Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие»
КОНСПЕКТ
открытого занятия по теме
«Техника вязки узлов»
Конспект
занятия по разделу «Техника вязки узлов».
Тема занятия: знакомство с техникой вязки узлов: прямой, проводник, восьмерка.
Цели:
Образовательная
познакомить с техникой вязки узлов: прямой, проводник, восьмерка.
отработать единую последовательность приемов вязки узлов.
Развивающая
совершенствовать координацию движений, гибкости пальцев, быстроту, точность, правильность выполнения действий;
способствовать развитию сенсомоторики – согласованности в работе рук и глаз.
Воспитывающая
воспитывать ответственность;
формировать нравственную позицию.
Тип занятия: вводное занятие.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Методы: беседа, демонстрации наглядного материала.
Оборудование:
а) личное: вспомогательная веревка— 1 х 4.5 м, репшнур 3 мм — 10 х 0,5 м
б) групповое: репшнур — 1 х 4,5 м., основная веревка — 1 х 20 м. 8.
Форма одежды - спортивный костюм.
Общие методические указания:
а) занимающиеся (кружковцы) встают полукругом на время демонстрации и разучивания приемов вязки узлов;
б) во время демонстрации приемов репшнуры лежат перед обучающимися;
в) при обучении применяется следующий порядок:
назвать узел и его назначение;
продемонстрировать приемы вязки узла по элементам;
предоставить время на разучивание приемов;
проверить рисунок узла у каждого обучающегося;
при наличии ошибок предложить одному из кружковцев продемонстрировать прием с объяснением действий; продолжать демонстрацию и объяснение приема разными обучающимися до полного его усвоения;
при отсутствии ошибок проконтролировать прочность усвоения приема путем его повторения до появления четкости в рисунке узла и в последовательности вязки;
предложить обучающимся, освоившим прием, п к вязке узла за спиной или с закрытыми глазами в качестве закрепления материала;
г) требовать выполнения приема способом, рекомендованным на занятии.
План – конспект.
Часть урока | Содержание | Время | Организационно-методические указания |
| Назначение прямого узла: при большой нагрузке сильно затягивается; требует применения контрольных узлов | 10 мин. | Р. Ш п. 1. а М. Сообщение |
| Вязка узла: отмерить концы; правый конец наложить на левый; правый обернуть вокруг левого один раз; правый снова наложить на левый; обернуть правый вокруг левого один раз; взявшись за концы (по два с каждой стороны), затянуть узел; завязать контрольные узлы | | Р. Шп. 1. а, б М. Шп. 1. в, г Продемонстрировать развязывание неправильно завязанного узла. Предупредить: 3. а) правый конец — тот, который в начале приема был в правой руке, левый — в левой; б) короткие концы должны быть по одну сторону узла |
| Назначение узла «проводника»: завязывание незатягивающейся петли на веревке; привязывание веревки к предметам типа "неразъемное кольцо" | 10 мин | Р. Шп.1.а М. Сообщение |
| Вязка «проводника» петлей: отмерить нужной длины конец; сложить веревку петлей; завязать узел на петле; подогнать длину петли; затянуть узел; завязать контрольный узел | | Р. Шп.а.б М. Ша.1.в,г 3. «Проводник», завязанный посредине веревки, в контрольных узлах не нуждается |
| Вязка «проводника» концом: отмерить нужной длины конец; завязать простой узел и расправить его; сложить петлей короткий конец; пропустить короткий конец через узел, повторяя рисунок простого узла; расправить и затянуть узел; завязать контрольный узел | | Р. Шп.1.а,б М. Шп 1.в.г 3. Узел вязать на предмете типа «неразъемное кольцо» |
| Назначение узла «восьмерки»: завязывание незатягивающейся петли на веревке; Особенности «восьмерки»: при большой нагрузке затягивается меньше «проводника»; привязывание веревки к предметам типа «неразъемное кольцо»; применения контрольного узла не требует | 10 мин. | Р. Шп 1.а М. Сообщение |
| Вязка «восьмерки» петлей: отмерить нужной длины конец; сложить веревку петлей; завязать на петле узел, подобный простому, но сделать дополнительно полоборота; подогнать длину петли; расправить и затянуть узел | | Р. Шп.1.а,б М. III п.1.в, г |
| Вязка «восьмерки» концом: отмерить нужной длины конец; завязать на конце «восьмерку»; расправить узел; сложить петлей короткий конец; пропустить конец через узел, повторяя рисунок узла; расправить и затянуть узел. | | Р, Шп 1.а.б М. Шп 1.в.г 3. Узел вязать на предмете типа «неразъемное кольцо» |
| Подведение итога занятия. | 5 мин. | |
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 35 мин.
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Назначение узла «булинь»: привязывание веревки к предметам; Особенности узла «булинь»: при большой нагрузке сильно затягивается; требует применения контрольного узла; вяжется со стороны нагруженного конца | 15 мин. | Р. Шп 1.а М. Сообщение |
2. | Вязка узла «булинь»: отмерить нужной длины конец; сделать первую петлю левой рукой, протянуть в нее вторую петлю от длинного конца веревки, который будет нагружаться; протянуть короткий конец во вторую петлю правой рукой; протянуть вторую петлю назад через первую, нагружая длинный конец веревки («вывернуть» петлю); расправить и затянуть узел | | Р. Шп 1.а.б М. Шп 1.в.г 3. Проконтролировать протягивание конца веревки через двойную петлю Предупредить, что в связке длинный конец веревки нагружен |
3. | Разбор раздела | 10 мин | М. П.02.004 |
| Перерыв | 10 мин | |
ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 25 мин.
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Назначение «брамшкотового» узла: связывание веревок разного диаметра; Особенность «брамшкотового» узла — требует применения контрольного узла | 15 мин | Р. Шп 1.а М. Сообщение |
2 | Вязка «брамшкотового» узла: на толстой веревке отмерить нужной длины конец; сложить толстую веревку петлей и взять ее в левую руку; правой рукой пропустить тонкую веревку в петлю толстой сверху вниз и вытянуть конец нужной длины; прихватить тонкую веревку левой рукой, так чтобы она лежала на толстой, провисая небольшой петлей; обернуть веревку вокруг петли толстой, пропуская ее между петлей тонкой и толстой веревки два раза; расправить и затянуть узел; сделать контрольные узлы | | Р. Шп 1.а.б М. Шп 1.в.г 3. Обратить особое внимание на то, чтобы тонкая веревка после двух оборотов вокруг петли не пропускалась в петлю толстой |
3 | Разбор раздела | 10 мин | 11.02.004 |
ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 35 мин.
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Назначение узла «стремя»: привязывание веревки незатягивающейся петлей и незатягиваюшимся узлом; Особенности узла «стремя»: сохраняет форму и не соскакивает с предмета при легком натяжении; вяжется из большой петли узла «проводник» или свободный короткий конец привязывается к длинному (нагруженному) узлом "булинь" | 20 мин | Р. Шп 1.а М. Сообщение |
2 | Вязка узла «стремя» петлей: взяться руками за веревку на расстоянии друг от друга, необходимом для получения стремени нужного размера; накинуть правой рукой на левую петлю и придержать ее большим пальцем; накинуть и придержать вторую петлю правее первой; вторую поместить под первой, не поворачивая плоскости петли; одеть обе петли на предмет; затянуть узел | | Р. Ш п. 1.а,б М. III п.1.в,г 3. Отрабатывать технику вязки стремени можно не применяя большой петли «проводника» Демонстрацию стремени проводить с применением петли «проводника» длиной не менее 0,5 м |
3 | Вязка узла «стремя» концом: отмерить нужной длины конец; наложить веревку сверху и сделать оборот вокруг предмета, выпустив конец слева; сделать оборот правее первого, выпустив конец между оборотами; затянуть стремя | | Р. Шп 1.а.б М. Шп.1.в, г 3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла «булинь» на свободном конце. Отрабатывать технику вязки можно не применяя завязывания конца узлом «булинь» |
4 | Разбор раздела | 10 мин | II. 02.004 |
5 | Перерыв | 5 мин. | |
СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 30 мин.
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Назначение узла «схватывающий»: обеспечение скользящего соединения двух веревок и закрепления одной веревки на другой при наличии нагрузки; Особенности узла «схватывающий»: веревка, которой вяжется узел, должна иметь диаметр меньше диаметра основной веревки; петля для схватывающего вяжется восьмеркой одним концом или свободный конец привязывается узлом «булинь» | 20 мин | Р. III п.1.а М. Сообщение |
2 | Вязка узла «схватывающий» петлей: смотать лишний конец в правую руку; взяться правой рукой за петлю левее узла петли; наложить петлю сверху на веревку и, придерживая петлю перед веревкой левой рукой, сделать два оборота петлей вокруг веревки, пропуская внутрь самого себя; слегка затянуть и расправить; затянуть окончательно | | Р. Ш п.1.а,б М. III п.1.в,г Продемонстрировать несрабатывание нерасправленного узла, способ его передвижения и ослабления после затягивания |
3 | Вязка узла «схватывающий» концом: отмерить нужной длины конец; наложить конец на веревку сверху правой рукой и сделать два оборота слева «направо от себя; перекинуть конец налево сверху и сделать два оборота слева направо на себя, пропуская конец в образовавшуюся петлю; узел затянуть и расправить | | Р. III 1.а.б М. III п.1.в.г 3. Демонстрацию узла проводить с последующим завязыванием узла «булинь» свободным концом. Отрабатывать технику узла можно не применяя узла «булинь» |
4 | Разбор раздела | 10 мин | |
ВОСЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
Продолжительность — 45 мин.
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Назначение обвязки: верхней (грудной) — для привязывания к веревке при организации связки; нижней («беседки») — для увеличения поверхности обвязки и для самостоятельного нагружения (при переправе и спуске по веревке); Особенности обвязки: нижняя обязательно связывается с верхней; требует знания узлов «булинь», «прямой», «контрольный» | 25 мин | Р III п 1.а |
2 | Завязывание грудной обвязки: заложить веревку за спину (короткий конец — в правой руке); вытянуть конец правой рукой так, чтобы он достал пол при согнутом под 90° локте; набросить короткий конец на правую руку; сделать на длинном конце веревки левой рукой двойную петлю для «булиня»; пропустить короткий конец в петлю; сделать вдох, «вывернуть» и затянуть петлю «булиня»; короткий конец пропустить сверху справа под обвязку на 20—30 см; пропустить руку в образовавшуюся петлю и перевести конец за спину; вывести короткий коней вперед через левое плечо; привязать короткий конец контрольными узлами к обвязке спереди крест-накрест | | Р. III п. 1 а, б М. III п. 1. в,г |
3. | Завязывание нижней регулируемой обвязки: сложить репшнур вдвое и наложить на поясницу; завести руки вперед и притянуть концы между ног спереди назад; захватить концы сзади, вывести их вперед и пропустить спереди под оба получившихся оборота навстречу друг другу; затянуть обвязку за концы; завязать концами прямой узел; привязать концы к грудной обвязке | | |
4 | Разбор раздела | 10 мин | М. II. 02. 004 |
5 | Перерыв | 10 мин | З. Отдых и подготовка слушателей к общему разбору |