов происходит по звуковому сигналу. После того как он прозвучал (демонстрирует звук), игроки должны немедленно прекратить все обсуждения и внимательно слушать ведущего.
По итогам каждого раунда начисляются баллы. Максимально возможный балл объявляется в начале каждого раунда.
Ответ засчитывается только, когда он озвучен капитаном. В некоторых раундах капитан должен встать с места и поднять листок с выбранным ответом. В других – принести бланк с ответом модератору. Чтобы избежать недоразумений, внимательно слушайте порядок подачи командного ответа в каждом раунде.
Подсказки запрещены. Команды не должны подсказывать друг другу или искать ответы на вопросы в интернете. За несоблюдение правил команда может быть оштрафована на несколько баллов по решению ведущего.
Перед началом соревнований ведущий напоминает о принципах командного успеха и рекомендует им следовать (Электронная презентация «Финансовые бои», слайд №3):
Уважай своих партнеров.
Умей выслушать другого.
Не согласен – предлагай.
По окончании вводной части, ведущий отвечает на вопросы игроков и объявляет о начале первого раунда. Ниже представлены инструкции по проведению всех раундов финансовых боев.
Раунд №1 «Викторина»
Краткое описание:
Формат викторины подразумевает ответ на открытые вопросы ведущего о финансовых услугах и позволяет в динамичной и интересной форме ознакомиться с различными аспектами мира финансов.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. В этом раунде можно заработать максимум 5 баллов.
Необходимый реквизит:
Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №4-14.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.3. Бланки ответов – по 5 бланков на команду.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть, затем выдает командам по 1 бланку ответов. На бланке нужно написать номер команды и верные, по мнению команды, ответы на 5 вопросов.
Ведущий последовательно задает участникам вопросы:
1) Как называется начисление процентов на проценты? (Ответ: капитализация процентов или сложный процент) (слайд №5)
2) В каком размере АСВ (Агентство по страхованию вкладов) возмещает гражданам денежные средства, размещенные ими во вкладах, в случае банкротства банка? (Ответ: до 1,4 миллиона рублей) (слайд №6)
3) С какого возраста разрешается брать кредиты? (Ответ: с 18 лет) (слайд №7)
4) Что можно назвать «вкладом наоборот»? (Ответ: кредит) (слайд №8)
5) Помимо возврата долга, что еще должен заплатить банку человек, взявший кредит? (Ответ: процент) (слайд №9)
После оглашения каждого вопроса командам дается 30 секунд на обсуждение. Помощник ведущего звуковым сигналом оповещает участников о начале и окончании обсуждения, во время обсуждения включает веселую музыку. По окончании обсуждения последнего вопроса каждый капитан должен сдать техническому ассистенту заполненный бланк с ответами на все пять вопросов.
Технический ассистент отмечает правильные ответы в Таблице подсчета баллов, в это время ведущий разбирает с участниками правильные ответы (слайды №10-14). В конце раунда технический ассистент объявляет результаты.
Раунд №2 «100 к 1»
Краткое описание:
Раунд «100 к 1» проводится по мотивам одноименного телешоу. Задача команд – после небольшого обсуждения угадать наиболее популярные ответы своих ровесников на 3 вопроса, связанные с пользованием финансовыми услугами. Для данного раунда был проведен опрос 100 человек в возрасте 13-18 лет. Варианты ответов были ранжированы по частоте, шесть наиболее популярных ответов на каждый вопрос включены в игру.
Команды получают баллы, если предложенные ими варианты встречаются среди шести наиболее популярных ответов их сверстников. Чем популярнее ответ, тем больше баллов получает команда. Более подробные инструкции см. в электронной таблице. Максимально за раунд можно получить 6 баллов.
Необходимый реквизит:
Приложение 1. Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №15-21.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.3. Бланки ответов – по 3 бланка на команду.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть и выдает командам по 3 бланка ответов – по одному на вопрос. На каждый вопрос команда может дать (записать в одном бланке) не более двух вариантов ответа.
Ведущий последовательно задает командам вопросы. После каждого вопроса он засекает 1 минуту, в течение которой игроки совещаются и записывают свои ответы. В это время технический ассистент включает музыку. Через 1 минуту ведущий собирает бланки и зачитывает версии команд. Если озвучиваемый ведущим ответ есть на табло (слайд №17, 19, 21), технический ассистент открывает соответствующую строчку (щелкает на желтый прямоугольник строки). Если ответа нет, то он нажимает на крестик и звучит сигнал неверного ответа.
Если после прочтения всех ответов команд, на табло остались закрытые строки, то технический ассистент открывает их самостоятельно. Когда все строки открыты, ведущий коротко комментирует варианты, подводит итог, после чего переходит к следующему вопросу. В это время технический ассистент забирает у ведущего бланки ответов и вносит сумму баллов за каждый вопрос в соответствующую ячейку Таблицы подсчета баллов. Если команда отгадала самую верхнюю строчку, то она получает 6 баллов; каждая последующая строчка оценивается на балл ниже. Если оба ответа команды есть на табло, то команде начисляются баллы за каждый вариант.
Последовательность действий со вторым и третьим вопросами аналогичная. Список вопросов и ответы в том порядке, в каком они расположены на табло, представлены ниже:
1. Почему люди берут кредиты?
А) Не хватает денег
Б) Деньги нужны срочно
В) Хотят то, чего не могут себе позволить
Г) Крупная покупка
Д) Мало зарабатывают
Е) На нужды бизнеса
2. Чем следует руководствоваться при выборе вклада?
А) Процентной ставкой
Б) Надежностью банка
В) Головой / здравым смыслом
Г) Целью вклада
Д) Курсом валюты
Е) Репутацией банка
3. В каких ситуациях банковская карта удобнее, чем наличные деньги?
А) Крупная сумма
Б) Защита от кражи
В) Поездка за границу
Г) Всегда
Д) Покупки в интернете
Е) Маленький кошелек
В конце раунда технический ассистент объявляет баллы за раунд с листа «Все раунды» электронной Таблицы подсчета баллов. Там сумма за 3 вопроса поделена на 6 (с округлением до целых), чтобы уравновесить разные раунды.
Раунд №3 «Словарик»
Краткое описание:
В раунде «Словарик» команды должны предложить свои определения сложных финансовых терминов. Суть в том, чтобы участники потренировались давать определения различным финансовым терминам и познакомились с новыми для них понятиями.
За каждое верно сформулированное определение команда получает 1 балл. Также 1 балл получает команда за верно выбранное определение из трех предложенных. Максимум за раунд можно получить 8 баллов.
Необходимый реквизит:
Приложение 1. Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №22-30.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.3. Бланки ответов – по 4 бланка на команду.
Приложение 3.4. Верные определения терминов – 1 комплект из 4 бланков для ведущего.
Приложение 3.5. Карточки для голосования – по 1 комплекту на команду.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть, после чего выдает командам по 4 бланка ответов – по одному на каждый вопрос, а также комплекты карточек для голосования: в каждом комплекте 3 карточки с номерами 1, 2 и 3 для голосования за соответствующий вариант ответа.
Ведущий поочередно выводит на экран термины и дает командам по 1 минуте, чтобы сформулировать определение. Команды записывают определение на бланке ответов и сдают техническому ассистенту. После каждого вопроса технический ассистент быстро отмечает, какие команды ответили верно, и выбирает два ответа из сданных участниками, которые кажутся наиболее правдоподобными или забавными – их он передает ведущему. Ведущий в случайном порядке зачитывает ответы с трех бланков ответов: одного правильного, заготовленного заранее, и двух сданных игроками. Затем ведущий дает командам 30 секунд на размышление, после чего просит капитанов одновременно поднять карточку с выбранным вариантом ответа. Пока капитаны держат карточки, технический ассистент отмечает команды, выбравшие верный вариант, и заносит данные в электронную Таблицу подсчета баллов.
Работа с каждым последующим вопросом проводится в той же последовательности. Список финансовых терминов и их определений в том порядке, как они появляются на экране, представлены ниже:
Аннуитет – одинаковый по сумме ежемесячный платеж или принцип погашения кредита одинаковыми ежемесячными платежами (слайды №23-24).
Льготный период – определенный договором срок, в течение которого проценты за пользование средствами по кредитной карте не начисляются (слайды №25-26).
Овердрафт – дополнительная опция к дебетовым картам, предусматривающая перерасход средств за счет кредитного лимита, одобренного банком (слайды №27-28).
CVV2 – трехзначный код проверки подлинности карты платежной системы Visa, последние 3 цифры на обратной стороне банковской карты (у платежной системы Master Card этот код называется CVC2) (слайды №29-30).
В конце раунда технический ассистент объявляет результаты.
Раунд №4 «Подозрительная история»
Краткое описание:
«Подозрительная история» – это история персонажа по имени Иван Иванович, который попадает в затруднительные ситуации при пользовании банковской картой. Повествование прерывается закрытыми вопросами ведущего. Задача команд при ответе на вопрос – помочь Иван Иванович найти оптимальное решение проблемы, которое гарантирует безопасность его банковских операций.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд 5 баллов.
Необходимый реквизит:
Приложение 1. Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №31-43.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.5. Карточки для голосования – по 1 комплекту на команду.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть, после чего выдает командам комплект карточек для голосования: в каждом комплекте 3 карточки с номерами 1, 2 и 3 для голосования за соответствующий вариант ответа. Ведущий поясняет, что по ходу действия он будет задавать вопросы, а команды должны будут выбрать правильный, по их мнению, ответ из трех вариантов, представленных на экране.
Технический ассистент включает слайд с вопросом только после того, как ведущий объявляет: «Вопрос №…». На обсуждение каждого вопроса командам дается 30 секунд. После каждого вопроса по сигналу ведущего капитаны команд одновременно поднимают карточки с номером выбранного варианта ответа.
Технический ассистент заносит результаты в Таблицу подсчета баллов, пока ведущий озвучивает и поясняет верный вариант. Сама история, которую ведущий зачитывает или пересказывает, представлена ниже и выделена курсивом. Верные ответы выделены полужирным курсивом.
Однажды утром Иван Иванович проснулся, посмотрел на календарь и понял, что сегодня не какой-нибудь обычный день, а день рождения его любимой мамы. В этом году он не успел подготовить подарок заранее, но отступать уже было некуда, и он встал с твердым намерением выбрать для мамы самый лучший подарок
Накануне вечером Иван Ивановичу пришло SMS, что на его карту поступила зарплата. Он не очень любит пользоваться банковской картой, потому что не доверяет банкам, и предпочитает наличные. Поэтому в это утро Иван Иванович умылся, сделал зарядку, оделся, позавтракал и отправился в отделение своего банка «Смелый кролик», чтобы снять деньги с карточки.
Как только наш герой вышел из дома, он услышал сигнал пришедшего SMS. Иван Иванович открыл его и прочитал следующее (технический ассистент включает новый слайд):
Вопрос №1. Вам пришло сообщение: «Уважаемый клиент! В компьютерной системе банка произошел технический сбой. Для восстановления денег на счете, пожалуйста, подтвердите ваши данные путем ввода PIN-кода по ссылке smelkrolik.bank-online.ru. С уважением, банк «Смелый кролик»». Что нужно делать в этом случае?
Не предоставлять PIN-код, банк не может его запрашивать, это мошенники.
Проверить адрес ссылки: если ссылка совпадает с адресом вашего банка, то ввести PIN-код.
Позвонить по номеру, с которого отправлено сообщение, и уточнить информацию.
Ведущий засекает 30 секунд, в течение которых команды совещаются, а технический ассистент включает веселую музыку. По истечении времени ведущий просит капитанов поднять карточки с вариантом ответа, который они выбрали.
Пока технический ассистент записывает ответы, ведущий обсуждает с участниками предложенные варианты. Ведущий поясняет, что PIN-код действительно не нужно сообщать никому и никогда, даже своему банку – тем более банку. Поэтому верным является первый вариант ответа. Вариант «позвонить по этому номеру» не является оптимальным: мошенники обычно являются хорошими психологами и могут легко вас обмануть. Поэтому если и звонить, то только в свой банк – чтобы проверить подлинность полученного сообщения и проинформировать банк о мошенничестве, если окажется, что оно ложное.
Такой вид мошенничества называется «фишинг» (от англ. «fish» - закидывать удочку). Он действительно очень популярен. У владельца карты пытаются c помощью звонков, SMS, писем на электронную почту и пр. выведать реквизиты банковской карты и PIN-код. Чаще всего фишеры создают сайт, имитирующий официальный сайт банка и пытаются заманить на него жертву, где она сама введет все нужные мошенникам данные.
Иван Иванович решил никому ничего не сообщать, выключил экран телефона и продолжил свой путь к банкомату. Он всегда пользовался конкретным банкоматом в здании банка «Смелый кролик», а потому хорошо знал и это место, и этот банкомат. Поэтому он очень удивился, когда обнаружил на банкомате новую выступающую зеленую накладку в месте приема карты. Он внимательно осмотрел два соседних банкомата и убедился, что на них стоят точно такие же накладки. Он хотел поскорее снять деньги и пойти за подарком, но переживал о том, будет ли это безопасно.
Вопрос №2. Как вы считаете, стоит ли Ивану Ивановичу снимать деньги в этом банкомате?
Да, все, что находится в здании банка безопасно.
Нужно подергать накладку: если не снимается – спокойной снимать деньги.
Нет, на банкоматах не должно быть никаких накладок.
Ведущий засекает 30 секунд, в течение которых команды совещаются, а технический ассистент включает веселую музыку. По истечении времени ведущий просит капитанов поднять карточки с выбранным вариантом ответа.
В качестве мер предосторожности можно действительно попробовать отцепить накладку и подцепить край клавиатуры для ввода PIN-кода ногтем. Настоящие, в отличие от поставленных мошенниками, не оторвутся, они антивандальные.
Иван Иванович решил на всякий случай не снимать деньги в этом банкомате, а вместо этого сообщил сотрудникам банка о подозрительной накладке и, грустный, вернулся домой. Ему все еще нужно было купить подарок маме, поэтому Иван Иванович вздохнул, открыл компьютер и решил сделать то, чего обычно не делал, – воспользоваться услугами интернет-магазина.
Наш герой долго искал подходящий подарок и, наконец, нашел хорошую мультиварку в магазине «Все для мамы». В этом интернет-магазине предлагали скидку 10% при условии оплаты через сайт, а также бесплатную доставку и красивый кулон в подарок. Иван Иванович понравилось это предложение, и он нажал кнопку «оплатить». После этого открылось поле, в котором его попросили ввести номер карты, имя и даже CVV-код. Иван Иванович задумался, не слишком ли много информации от него просят? Да и скидка какая-то подозрительная. А вдруг это мошенники, которые вовсе не собираются привозить ему заказ, а просто хотят узнать данные его карты? Тогда он останется без денег, а мама без подарка. Что же делать?
Вопрос №3. Стоит ли пользоваться предложением этого интернет-магазина?
Нет, нельзя вводить данные своей карты в интернете – это небезопасно.
Нет, можно вводить все, кроме CVV-кода, этот сайт точно принадлежит мошенникам.
Да, если сайт в адрес начинается с букв https, это означает безопасное соединение.
Ведущий засекает 30 секунд, в течение которых команды совещаются, а технический ассистент включает веселую музыку. По истечении времени ведущий просит капитанов поднять карточки с вариантом ответа, который выбрала команда.
После обсуждения ведущий продолжает «подозрительную историю»:
Иван Иванович проверил протокол шифрования, отзывы клиентов и даже позвонил нескольким своим друзьям, которые сообщили, что пользовались услугами этого интернет-магазина и уже порадовали своих мам подарками. Тогда Иван Иванович сделал глубокий вдох, оплатил покупку и стал ждать. Через несколько минут ему позвонили из магазина и сообщили, что его заказ готов, но, к сожалению, свободных курьеров сегодня нет. Иван Ивановичу предложили самостоятельно приехать к ним в магазин и забрать свой заказ с подарком. Наш герой согласился и повесил трубку. Он снова вышел из дома, с трудом, но все-таки нашел нужный адрес и забрал подарок для мамы.
После того как он вышел из магазина, он решил завершить начатое утром и снять деньги в другом банкомате банка «Смелый кролик», который располагался как раз рядом с пунктом выдачи заказов. Иван Ивановичу обшарил все свои карманы и понял, что карты у него с собой нет.
Вопрос №4. Вы обнаружили пропажу своей карты. Какой из предложенных вариантов кажется вам достаточным, чтобы гарантировать сохранность денег?
У меня подключено SMS-оповещение, я могу не переживать и поискать ее дома вечером.
Я звоню в банк и блокирую карту.
Моя карта с чипом и требует ввода PIN-кода каждый раз, я могу не переживать и поискать ее дома вечером.
Ведущий засекает 30 секунд, в течение которых команды совещаются, а технический ассистент включает веселую музыку. По истечении времени ведущий просит капитанов поднять карточки с вариантом ответа, который они выбрали.
После обсуждения ведущий продолжает «подозрительную историю» и переходит к последнему вопросу.
Иван Иванович позвонил в банк и заблокировал свою карту. Почти сразу к нему подошла милая девушка, которая выдавала ему заказ, и протянула ему карту и паспорт – он забыл их в пункте выдачи. Иван Иванович долго благодарил девушку. Когда она ушла, он спрятал банковскую карту в кошелек, кошелек – в дипломат, а дипломат зажал в левой руке, чтобы не упустить. Иван Иванович достал мобильный, чтобы позвонить в банк и разблокировать карту, но тут поступил звонок с неизвестного номера.
Наш герой нажал зеленую кнопку и сказал: «Алло?»
Вопрос №5. Вам позвонили, назвавшись представителем вашего банка, и предложили улучшить обслуживание в интернет-банке. Вас просят сообщить код подтверждения для входа в интернет-банк. Ваши действия?
Сообщить код подтверждения, телефон и карта у вас на руках – нет ничего подозрительного.
Сказать, что вы лично перезвоните в банк, а затем действительно перезвонить и сообщить о факте такого звонка.
Сказать, что вы не помните код, и рассказать всю историю, приключившуюся с вами за сегодняшний день.
Ведущий засекает 30 секунд, в течение которых команды совещаются, а технический ассистент включает веселую музыку. По истечении времени ведущий просит капитанов поднять карточки с вариантом ответа, который они выбрали.
Раунд №5 «Мир финансовых организаций»
Краткое описание:
«Мир финансовых организаций» – это задание на логическое мышление и осмысленное восприятие информации. Задача команд – соотнести 6 типов финансовых организаций с выполняемыми ими функциями.
Этот раунд обычно оказывается сложным для игроков всех возрастов, поэтому его не рекомендуется проводить в самом начале. Также следует уделить особое внимание разбору правильных ответов.
Максимум за раунд можно получить 5 баллов.
Необходимый реквизит:
Приложение 1. Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №44-55.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.6. Бланк с финансовыми организациями – по 1 бланку на команду.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий выдает каждой команде «Бланк с финансовыми организациями», на котором изображена символика шести финансовых организаций (то же изображение выводится на экран, слайд №43), и поясняет их названия.
Ведущий объявляет, что сейчас игроки увидят на экране шесть пронумерованных утверждений, относящихся к разным видам финансовых организаций. Утверждения демонстрируются последовательно – по одному на слайде (слайды №44-49). Задача команд – правильно определить, о какой организации идет речь в каждой из фраз. Свои ответы команды вносят в бланк, проставляя номер утверждения под соответствующим ему изображением. На каждый слайд дается не более 30 секунд.
В конце игрокам еще раз показывают все утверждения, объединенные на двух слайдах (слайды №50-51), чтобы они могли проверить свои ответы. Показ каждого слайда длится не более 30 секунд.
После этого команды сдают заполненные бланки техническому ассистенту. Пока он подсчитывает результаты, ведущий разбирает с участниками верные ответы (слайды №52-53), представленные в следующей таблице (Таблица 2):
Таблица 2. Функции финансовых организаций
Финансовая организация | Функции организации |
Коммерческий банк | предоставляет финансовые услуги для юридических и физических лиц (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции) |
Банк России (он же ЦБ РФ) | осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, проводит денежно-кредитную политику государства |
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) | пресекает недобросовестную рекламу финансовых организаций в публичных местах, в частности, в общественном транспорте |
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) | защищает сбережения населения, размещаемые во вкладах и на счетах в российских банках |
Бюро кредитных историй (БКИ) | хранит информацию о заемщиках банков |
Микрофинансовая организация (МФО) | выдает займы населению под высокие проценты в размере до 1 000 000 рублей и принимает сбережения от населения вне системы страхования вкладов |
При обсуждении функций финансовых организаций стоит уделить внимание допущенным ошибкам.
Имеет смысл сделать акцент на следующих моментах:
отличия между банками и МФО;
прочие функции Банка России (помимо надзора за деятельностью кредитных организаций и проведения денежно-кредитной политики государства);
уникальность Банка России, АСВ и ФАС и множественность других перечисленных организаций (коммерческие банки, МФО и БКИ).
По окончании обсуждения технический ассистент объявляет результаты раунда.
Раунд №6 «Финансовый консультант»
Краткое описание:
В раунде «Финансовый консультант» команды выступают в роли финансовых консультантов, к которым обратился клиент, желающий открыть банковский вклад на 3 миллиона рублей. Клиент просит посоветовать наиболее выгодный для него вариант, при условии, что открыть вклад он может в одном из трех банков. Чтобы определить, какой вклад будет оптимальным для клиента, команды должны проанализировать показатели каждого банка и характеристики предлагаемых ими вкладов.
Баллы начисляются в зависимости от полноты анализа и правильности принятия решения по каждому из критериев. Более подробные инструкции см. в электронной таблице. Максимум за раунд можно получить 9 баллов.
Необходимый реквизит:
Приложение 1. Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №56-66.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.7. Сравнительная таблица финансового консультанта – по 1 экземпляру на команду.
Порядок проведения:
Ведущий объявляет, что сейчас игрокам поочередно будут продемонстрированы слайды с информацией о трех банках. Игрокам предстоит самостоятельно выделить критерии сравнения банковских предложений и внести их в таблицу. Ведущий рекомендует командам делать записи по ходу представления банков.
Далее ведущий проводит краткую презентацию трех банков и их предложений по вкладам (слайды №56-58). Ведущий зачитывает и при необходимости комментирует информацию со слайдов. Затем демонстрируются слайды с дополнительной информацией: показатели работы банков (слайд №59), кредитные рейтинги банков (слайд №60), отзывы клиентов (слайд №61). Показ каждого дополнительного слайда длится 30-60 секунд, пока школьники читают и конспектируют информацию.
По завершении презентации банковских предложений ведущий засекает 3 минуты, в течение которых команды совещаются, заполняют сравнительную таблицу и формулируют итоговый вывод: какой банк следует предпочесть клиенту. После того как команды сдадут бланки, ведущий предлагает всем командам устно пояснить свой выбор. На представление своего ответа каждой команде отводится не более 30 секунд.
По окончании выступлений ведущий поясняет критерии, на которые следует ориентироваться при выборе банка, и вместе со школьниками определяет лучшие банки по отдельным критериям (слайды №62-64). Список критериев представлен в таблице ниже (Таблица 3). Полужирным курсивом выделены лучшие показатели по отдельным критериям.
Таблица 3. Критерии выбора банка и вклада
Критерий | «Викинг» | «Открытие» | «Зенит» |
Процентные ставки | 10,25% | 10,8% | 13% |
Периодичность выплат (ежемесячная выплата процентов лучше, чем в конце срока – есть возможность реинвестирования) | Ежемесячная | В конце срока | Ежемесячная |
Наличие лицензии, членство в АСВ | + | + | + |
Кредитные рейтинги | Неизвестно | Высокий рейтинг, низкий риск | Высокий рейтинг, умеренный риск |
Отзывы потребителей | - Необученный персонал отделения - Внимательное отношение к клиентам - Изменяют график платежей, не отвечают на претензии - Банк вымогает дополнительную комиссию | - Банк обманывает клиентов при открытии бессрочного счёта «Моя Копилка» - Некачественное обслуживание - Иногда не выдает деньги по предварительному заказу | - Усложненный регламент оформления банковских карт - Иногда возникают сложности в подключении к интернет-банку - Вежливое отношение к вкладчику при обращении |
Итоговый вывод: наиболее оптимальным выбором представляется банк «Зенит», так как он выигрывает по всем параметрам, кроме кредитного рейтинга: по нему риск чуть выше, чем у «Открытие». Однако уровень риска для «Зенит» все равно «умеренный», и при высоком рейтинге он кажется надежным объектом вложения средств.
По завершении разбора ответов технический ассистент объявляет результаты раунда.
Раунд №7 «Правда или ложь»
Краткое описание:
В раунде «Правда или ложь» командам предстоит оценить верность предложенных суждений о финансовых услугах.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд 5 баллов.
Необходимый реквизит:
Приложение 1. Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №67-77.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.8. Карточки правда_ложь - по 1 комплекту на команду.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть и выдает командам карточки «правда» и «ложь» для голосования.
Ведущий предлагает командам определить правдивость следующих суждений:
1) Подросток шестнадцати лет может открыть вклад в банке и положить туда свои сбережения. (ПРАВДА, вклады доступны потребителям с 14 лет, в то время как кредиты только с 18. Слайды №68-69.)
2) Доступ к информации бюро кредитных историй есть только у банков. (ЛОЖЬ, заемщик также может по запросу получить свою кредитную историю. Один раз в год эту услугу ему предоставят бесплатно. Слайды №70-71.)
3) Брать кредит с размером ежемесячного платежа в половину ежемесячного дохода – разумная финансовая стратегия. (ЛОЖЬ, рекомендуется, чтобы размер платежа не превышал 30% дохода. Слайды №72-73.)
4) Банковских карт в России больше, чем людей. (ПРАВДА, людей 146 миллионов, а банковских карт — 284 миллиона, по данным Росстата и ЦБ РФ на 1 января 2021 года. При этом картами пользуются не все, а многие пользователи банковских карт являются держателями сразу нескольких. Слайды №74-75.)
5) Не берите и не давайте деньги в долг по вечерам. (ПРАВДА, «Утро вечера мудренее». После сна, мы принимаем более взвешенные решения. «Влезать в долг не обязательно, или этому человеку нельзя доверять свои деньги».. Слайды №76-77.)
Утверждения выводятся на экран по одному. После 30-секундного совещания с командой капитаны по сигналу ведущего должны поднять зеленую (правда) или красную (ложь) карточку. Технический ассистент отмечает команды, ответившие верно, и заносит данные в электронную таблицу. После каждого вопроса ведущий поясняет правильный ответ.
Раунд №8 «Кредитный тривиадор»
Краткое описание:
Идея раунда основана на формате стратегической многопользовательской онлайн-викторины «Тривиадор» (бывший «Конквизтадор»). «Тривиадор» включает в себя вопросы, ответами на которые являются числа, причем баллы между командами начисляются в зависимости от того, кто точнее и быстрее ответит на вопрос. В рамках «Кредитного тривиадора» игрокам предстоит решать счетные задачи, используя в качестве исходных данных условия договора о потребительском кредите.
За ответ на каждый вопрос игроки могут получить от 1 до 3 баллов, в зависимости от точности и скорости ответа. Более подробные инструкции см. в электронной таблице. Максимум за раунд можно получить 9 баллов.
Необходимый реквизит:
Приложение 1. Электронная презентация «Финансовые бои», слайды №78-84.
Приложение 2. Электронная таблица «Таблица подсчета баллов».
Приложение 3.3. Бланки ответов – по 3 бланка на команду.
Приложение 3.9. Кредитный договор – по 2 экземпляра на команду.
Порядок проведения:
В начале раунда ведущий кратко объясняет его суть, после чего выдает командам текст договора. Команды изучают его в течение 1 минуты, затем решают 3 счетные задачи на основе данных договора.
Текст задач выводится на экране (по одной задаче на слайде). Ведущий зачитывает их и поясняет условия.
На решение каждой задачи командам отводится по 3 минуты. Для 8-9-х классов разрешаю использовать калькуляторы – они упростят игру.
Каждая команда пишет свой ответ на бланке и как можно раньше сдает его техническому ассистенту или помощнику ведущего (ему необходимо находиться на равном удалении от всех команд). Ведущий собирает ответы команд и объясняет правильный ответ, демонстрирует соответствующий слайд. В это время технический ассистент подсчитывает результаты.
Далее представлены тексты задач с ответами, решениями и рекомендациями по обсуждению:
Сколько процентов от ежемесячной заработной платы составляет ежемесячный платеж по кредиту, если зарплата составляет 75 000 рублей? (слайды №77-78)
Ответ: 66,6 %.
Расчет: 50 000 рублей в месяц (ежемесячный платеж, приведен в договоре) / 75 000 рублей в месяц = 0,666… = 66, (6) %.
После объявления верного ответа рекомендуется задать игрокам следующие вопросы: взяли бы они кредит на таких условиях; сможет ли человек выплачивать кредит?
После короткого обсуждения ведущий сообщает командам, что, по рекомендациям экспертов, ежемесячные выплаты по кредиту не должны превышать 30% от суммы ежемесячного дохода.
Какую сумму фактически придется заплатить заемщику суммарно за два года? (слайды №79-80)
Ответ: 1 240 000 рубля.
Расчет: 50 000 рублей в месяц (ежемесячный платеж, приведен в договоре) * 24 месяца + 40 000 рублей за страховой полис = 1 240 000 рубля.
Многие участники могут забыть страховой полис. Ведущему следует отметить, что кредитный договор может включать в себя дополнительные платежи и комиссии. Перед подписанием нужно внимательно изучать договор, чтобы понимать все его условия.
Сколько процентов от тела кредита составит итоговая переплата? (слайды №81-82)
Ведущий зачитывает вопрос и поясняет, что тело кредита — это та сумма, которую заемщик берет в долг у банка. При необходимости ведущий может также пояснить, что для того, чтобы узнать, сколько составят переплаты, нужно посчитать сумму, которую в итоге заплатит заемщик, и сравнить ее с телом кредита.
Ведущий засекает 3 минуты, после чего собирает письменные ответы у команд, передает их техническому ассистенту на проверку и поясняет правильный ответ.
Ответ: 24 %.
Расчет: всего за 1 год придется заплатить 20 000 рублей (за страховой полис) + 24 месяца (срок кредита) * 50 000 рублей в месяц = 2*20 000 рублей + 1 200 000 рубля = 1 240 000 рубля.
Сумма переплаты составит 1 220 000 рубля - 1 000 000 рублей = 240 000 рубля.
В процентах от тела кредита переплата составит: 240 000 рубля / 1 000 000 рублей = 0,24 = 24%.
Ведущий подводит школьников к выводу, что при выборе кредита необходимо очень внимательно читать договор, чтобы понимать, на что соглашаешься. Рекомендуется предварительно сравнить разные предложения банков и выбрать наиболее подходящее. Ведущий может попросить школьников самостоятельно сформулировать короткие тезисы-выводы о том, какие параметры особенно важны при пользовании кредитом.
В конце раунда технический ассистент объявляет баллы.
Раунд №9 «Ребусы»
Краткое описание: За каждое задание 1 балл.
- БАНК
- ДИВИДЕНТ
- БЮДЖЕТ
В конце раунда технический ассистент объявляет баллы.
П
одведение итогов.
РЕФЛЕКСИЯ
В конце мероприятия ведущий поблагодарит школьников за участие и вручает подарки. Рекомендуется узнать у участников, какие раунды им понравились больше (меньше), что показалось сложным, что заинтересовало. В это время технический ассистент заполняет сводную таблицу с баллами команд (слайд №85).
Когда все подарки вручены и обсуждение окончено, технический ассистент объявляет победителей – участников команды, набравшей максимальное количество баллов. Им вручают призы. В завершение рекомендуется сделать памятные фотографии со всеми участниками.