Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Подгрупповое открытое логопедическое занятие
в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Р]
Подготовила
учитель-логопед
Жукова В.А.
2024-2025 учебный год.
Цель: создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [р] в слогах, словах, чистоговорках, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять навык правильного произношения звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;
-совершенствовать навык чтения слов с пройденными буквами;
-вырабатывать навык контроля над собственной речью;
-формировать и расширять словарный запас;
-учить грамматически правильно оформлять предложения;
-формировать навык составления слов путём чередования букв;
-развивать лексико-грамматические представления.
Коррекционно-развивающие:
-развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать память, внимание, логику, мышление путём метаграмм.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
-воспитывать выдержку, усидчивость;
-создать эмоционально приподнятое настроение;
-формировать навыки сотрудничества.
Ресурсы: телевизор, ноутбук, презентация, Су-джок шарики по количеству детей (5 штук), салфетки, контейнер для мусора, маленький круглый стол, стол детский большой, шесть стульев детских.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
(учитель-логопед вместе с детьми заходит в зал, где их ожидают гости)
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздороваемся с ними и начнём заниматься.
(Ребята здороваются)
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие звуки вы учитесь правильно говорить.
(Ребята называют звуки)
- Ребята, какой общий звук у всех вас?
(У нас общий звук у всех – звук [Р])
II. Артикуляционная гимнастика:
- Верно. А начнём мы наше занятие с зарядки: непростой, а артикуляционной! Занимайте места.
(Ребята усаживаются на стулья, расставленные по кругу, в центре стоит круглый столик, на нём лежат салфетки, стоит контейнер для мусора)
Мы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку:
Не ногами, не руками,
А своими язычками!
(Ребята выполняют короткий комплекс упражнений без зеркал)
- А теперь зарычали, как тигры, громко, тихо, коротко, длинно! Молодцы! Звук [Р] помним!
(Предложить детям убрать салфетки в контейнер мусорный)
III. Чистоговорки со звуком [Р]:
- Внимание, весёлые чистоговорки со звуком [Р].
(Дети слушают и повторяют все вместе, перебирая пальцами Су-джок шарики. Вспомнить с детьми приёмы захвата шарика большими и указательными пальцами обеих рук, перебирать пальцами шарик, проворачивая его вокруг. Затем захват делать большими и средними пальцами обеих рук и т.д.)
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ор-ор-ор – красит Верочка забор.
Ур-ур-ур – Маша кормит кур.
Ры-ры-ры – Дима прыгает с горы.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры – у нас красные шары.
Ир-ир-ир – Арсений (Алиса) пьёт кефир.
Ур-ур-ур – тигра укротил Тимур.
Ра-ра-ра – Саше нравится игра.
Ру-ру-ру – мы закончили игру!
IV. Дидактическая игра «Найди отличия»:
- Ребята, на занятиях, вы постоянно учитесь быть внимательными: слушать вопросы, выполнять задания. В игре «Найди отличия» внимательными должны быть глаза.
(Предложить ребятам выполнить экспресс глазную гимнастику: посмотреть в разные стороны, зажмуриться, открыть глаза, сделать глазами «восьмёрку»)
- Рассмотрите рисунок слева, рассмотрите рисунок справа. Найди отличия между двумя рисунками, и расскажите об этом. Помним про звук [Р]!
Примеры детских ответов:
Слева на картинке носорог стоит перед травой, а справа – за травой.
Слева на картинке на корыте сидит воробей, а справа – ворона.
Слева на картинке небо чистое, а справа – в небе летают комары.
Слева на картинке носорог сморит налево, а справа – направо.
Слева на картинке у носорога на роге пусто, а справа – на роге груша.
Слева на картинке, на траве стоит торт, а справа – торта нет.
Слева на картинке около тигра лежит арбуз, а справа – помидор.
Слева на картинке перед тигром стоит барабан, а справа – подарок.
Слева на картинке перед грядкой растут два мухомора, а крот между ними прорыл ход, а справа – растут три мухомора перед грядкой.
- Ребята, молодцы! Думаю, вы устали, настало время для физминутки.
V. Физминутка:
- А теперь все дружно встали,
Стулья в сторону убрали,
Передышку себе дали!
Будем играть в игру «Превращай-ка»:
Если услышите в слове звук [Р] –
Прыгайте, как кенгуру.
Ну, а, если звука нет –
То стоим на месте.
Слова: кора, коза, роза, рога, нога, нора, пора, порт, пост, рост, роса, коса.
- Ребята, напомните, почему эта игра в слова называется «Превращай-ка»?
(Ответы детей примерные: «Игра так называется, потому что в словах один звук менялся и другое слово получалось»).
VI. Дидактическая игра с «Умными кубиками»:
- Ребята, вспомните, что такое «звук»? (Звук – это то, что мы слышим и говорим.)
- Верно. Напомните, что такое «буква»? (Буква – это то, что мы видим и читаем.)
- Верно. Многие из вас уже знают все буквы алфавита, и буква Р точно вам знакома. Поэтому, будем сейчас играть в игру «Превращай-ка» с кубиками. Возьмите стулья и займите места за столом.
(Для детей приготовлены наборы из серии «Умные кубики» фирмы TESTPLAY. Ребята играют в игру, собирая по заданию логопеда слова из кубиков, путём замены одной буквы в слове, и читают новое слово).
Слова: кора, нора, пора, порт, торт, сорт, корт, форт, фарт, март.
VII. Рефлексия:
- Ребята, знакомое слово «март» получилось. Что это?
(Ответы детей примерные: «Так называется первый весенний месяц».)
- Правильно. Послушайте короткое стихотворение об этом месяце:
Как только снег исчез,
Пошли ребята в лес.
Март посылает всем привет
А с ним – подснежников букет!
В. Берестов
- Ребята, наше занятие подходит к концу. Вспомните, для чего мы с вами сегодня собрались в этом зале, пригласили гостей, играли.
(Ответы детей примерные: «Мы сегодня играли, чтобы помнить про звук [Р], говорить его правильно не забывали, контролировали свою речь, показали нашим гостям разные игры, в которые мы играем на занятиях с логопедом».)
- Ребята, вспомните и назовите, какие игры вам запомнились?
(Ответы детей примерные: «Весёлые чистоговорки», «Превращай-ка» с буквами «Умные кубики», физминутка «Кенгуру», игра «Найди отличия».)