Открытое занятие
для родителей в объединении «Начальное техническое моделирование»
Педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей – Лазарева Светлана Николаевна
Тема занятия: Экскурсия «В мире техники»
Цель: Познакомить родителей с деятельностью объединения «Начальное
техническое моделирование»
Задачи:
Образовательная:
- Показать родителям результаты деятельности обучающихся 1 года обучения через знакомство с выставкой первых работ, с работой детей на занятии;
- привлечение родителей к участию в занятии совместно с детьми.
Развивающая:
- Развитие активности детей через участие в различных видах деятельности
на занятии.
Воспитательная:
- Воспитание у детей усидчивости, аккуратности, у родителей уважительного
отношения к продукту труда их детей в процессе занятия.
Оборудование:
Для оформления кабинета:
- таблички «Авиасалон», « Морское пароходство», «Автомастерская
- 3 небольших стенда с информацией;
- столы для выставки.
Для теоретической части занятия:
- «билеты» - карточки в виде автомобиля, самолета, корабля;
- жетоны для викторины (15 шт.);
- карточки для «Книги отзывов» (по числу участников);
- « Книга отзывов»
Для игры:
- 2 бумажных кораблика
- 2 вязальные нити по 1,5 м;
- 2 простых карандаша.
Материалы и инструменты для практической работы:
- картон 1 лист А4 (на каждого обучающегося);
- ножницы (на каждого обучающегося);
- простой карандаш (на каждого обучающегося);
- клей ПВА (на каждого обучающегося);
- развертка модели автомобиля (на каждого обучающегося);
- образец модели автомобиля (на каждого обучающегося).
Возраст детей: 8 лет
Ход занятия
Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем объединении «Начальное техническое моделирование». У нас сегодня необычное занятие. Я приглашаю вас на экскурсию « Мир техники». Вы, дорогие родители, вместе со своими детьми узнаете много интересного, и даже кое-что сможете сделать своими руками. В ходе экскурсии мы побываем на трех экскурсионных объектах:
- «Авиасалон»;
- «Морское пароходство»;
- «Автомастерская».
Но, чтобы побывать на экскурсии, нам необходимо приобрести билеты, А покупать билеты вы будете не за деньги, а за ваши знания.
(Каждому обучающемуся и родителю задается несложный вопрос (Приложение № 1), выдается «билет» в форме самолета, корабля, машины, а родителям еще выдается «программка» экскурсии – образовательная программа 1 года обучения в объединении.
II. Основной этап
Педагог: (загадывает загадку)
Он гудит и чертит мелом
Он рисует белым–белым
На бумаге голубой.
Сам рисует, сам поет.
Что же это? (Самолет)
Педагог: Итак, мы отправляемся с вами в авиасалон.
Авиасалон - это выставка, на которой люди могут познакомиться с достижениями современного авиастроения, увидеть самые современные самолеты, посмотреть выступления лучших российских и зарубежных летчиков.
Ребята, а какой авиасалон ежегодно работает в Москве? («Макс»)
Педагог: «Макс» - это гордость нашей страны. Всегда посещает этот авиасалон президент нашей страны и много зарубежных гостей.
Давайте посмотрим на стенд и познакомимся с самыми современными самолетами в нашей стране (краткий обзор)
Ребята, скажите, а люди каких профессий трудятся над созданием этой могучей техники? (Конструкторы, проектировщики, программисты, люди рабочих профессий: токари, слесари, электрики и др.)
Педагог: И, наверно, многие из тех, кто создает самолеты, тоже делали в детстве простые модели из бумаги. Давайте посмотрим, какие модели сделали дети, и какие смогут сделать в дальнейшем.
(Знакомство с выставкой работ обучающихся)
Педагог:
Корабли такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год,
Появился пароход!
Мы с вами находимся в морском пароходстве. Здесь есть музейная комната, в которой представлена экспозиция «Корабли прошлого»
(Знакомство с « экспозицией»)
Педагог: Люди всегда стремились освоить не только воздушное пространство, но и водное. Сначала люди строили из бревен плоты, потом научились делать лодки. И в первую очередь этому научились люди, живущие по берегам рек и морей. Согласно русским летописям, сотни лет тому назад по водам Белого моря ходили поморы. Изучение кораблей древних поморов показало, какими способностями и смекалкой обладали первые русские мореходы. Давайте посмотрим, на чем выходили в море мореходы.
(Знакомство на стенде с иллюстрациями первых кораблей: ладья, кочмара и др.)
Педагог: А теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Лучший мореплаватель».
Условия игры:
Есть 2 кораблика. Детям надо «переплыть реку». К корабликам прикреплены нити, к концам которых привязаны по 1 карандашу. Дети по 2 игрока одновременно закручивают нить на карандаш. Выигрывает тот, кто быстрее закрутит всю нить – «быстрее переплывет реку».
Педагог:
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету,
Но пришел двадцатый век,
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело,
Шум моторов, шорох шин -
Мчатся тысячи машин.
Педагог: На занятии обучающиеся уже познакомились с историей возникновения автомобиля (Приложение № 2). И теперь я проведу с вами викторину (Приложение № 3). Вопросы будут задаваться в порядке очередности. Если игрок не знает ответ, вопрос переходит к следующему игроку. За каждый правильный ответ будет даваться жетон. Выигрывает в викторине тот, кто больше даст правильных ответов. Приглашаю принять участие в викторине и родителей.
(Проводится викторина)
Педагог: Мы с вами находимся в автомастерской. А там над машинами трудятся автослесари; ремонтируют кузовы, двигатели, колеса, красят автомобили и делают многое другое. Мы тоже с вами умеем делать автомобили. Пусть это пока бумажные модели, но чтобы создать такую модель тоже надо немало потрудиться,
Уважаемые родители, посмотрите, какие автомобили научились делать ваши дети и какие смогут сделать в процессе дальнейших занятий.
(Просмотр выставки)
А теперь я предлагаю вам вместе с детьми сделать очень простой автомобиль. (Приложение № 4).
(Практическая работа)
Итоговый этап
Педагог: Вот и закончилась наша экскурсия. На всех экскурсионных объектах есть Книги отзывов. У нас тоже такая книга есть. Но эта книга необычная. На страничке книги есть 3 кармашка: «Понравилось», «Не понравилось», «Предложения».
Я вам всем раздам по 1 карточке, напишите, пожалуйста, свои отзывы и предложения и положите в соответствующий кармашек.
(Проходит рефлексия)
Педагог: Спасибо всем за участие в занятии. Буду рада видеть вас снова.
До свидания!
Приложение № 1
Вопросы- «билеты»
Бывает лобовое, бывает оконное. (Стекло)
У легковых автомобилей бывает передний и задний. (Мост)
Водный транспорт у рыбаков. (Лодка)
Есть у птицы, у самолета и у машины. (Крылья)
Фонарь на автомобиле для освещения пути. (Фара)
У велосипеда их 2, а у машины 4. (Колесо)
Без него не остановишься. (Тормоза)
Рабочая «лошадка» в деревне. (Трактор)
Транспортное средство в одну твою силу. Чем быстрее оттолкнешься,
Тем быстрее покатишься. (Самокат)
Российский автомобиль, названный в честь реки. (Волга)
У дома черепичная, у машины – металлическая. (Крыша)
Сердце машины. (Двигатель)
Самый маленький автомобиль в нашей стране. (Ока)
Самый популярный автомобиль для сельских дорог. (Нива)
Бывает сторожевой, бывает ракетный. (Катер)
Приложение 2.
Из истории появления автомобиля
В наш век автомобиль стал верным помощником и другом человека. Сфера применения его поистине необъятна. Нам жителям XXI века, просто трудно представить те времена, когда не было автомобилей. Но уже давно люди пытались заменить конные экипажи самокатными повозками.
Считается, что автомобиль «родился», в . 1886 году. Именно тогда по лицам двух немецких городов проехали первые четырехколесные машины с двигателями внутреннего сгорания: автомобиль Карла Бенца появился в Мангейме, а автомобиль Тотлиба Даймлера проехал по улицам селения Капштадт.
Однако в становление и развитие автомобиля внесли свой вклад и другие конструкторы и изобретатели, в том числе и наши соотечественники Евгений Яковлев, Петр Фрезе, Борис Луцкой, Ипполит Романов.
Для нас представляет интерес тот факт, что отдельные изобретатели начинали свои поиски с создания действующих моделей.
Так в один из дней 1786 года, т. е. двести лет назад, молодой английский инженер Уильям.
Модель Мердока
Мёрдок продемонстрировал своему начальнику Бултону свою последнюю модель. Это была небольшая трехколесная повозка, высотой около полуметра, с цилиндром, установленным вертикально на маленьком паровом котле, над которым зажигалась спиртовка. Как и в машине Уатта, шток передавал поступательное движение на ось помощью шатуна.
...Слегка повернув переднее колесо и несколько загрузив модель, положив на платформу угольные щипцы, совок и кочергу, Мёрдок зажег спиртовку под котлом. Лишь только модель спронзительным свистов начала все быстрее и быстрее описывать круги, в помещение ворвалась возмущенная хозяйка, и опытам в закрытом помещении пришел конец. Повозку вывели на тихую улочку и снова запустили. Как только открылся клапан, и пар стал поступать в цилиндр, повозка резко сорвалась с места и помчалась с такой скоростью, что изобретатель, хоть и бежал изо всех сил, остался далеко позади. Вскоре повозка исчезла за холмом (рис. 2).
Суд запретил Мёрдоку и всем другим потенциальным экспериментаторам заниматься «дьявольскими штучками».
Однако опыты Мёрдока не прошли даром. Одним из свидетелей описанного происшествия, как и работы изобретателя оказался пятнадцатилетний Ричард Тревитик. Этот талантливый юноша часами просиживал в его мастерской. Несколько лет спустя он прославился изобретением первой практически пригодной безрельсовой пассажирской повозки.
Рис.2 Изобретатель остался позади
Рис.3. «Дьявольская штучка»
Благодаря усилиям многих изобретателей и инженеров XX век стал веком автомобиля.
По внешнему виду первые автомобили почти ничем не отличались от конных экипажей. Да и не могло быть иначе. Ведь строители самоходных повозок просто на просто устанавливали двигатель сначала паровой, позднее внутреннего сгорания на конные экипажи. Изобретатели автомобилей основное внимание уделяли двигателю, его конструкции, расположению на повозках Безлошадные экипажи долгое время были диковинкой. Появление на улице каждой новой самоходной повозки вызывало огромную сенсацию. Вот почему конструкторы заботились только о том, чтобы их повозки были работоспособны, то есть ездили без лошадей. Кузова тогдашних автомобилей делали очень старательно, солидно, не редко они имели много разных приспособлений и украшений (рис. 4. Кузовам придаётся обтекаемая форма).
После второй мировой войны ситуация «на автомобильном рынке» коренным образом изменилась. Автомобиль постепенно перестает быть предметом роскоши, достоянием привилегированных членов общества.
Владельцами автомобилей становятся широкие массы трудящихся.
И теперь удовлетворение их запросов - насущная задача автостроителей. Выпускаются дешевые, быстроходные, доступные каждому машины, а в их сбыте немалую роль играет внешний вид.
Совершенствование форм кузовов идет по пути устранения выступающих частей, придания плавных очертаний и приближения к обтекаемым формам, так как скорость движения автомобиля неуклонно возрастает (рис. 4).
В последние годы автомобиль сделался настолько популярным, так часто изменяют его конструкцию, что выпуск новой модели зависит от моды.
Приложение № 3
Викторина
В каком году появился первый автомобиль? (1886 г.)
Кто создал первый автомобиль? ( Карл Бенц)
В какой стране появился первый автомобиль? (в Германии)
Кто из наших конструкторов внес вклад в становление и развитие автомобиля? (Яковлев, Фрезе, Луцкой, Романов)
С создания чего начинали изобретатели автомобиля? (Создание действующих моделей автомобиля)
Какой изобретатель сделал первую действующую модель автомобиля? (Уильям Мердок)
Как в народе называли модель Мердока ?( «Дьявольская штучка» )
На что были похожи первые автомобили? (На конные экипажи)
Чем отличался первый автомобиль от конного экипажа? (Был установлен двигатель, сначала паровой, потом внутреннего сгорания)
Кто мог ездить на первых автомобилях? (Богатые люди)
Какую скорость имел первый автомобиль? (20 км/ч.)
Что в первую очередь стали изменять в автомобиле конструкторы? (Кузов)
В какое время наиболее интенсивно стало развиваться автомобилестроение? (После второй мировой войны)
Кому стал доступен автомобиль? (Большинству людей)
От чего стало зависеть появление новой модели автомобиля? (От моды)
Приложение № 4
Сборочная модель автомобиля
Литература
Журнал « Бумажные модели».
Г. Б. Драгунов « Авиамодельный кружок», Издательство «ДОСААФ»,
1988.