СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по дисциплине «Основы философии» Тема: А.А.Любищев – энциклопедист XX века

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известный российский писатель Даниил Гранин соприкоснувшись с наследием Любищева, написал повесть, которую назвал «Эта странная жизнь». «…я … долго бился над дневниками и архивом моего героя, и все, что я извлек оттуда, было для меня открытием, разгадкой секрета поразительной жизни».

                   Александр Александрович так говорил о себе: — Я — кто? Я — дилетант, универсальный дилетант. Слово-то это происходит от итальянского дилетто, что значит — удовольствие. То есть человек, которому процесс всякой работы доставляет удовольствие».

         Тема нашего семинарского занятия «А.А.Любищев – энциклопедист XX века».

         На предыдущем занятии мы изучили тему «Русская философия». Давайте назовем основные особенности русской философии (студенты перечисляют):

1) Русская философия является духовной наследницей византийской мысли;

2) Русская философия почти всегда развивалась в недрах религии;

3) Русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью;

4) Русскую мысль традиционно тревожит проблема «правды», ибо в ней сливаются в одно единое истина и справедливость;

5) Поиск смысла истории, ответа на вопрос о месте России в мировом историческом процессе).

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по дисциплине «Основы философии» Тема: А.А.Любищев – энциклопедист XX века»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Бугульминский строительно-технический колледж»












Открытое занятие по дисциплине

«Основы философии»

Тема: А.А.Любищев – энциклопедист XX века

преподаватель – Смирнов А.В.





















Бугульма

2018


Конспект открытого занятия по теме

«А.А.Любищев – энциклопедист XX века»


Преподаватель: Александр Александрович Любищев. Фантазер, человек увлекающийся.

Никто, даже близкие Александра Александровича Любищева не подозревали величины наследия, оставленного им.

Сюжет 1.


Преподаватель: Известный российский писатель Даниил Гранин соприкоснувшись с наследием Любищева, написал повесть, которую назвал «Эта странная жизнь». «…я … долго бился над дневниками и архивом моего героя, и все, что я извлек оттуда, было для меня открытием, разгадкой секрета поразительной жизни».

Александр Александрович так говорил о себе: — Я — кто? Я — дилетант, универсальный дилетант. Слово-то это происходит от итальянского дилетто, что значит — удовольствие. То есть человек, которому процесс всякой работы доставляет удовольствие».

Тема нашего семинарского занятия «А.А.Любищев – энциклопедист XX века».

На предыдущем занятии мы изучили тему «Русская философия». Давайте назовем основные особенности русской философии (студенты перечисляют):

1) Русская философия является духовной наследницей византийской мысли;

2) Русская философия почти всегда развивалась в недрах религии;

3) Русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью;

4) Русскую мысль традиционно тревожит проблема «правды», ибо в ней сливаются в одно единое истина и справедливость;

5) Поиск смысла истории, ответа на вопрос о месте России в мировом историческом процессе).


Сегодня мы с Вами закрепим знания по основным особенностям русской философии на примере одного из мыслителей.

Мы познакомимся с:

  1. Жизнью и творчеством А.А.Любищева;

  2. Философскими взглядами А.А.Любищева;

  3. Актуализируем знания по истории философии;

Вы сообщите об аналитическом подходе А.А.Любищева на историю философских взглядов через призму истории;

Также обобщим систему учета личного времени, разработанную А.А.Любищевым.


Сюжет 2.

Преподаватель: «Расцвет и упадок цивилизации», «В защиту науки», «О монополии Т.Д.Лысенко в биологии», и, конечно, философский фундаментальный труд «Линии Демокрита и Платона в истории культуры».


Сюжет 3.


Преподаватель: Любищев родился 5 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге в семье крупного лесопромышленника. С ранних лет вполне сознательно отказался от религии.

Учась в Реальном училище поделил все области человеческого знания и культуры на обязательные и на ненужные. Чтобы не терять времени, немецкий язык изучал по переводу «Анны Карениной». В 1906 году поступил в Петербургский университет, который закончил в 1911 году.

Студент 1 (сообщение): После ВУЗа молодой ученый некоторое время работал на Мурманской биологической станции, после отслужил и переехал в Симферополь. В Крыму он несколько лет плодотворно трудился в Таврическом университете. Затем было еще несколько переездов – в Среднюю Азию, Пермь, Самару, Ульяновск.


Преподаватель: Общая формула этики, сформулированная А.А.Любищевым: поступай так, чтобы твое поведение способствовало прогрессу человечества, выражающемуся в победе духа над материей.

После смерти Любищева, ученики, друзья, ученые поразились количеству оставленного рукописного архива. Архив Александра Александровича продолжают изучать и по сегодняшний день.


Студент 2 (сообщение): Дневник. Петроград. 17 сентября 1918 года. 19 час. 15 мин. веч

Настоящий дневник отнюдь не является продолжением того, который я вел в 1907–1913 годах и большая часть которого уничтожена. Здесь я не думаю вести, какой бы то ни было летописи и вряд ли уделю много места (если вообще буду уделять) изображению своих душевных переживаний. Скорее этот дневник можно считать продолжением рукописной тетради № 13, где у меня первоначально записывались только впечатления от прочитанных книг, а потом стал записывать и вообще приходящие в голову мысли. С годами я с удовольствием констатирую, что мыслей приходит все больше и больше; в момент их появления они настолько несистематизированы, что трудно бывает их отнести к какой-нибудь категории интересующих меня вопросов, но потом оказывается — из этих мыслей можно извлечь бывает кое-что ценное.


Преподаватель: С 1973 года стали проводится научные конференции памяти Александра Александровича Любищева в Ленинграде и Москве, ежегодно с 1987 года в Ульяновске, а каждые пять лет с 1990 года в Тольятти.

Одна научных конференций, проводившаяся одновременно в Москве, Тольятти и Ульяновске – в 1990 году – называлась «А.А. Любищев – энциклопедист XX века».


Сюжет 4.


Преподаватель: Александр Александрович очень любил полемику. Как- то он сказал, что «чтение Платона постоянно побуждает к беседам».


Сюжет 5.


Студент 3 (сообщение):


Преподаватель: На предыдущем занятии вы получили задание для самостоятельной работы. Вам нужно было изучить книгу А.А.Любищева «Линии Демокрита и Платона в истории культуры» и заполнить выданную рабочую тетрадь. Давайте проверим результат вашей работы.


(Студенты поочередно зачитывают по 1-ой странице заполненной ими рабочей).


Преподаватель: Вспомним, что Александр Александрович с ранних лет отказался от религии. Однако, религиозные взгляды человечества он изучил и написал книгу «Наука и религия». В этой книге Любищев подробно раскрыл собственные взгляды на вред церкви для науки, на пользу от церкви и религии для науки.

Основный вывод, сделанный им: «история наук не идет чисто логическим путем: огромную роль играет интуиция, догадка».

Основную работу по увековечиванию памяти Любищева проделали энтомолог Р.В.Наумов, математик Р.Г.Баранцев, эволюционист С.В.Мейен, генетик М.Д Голубовский, философ Ю.А.Шрейдер, поэт и философ Ю.В.Линник и эволюционист Ю.В.Чайковский, которые сохранили  его гигантский архив, напечатали основные произведения и «включили» его имя и взгляды в культурный (научный и духовный) диалог…


Студент 4 (сообщение) о Р.В.Наумове.


Сюжет 6

Студент 5 (сообщение) о Р.Г.Баранцеве.


Сюжет 7


Преподаватель: Михаил Давидович Голубовский. Родился 29 августа 1939 в городе Ленинград. Доктор биологических наук, генетик. В широких научных кругах М.Д. Голубовский известен как пропагандист и популяризатор работ А.А.Любищева: им написан ряд статей о жизни и творчестве А.А.Любищева, он редактор его книги "В защиту науки: статьи и письма" (1991 г.). 


Студент 6 (сообщение): М.Д.Голубовский об А.А.Любищеве.


Преподаватель: Юлий Михайлович Шрейдер. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук. В 1978 году Ю.М.Шрейдер опубликовал статью «Три жизни профессора Любищева». В ней дается следующее разделение научного и жизненного пути Александра Александровича Любищева.


Студент 7 (сообщение) о разделении жизненного пути А.А.Любищева.


Преподаватель: Юрий Владимирович Линник. Родился в 1944 году в городе Беломорск. Доктор философских наук. Приверженец идей Вернадского и космизма в искусстве. Директор единственного в стране Музея космической живописи (Петрозаводск). Автор поэтических сборников, эссе, философско-фантастических и философско-мистических повестей.

«Александр Александрович Любищев написал спорный трактат «А если бы...».  А если бы Новгород взял верх в тяжбе с Москвой?  Как тогда выглядела бы Россия? А.А. Любищеву виделась - весьма узнаваемо, хотя и сквозь туман неопределённостей - здоровая европейская страна». 

Ожиданье — здесь.

Ожиданье — там.

Этот мир!

Он весь как огромный храм.

Ю.В.Линник из книги «В поисках Шамбалы»

Еще в молодости Александр Александрович Любищев поставил перед собой глобальную цель — разработать периодическую систему биологических элементов, подобную периодической системе Менделеева.


Сюжет 8


Преподаватель: Готовясь к сегодняшнему занятию вы изучили и систему учета личного времени, разработанную Любищевым.

Вначале еще раз об этой системе.

Количество времени, необходимое для достижения этой цели, существенно превосходит среднюю продолжительность человеческой жизни.

Как повысить эффективность использования времени настолько, чтобы успеть за одну жизнь сделать то, на что обычно требуется несколько жизней?

Чтобы разобраться, как и на что расходуется время, и выяснить, как повысить эффективность его использования, Любищев стал вести хронометраж. Через какое-то время ученый понял:

то, что он использовал для диагностики, и есть лекарство.

Постоянное ведение хронометража позволило выработать особое чувство времени, благодаря которому Любищев в какой-то мере смог управлять самим течением времени.

В основу системы управления временем Любищев положил постоянное ведение хронометража, дополненное пятью ключевыми принципами.

  1. Я не имею обязательных поручений.

  2. Не беру срочных поручений.

  3. В случае утомления сейчас же прекращаю работу и отдыхаю.

  4. Сплю много, часов десять.

  5. Комбинирую утомительные занятия с приятными.


Сюжет 9


Преподаватель: Мы с вами совместно, заранее выполнили исследовательскую работу. Была разработана анкетная форма «Учет личного времени студентами». Форма была создана с помощью сервиса «Гугл формы». Студенты некоторых групп 1 и 2 курса в онлайн режиме прошли анкетирование. Обобщение результатов с помощью офисного приложения Excel выполнила студентка Анастасия Рудакова. Она же построила обобщенную диаграмму.

Так, активная часть суток у студентов затрачивается на аудиторную учебную работу, т.е. на занятия. На это приходится 56,8%. Среди других видов активной деятельности: 23,4% времени – на просмотр фильмов, 12,5% - на компьютерные игры, 11,3 % - поиск информации в Интернет.

Анатолий Николаевич Марасов. Родился в 1947 году с. Ундоры Ульяновской области. Кандидат биологических наук. Один из организаторов Любищевских чтений. Издатель десяти сборников научных работ памяти Любищева. Член союза писателей России. Автор четырех книг по философской антропологии. Благодаря усилиям Анатолия Николаевича Марасова при Ульяновском областном Краеведческом музее создан фонд - архив переписки Любищева, который составляет десятки папок.


Студент 8 (сообщение): высказывание коллеги об А.Н.Марасове.


Преподаватель: Супруга Марасова Лидия Ивановна сказала мужу: «Ты поставил памятник Любищеву».


А.Н.Марасов: «…я холодно оцениваю восточные учения. У них очень сильно интуитивное начало. Они не дают конкретных ответов, останавливая на уровне созерцания. Люди, серьезно занимающиеся восточной философией, уходят в себя. Теряют внешнее существование. Неадекватно оценивают мир и не вписываются в окружающую обстановку. Они часто теряют здравый смысл».

А.Н.Марасов в своей книге «И звук, и свет» написал: «Счастлив ты, если способен к удивлению: ты не только молод, но видишь истинное богатство, видишь целостность...».

«Странный мир наш! Он временный и вечный! он конечный и бесконечный, он пределен всегда — в большом и малом, и — беспределен своей замкнутостью, открытостью, он удивителен своими повторяющимися технологиями...»

Итак, ученики, ученики учеников, развивают философские взгляды А.А.Любищева. В большинстве учебников, посвященных тайм-менеджменту имя Любищева, его систему учета личного времени стоит в основе этого управленческого искусства.

Удивительная, и как сказал Даниил Гранин, странная жизнь энциклопедиста 20 века – Александра Александровича Любищева.


Сюжет 10


Преподаватель: «Что мне даёт Любищевский университет? Вести диалог.
Ведь человека вообще создаёт не только ответ, но и, повторяю, вопрос, который, действительно, нужно задавать не вслепую…» (А.Н.Марасов).


Сюжет 11


Итак, подведем итог занятия. Что мы сегодня изучили, чему научились.


(студенты поочередно зачитываю с экрана:

Мы познакомились с: жизнью и творчеством А.А.Любищева, философскими взглядами А.А.Любищева.

Самостоятельно изучив книгу Любищева «Линия Демокрита и Платона в истории культуры», мы повторили философские взгляды с античного времени до современной западноевропейской философии.

Мы научились вести учет использования личного времени и поняли необходимость планирования личное время.


Спасибо за работу, все молодцы! Оценки «отлично».


Задание на дом: подготовиться к тестированию по теме «Русская философия».

Занятие закончено.

7