Открытое занятие по Развитию речи во второй младшей группе
на тему: «Сундучок сказок»
Программное содержание: совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог, высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания). Упражнять детей в четком и правильном произношении звуков [а], [о], [и], [у], [э]; учить детей рассматривать сюжет про картину, отвечать на вопросы педагога, делать простейшие выводы, высказывать предположения. Упражнять в образовании слов по аналогии.
Предварительная работа: чтение сказок «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди». Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям, прослушивание аудиозаписей сказок. Игры малой подвижности «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди». Словесные игры на дифференциацию звуков [а], [о], [и], [у], [э], «Животные и их детеныши», «Герои сказок». Драматизация сказок.
Материалы и оборудование: расписной сундучок (или короб), фигурки для настольного театра к сказкам «Колобок», «Репка»; компьютер.
Содержание организованной образовательной деятельности
Воспитатель демонстрирует детям расписной сундучок, предлагает открыть его и рассмотреть, что в нем.
Воспитатель. Да это же сундучок сказок! (Достает фигурки для настольного театра к сказке «Колобок»).
(Демонстрирует фигурки деда и бабки.)
Воспитатель. В каких сказках есть эти герои?
Дети. «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».
Воспитатель. А может они пришли к нам из сказки «Теремок»?
Дети. Нет, сказке «Теремок» нет таких героев.
Воспитатель расставляет на столе героев сказки «Колобок».
(Драматизация сказки).
Дети, манипулируя фигурками настольного театра, повторяют песенку Колобка, проговаривая реплики героев сказки по вопросам воспитателя:
- Что попросил сделать дед бабку?
- Что сделал Колобок?
- Кого он повстречал на своем пути?
- Спойте песенку Колобка?
- Как лиса перехитрила Колобка?
Воспитатель достает из сундучка фигурки настольного театра к сказке «Репка». (Дети, манипулируя фигурками настольного театра, драматизируют сказку «Репка».)
На экране компьютера демонстрируется фрагмент их мультфильма «Гуси-лебеди».
Воспитатель спрашивает детей о том, кто такие были гуси-лебеди.
Дети. Это слуги Бабы-Яги, которые унесли мальчика. Его сестренка спасла мальчика от гусей-лебедей.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Воспитатель читает стихотворный вариант сказки «Гуси-лебеди». Дети изображают гусей-лебедей: бегают по группе, расправив руки-«крылья», садятся на корточки, обхватив колени руками.
Далеко за горной кручей,
Там, где лес стоит дремучий,
Там, где солнце прячет тени,
Где стоит ночная темень,
Озерко одно искрится,
В нем студеная водица.
Здесь темно всегда, и тут
Гуси-лебеди живут.
Стая белых лебедей,
Что в домах крадут детей.
Здесь избушка есть и в ней
Нет ни окон, ни дверей.
В этой старенькой избушке
Дряхлая живет старушка,
Что зовут Бабой-ягой
С костяной одной ногой.
Гуси-лебеди ей служат,
Со старухой этой дружат.
Вот однажды в ранний час
Строгий шлет она наказ
Своим преданным гусям,
Длинношеим лебедям:
- Эй, бездельники, летите,
Время даром не тяните,
Мне мальчишку принесите!
Воспитатель. Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали… (Дети «летают» по ковру.) И ни с чем вернулись к Бабе-яге. (садятся на корточки, обхватывая колени руками.)
Воспитатель. Где же нашла своего братца девочка?
Дети. В избушке Бабы-яги.
Воспитатель. Где стояла избушка?
Дети. В дремучем лесу.
Воспитатель. Что нужно делать, когда потеряешься в лесу?
Дети. Нужно кричать: «Ау!».
Воспитатель. Давайте вместе покричим. (Дети повторяют.) Хорошо слышно, потому что помогает эхо. Я потерялась в лесу, а вы будете мое эхо. Я буду кричать «Ау!», а вы повторять за мной, только потише.
(Воспитатель произносит звуки [а], [о], [и], [у], [э], дети повторяют.)
Воспитатель достает из сундучка сказок фигурку девочки.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, из какой она сказки? Может быть из сказки «Заюшкина избушка» или «Теремок»?
Дети. Нет, девочка была в сказке «Репка» и «Гуси-лебеди».
Воспитатель. Девочка, как тебя зовут?
Девочка-куколка (за нее отвечает воспитатель). Меня зовут Машенька.
Воспитатель. А из какой ты сказки, Машенька?
Девочка-куколка. Я из сказки «Маша и медведь».
Воспитатель. Машенька жила у медведя в лесу, наверное, там она видела лесных зверей. Машенька будет вам называть лесных зверей, а вы называйте их детенышей:
Лиса – лисята
Медведь – медвежата
Волк – волчата
Белка – бельчата
Еж – ежата
Заяц – зайчата
Девочка-куколка. Спасибо, ребята, мне понравилось с вами играть. Но мне пора возвращаться к моим дедушке и бабушке.
Воспитатель. Попрощаемся с Машенькой. Ребята, а в сундучке сказок что-то еще лежит. Давайте посмотрим! Да это же короткие стихи про животных для гимнастики для язычка. Их нужно повторять хором вместе со мной и тогда наш язычок станет крепким и послушным.
Лягушки
- Где живете вы, лягушки?
- Возле речки, на опушке.
Там, где мокрая трава,
Нам привольней,
Ква-ква-ква!
Ежик
Убежал колючий ежик
От лисы, не чуя ножек.
Глазки сонные сомкнув,
Запыхтел: «Пуф-пуф-пуф-пуф!»
Уж
Уж в густой траве ползет
И друзей к себе зовет:
- Никого не укушу,
Мне поверьте, шу-шу-шу!
Белка
Белку спрашивает зайка:
- Чем займёшься ты, хозяйка?
- Запасу орешки впрок,
Буду щелкать: «Цок-цок-цок!»
Пчелка
Знаю есть у пчёлки жало.
Я от жала убежала.
А пчела мне вслед:
«Не трусь!
Хочешь медом поделюсь?
Впрочем, ладно, не держу…
Вот пугливая: жу-жу!»
Совушка
На пеньке сова сидит,
Во все стороны глядит.
Разбудила сонных мух,
Закричала: «Ух-ух-ух!»
Мышка
- Мышка, серенькая мышка,
Где твой маленький домишко?
- Далеко мой дом, в степи,
В гости жду вас: Пи-пи-пи!
Воробышек
Воробей увидел кошку,
Перестал клевать он крошки,
Испугался, поднял крик:
- Помогите! Чик-чирик!
Улитка
По травинке тонкой, зыбкой
Тянет домик свой улитка.
Путь проделала большой.
- Ох, устала, ой-ой-ой!
Сороконожка
К нам идет сороконожка
И вздыхает по пути:
- У меня замерзли ножки,
Столько где сапог найти?
- Не грусти, сороконожка,
Смастерим тебе сапожки,
Мы сошьем их без труда,
Обещаем, да-да-да!
Воспитатель в последний раз открывает сундучок сказок и находит в нем угощения для детей. Хвалит детей, раздает угощение.