СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Природа - наш общий дом" (с использованием ЦОР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний детей о живой и неживой природе и человеке, как неотъемлемой части.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Природа - наш общий дом" (с использованием ЦОР)»

Открытое занятие « Природа- наш общий дом »

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Обобщение знаний детей о живой и неживой природе и человеке, как неотъемлемой части.

Задачи:

Обучающие:

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, а также умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому; чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное поведение в природной среде.

Оборудование: мультимедийная установка, кружки зеленого и красного цвета на каждого ребенка, презентация "Отрицательное воздействие человека на природу" и "Правила поведения в природе", карточки со словами- глаголами, памятки на каждого ребенка.

Ход мероприятия

Вводная часть:

Воспитатель приглашает детей в круг радости. Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй тоненький дубок,

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую.

Дети приветствуют гостей.

Воспитатель приглашает детей занять свои места.

Основная часть:

Воспитатель: слайд1

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и ночной прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем –

Природою родной Земли

Зовется этот дом!

Ребята, а что такое природа? ( ответы детей)

Что относится к неживой природе?

Дети: Солнце, луна, звезды, воздух, моря, реки, океаны, земля и т.д.

Чем они отличаются от живой природы?

Дети: Они не питаются, не дышат, не размножаются, не растут, не умирают.

Живая природа зависит от неживой, так как без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные.

Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от ее благополучия.

Дидактическая игра «Выбери главное» слайд 2

Перед вами на экране 4 группы объектов неживой природы, из которых вы должны выбрать по одному объекту , без которого невозможна жизнь на Земле. В результате вы должны назвать четыре самых главных объекта неживой природы:

— звезды, луна, солнце ;

— радуга, ветер, воздух;

— облака, горы, вода;

— дождь, снег, почва.

Дети: Солнце , воздух, вода и почва. слайд 3

Почему? (ответы детей)

Подумайте, какие еще из перечисленных явлений помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Дети: Ветер приносит прохладу, очищает воздух.

А что даёт дождь? (Ответы детей.) слайд 4

Дождь питает растения, даёт влагу.

Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) слайд 5

Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? слайд 6.

(Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Послушайте, ребята:

«Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу. слайд7.

Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. слайд8.

Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь люди живут в современных многоэтажных домах, еду покупают в магазине, а всё равно нашим настоящим домом остаётся природа. слайд 9.

А есть ли "природа" в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи - это ведь всё природа. Можем мы без этого жить в нашем доме?

Дети: - Нет.

Хотя человек и построил дома, города, он всё равно зависит от природы и не может без неё прожить, потому что он сам - часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать её законы.

А может ли природа жить без человека?

Дети: Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о природе как о нашем доме ,вспомним правила поведения в природе, постараемся разобраться как мы можем помочь природе.

Давайте вместе сравним эти два дома.

Отчего в нашем доме бывает светло

Дети: Свет идёт от лампы.

А что можно сравнить с лампой в природе?

Дети: Солнце. слайд 10.

Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить ещё и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.

В природе идёт дождь. Где его можно встретить в нашем доме?

Дети: - В нашем доме есть душ.

В природе - ветер, а в доме?

Дети: -Вентилятор. слайд 11.

В комнате есть пол. Где пол в природном доме?

Дети: - В доме-природе под ногами земля, почва. слайд 12.

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены.

Дети: - В доме-природе - горы и деревья.слайд 13.

У нас горит пламя на газовой плите.

Дети: - А в природе огонь вырывается из вулкана. слайд 14.

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

Дети: - А у себя в обычном доме человек научился "делать" снег в холодильнике.слайд15.

В природе дикие животные.

Дети: В обычном доме - домашние. слайд 16.

Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.

Ребята, а кто построил наши дома?

Дети: - Строители.слайд17.

Кто построил природу?

Дети: - Никто не строил.

Где чище: дома или в природе?

Дети: - Дома чище.

Почему?

Дети: Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.

Всё, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа - это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И всё это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - вся Земля. Мы должны беречь всё это, наводить порядок. слайд 17.

Физкультминутка.

Сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтобы слушать и читать,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

А сейчас посмотрим с вами презентацию о том, какое отрицательное воздействие может оказывать человек на природу.

(показ презентации "Отрицательное воздействие человека на природу".)

С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране природы, животных, воздуха. Учёные - экологи, биологи, охотоведы всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек наносит природе раны.

Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»слайд18.

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!» слайд.19.

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!» слайд 20.

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги.

Ты береги нас, береги!» слайд 21.

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу. слайд 22.

А теперь поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубается ради получения древесины. Её требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов. слайд 23.

Всё больше загрязняется воздух, водоёмы. слайд24

А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека. Не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья. Мы знаем, что человек - это часть природы. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда.

Игра «Это зависит от каждого из вас». слайд 25

Возьмите кружки зеленого и красного цвета. Если высказывание положительно влияет на природу – поднимайте зеленый кружок), если отрицательное влияние – плохо , то красный.

- Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками

- Оставлять мусор в лесу

+ Развешивать кормушки и домики для птиц

- Браконьерство

+Очистительные фильтры на трубах заводов

+Создание заповедников

+Посадка деревьев

-Разрушение памятников природы и культуры

+Оборудовать и очищать места отдыха

-Ломать растения, срывать цветы

+Оберегать и подкармливать животных и птиц

-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда

+Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам

«Рыбам – воду, птицам – воздух, зверям – луг, степь, горы. Человеку – вся Земля!» слайд 26.

Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.

Вы часто отдыхаете с родителями на море, ездите в лес, на речку или в поле. помните о том, надо соблюдать правила поведения в природе. Нельзя забывать , что в природе всё взаимосвязано.

На уроках окружающего мира в школе, вы узнали немало правил, как вести себя в природе, повторим их:

презентация " Павила поведения в природе"

Нельзя вырубать леса;

Нельзя вытаптывать траву и цветы;

Нельзя уничтожать морских животных;

Нельзя обижать животных;

Нельзя разорять птичьи гнёзда;

Нельзя загрязнять водоёмы;

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников;

Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых и т.д

Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну рану нанесёшь ты, другую - твой товарищ , то же станет с природой?

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности.

У каждого из нас есть три матери. Первая -это ваша мама, вторая-это ваша Родина, а третья -природа. Давайте, каждый из вас подберет подходящие слова, чтобы сделать нашу землю красивой.(дети выходят и выбирают слова : любить ,беречь, охранять, оберегать и т.д)

Заключительная часть:

Прекрасен мир живой природы, люди часть его. А поскольку человек сам часть природы, то без природы он обречен на гибель.

Давайте вместе беречь планету

Во всей Вселенной красивей нету.

Во всей Вселенной она одна

Что будет делать без нас она. слайд 27.