1. Орг. момент.
2. Приветствие, разминка
Психолог: Здравствуйте ребята.
Когда я буду говорить Здравствуйте, девочки! (Девочки хлопают в ладоши.) Здравствуйте, мальчики! (Мальчики хлопают в ладоши.)
Упр. « Настрой на работу»
С помощью большого пальца правой руки показать в каком настроении они пришли на занятие.
Ели радостное – палец вверх
Если грустное палец опущен
Если нейтральное палец находится в горизонтальном положении
Для того чтобы узнать о чём мы будем говорить сегодня, расшифруйте тему беседы. Для этого из каждой строки таблицы выпишите только те буквы, которые не повторяются. (Запись на доске.)
У | Н | Т | М | Р | А | Т | Ш | И | Р | У | М |
С | О | Т | Я | Р | А | О | Н | Н | X | Я | И |
Ответ. Наши страхи.
Слово учителя. «Что такое страх? Когда надо, а когда не надо бояться?». Сегодня и поговорим об этом.
Все живые существа могут иногда чего-нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина, а хозяин боится, к примеру, грозы.
А чего боитесь вы? Давайте поиграем в игру«Я боюсь…» Правила очень простые: я называю вам страх, а вы, если боитесь, дотрагиваетесь до кончика носа. Например: пусть дотронется до кончика носа тот, кто боится мышей, и т. п.
Когда остаюсь один | |
Нападения | |
Заболеть | |
Боли | |
Крови | |
Каких-то людей | |
Матери (отца) | |
Наказания | |
Опоздать в школу | |
Не справиться с контрольной | |
Отвечать у доски | |
Осуждения со стороны сверстников | |
Молодцы, у всех все отлично получилось. Ребята, вы храбрецы, мы сейчас увидели, что каждый из нас чего-то боится.
Боятся все, даже герои, но они умеют преодолевать свой страх.
Что такое страх? ( Страх – это то, чего боятся) Если заглянуть в словарь, то там можно найти такое определение: «СТРАХ — отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности».
Существуют страхи, основанные на собственном опыте (кто-то в детстве чуть не утонул, поэтому боится воды). Бывают страхи, вызванные незнанием (не знаете, как обратиться к взрослому человеку, поэтому боитесь спросить его о чем-либо). Есть страхи, внушенные кем-либо (выйдешь в сумерки на улицу — на тебя нападет маньяк). Также существуют страхи нафантазированные (привидения, оживающие куклы).
Чувство страха совершенно естественно и иногда даже полезно, потому что может помочь избежать опасности, спасти жизнь людям и животным, заставляя их прятаться или защищаться. Страх принуждает действовать. Было бы просто глупо не испугаться, услышав оглушительный взрыв или увидев разбушевавшийся пожар. Страх спасает нас, заставляя убежать подальше от взрыва или пожара, а не стоять на месте, сложа руки.
Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться, в сущности, нечего. Например, не нужно пугаться громкого лая собаки. Лай может означать, что собака голодна, ей хочется пить или гулять. Некоторые дети боятся темноты и не могут спать без света. Но темнота сама по себе никому не причиняет вреда — напротив, она несет покой и отдых. Если бы круглые сутки светило солнце, то по вечерам нам было бы трудно заснуть и полноценно отдохнуть после трудового дня. Кое-кто из детей боится животных. Таких хищников, как тигр или крокодил, можно и нужно бояться. Но если ребенок пугается при виде обычной кошки, то с этим страхом нужно бороться.
Обо всех своих страхах дети обязательно должны говорить взрослым, а те постараются найти способ помочь ребенку. Так, например, избавиться от страха перед кошкой поможет подаренный крошечный котенок. Научившись играть с ним, заботиться о нем, ребенок поймет, что это замечательное существо, оно ничем не опасно, а наоборот, доставляет много радости.
4. Сказка «Маленькая Луна»
- А сейчас, я хочу прочитать и показать вам сказку о маленькой Луне, которая тоже кое-чего боялась, а чего она боялась, вы узнаете, слушая очень внимательно. - Кто готов слушать сказку, хлопните 2 раза в ладоши. Все готовы. (Чтение сказки «Маленькая Луна» сопровождается показом компьютерной презентацией.
Прил.1., звучит музыка их к/ф «Волшебный портрет»Сяо Цынь )
Вопросы к сказке:
· Подумайте ребята, почему так огорчалась Луна из-за своего страха темноты?
· Как Луна заставила свой страх отступить?
· Что увидела Луна в темноте, когда перестала бояться?
· Что чувствовала маленькая Луна в конце сказки?
Игра «Правда ли?»
Учитель. А теперь ответьте, правда ли, что не нужно бояться...
♦ играть в футбол на дороге?
♦ переходить улицу на красный свет светофора?
♦ впускать в квартиру незнакомого человека?
♦ если заблудился в центре города?
♦ заглянуть в оставленный кем-то на остановке сверток?
♦ посещать стоматолога?
♦ гулять на улице одному поздним вечером?
♦ ходить по крыше дома?
♦ защищаться, когда на вас нападает какой-нибудь задиристый ровесник?
♦ купаться одному в незнакомом месте?
♦ драться, если ваш противник в приступе бешенства взял в руку камень?
♦ если вы почувствовали запах газа в квартире?
♦ если незнакомец приглашает вас прокатиться с ним в машине?
♦ безлюдных мест: пустырей, оврагов, заброшенных домов, чердаков?
♦ пауков и гусениц?
♦ отправляться одному в дальнюю поездку?
♦ кричать, звать на помощь, если к вам пристают и пытаются удержать силой?
Примечание. Дети поясняют свои ответы.
Тренинг «Как поступить в данной ситуации?»
Учитель. Помните: неприятность можно предсказать! Надо только заглянуть на несколько шагов вперед и подумать, чем может закончиться ситуация.
Как вы поступите в следующих ситуациях?
Группа хулиганов пристает к твоей однокласснице:
а) пройдешь мимо;
б) вмешаешься;
в) позовешь на помощь.
Ты заметил, как в магазине вор вытащил кошелек у одного из покупателей:
а) громко закричишь: «Держите вора!»
б) сообщишь охраннику о случившемся;
в) никому ничего не скажешь.
Ты видишь, что у соседей по площадке приоткрыта дверь, хотя знаешь, что они в это время всегда на работе:
а) войдешь в эту дверь;
б) обратишься за помощью к другим соседям;
в) позвонишь в милицию.
Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:
а) откроешь дверь сам;
б) спрячешься под кровать;
в) откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.
Ты катаешься на велосипеде. Тебя останавливают незнакомые подростки и отнимают велосипед:
а) побежишь следом за ними;
б) пойдешь домой и расскажешь родителям;
в) будешь безутешно рыдать.
Психогимнастика.
Педагог: А теперь давайте позволим себе побояться всласть! Пусть зубы ваши стучат как барабанные палочки (дети стучат зубами), а по спине мечутся 40 000 мурашек! У cтpaxa глаза велики, а ваши глаза пусть станут еще больше (дети округляют глаза), кричите громче от страха на всю Ивановскую “Ма-а-ма-а!” (Дети кричат). Ребята, я думаю, что раньше вы и не умели как следует бояться, страх был вовсе и не страх, а так – легкое беспокойство.
4.Упражнения на преодоление страха.
1.Сейчас мы научимся приемам расслабления , которые можно использовать в любых сложных ситуациях.
Напрягите мышцы всего тела, рук, ног, высоко – высоко поднимите плечи, доставая до ушей, сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела. ( повторить 3 раза).
2. А сейчас еще один прием: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10 – 15 секунд. Теперь выдохните и с выдохом расслабьтесь, сбросте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию.
Вы почувствовали напряжение в груди во время вдоха?
Заметили расслабление после выдоха? Запомните эти ощущения.
4) Памятка Скажите как же все- таки можно преодолеть свой страх?
И сейчас мы поучимся преодолевать свой страх.
1. Не привлекай к себе неприятности. 2. Определи какой страх овладел тобой. 3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации. 3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя. 4. Не бойся просить помощи и защиты. |
Подведение итогов
Учитель задает итоговые вопросы:
— Вредно или полезно испытывать страх?
— Какие страхи помогают?
— Как можно бороться со страхом?
7. Рефлексия
О чем мы говорили? Что вам понравилось? Что запомнилось .Сейчас возьмите цветочки с улыбкой если вам понравилось. А если было скучно то возьмите грустный цветок. У нас получилась поляна настроения.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
1. Не привлекай к себе неприятности.
2. Определи какой страх овладел тобой.
3. Если это осторожность, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
3. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно тянуть время, а постарайся остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
4. Не бойся просить помощи и защиты.
Как вы поступите в следующих ситуациях?
Группа хулиганов пристает к твоей однокласснице:
а) пройдешь мимо;
б) вмешаешься;
в) позовешь на помощь.
Ты заметил, как в магазине вор вытащил кошелек у одного из покупателей:
а) громко закричишь: «Держите вора!»
б) сообщишь охраннику о случившемся;
в) никому ничего не скажешь.
Ты видишь, что у соседей по площадке приоткрыта дверь, хотя знаешь, что они в это время всегда на работе:
а) войдешь в эту дверь;
б) обратишься за помощью к другим соседям;
в) позвонишь в милицию.
Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:
а) откроешь дверь сам;
б) спрячешься под кровать;
в) откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.
Ты катаешься на велосипеде. Тебя останавливают незнакомые подростки и отнимают велосипед:
а) побежишь следом за ними;
б) пойдешь домой и расскажешь родителям;
в) будешь безутешно рыдать.